Бывший пастор о служении и работе

Василий Гапонов
К написанию этой статьи меня подтолкнули ряд комментариев моего виртуального друга на мое радостное сообщение о сдаче экзамена на шестой разряд электромонтера высоковольтных сетей. Захотелось поделиться радостью, но был удивлен реакцией «духовного» товарища:

- «Помню Василия на Божьей высоте. Жаль, что всего лишь до электрика опустился».

О чем это?

Большую часть своей жизни я был служителем протестантской церкви. Был и пастором, но большую часть преподавал всякие богословские предметы в разных учебных заведениях церковного направления. Говорят, был неплохим учителем. Причем, это оценка светских специалистов.

Не скрою, мне приятно слышать о себе такое мнение, как может быть лестно любому знать позитивную оценку своей работе от других. Нормальная, по-моему, реакция. Если ты занимаешься чем-то долго, то стыдно десятилетиями оставаться неуком, при упоминании которого люди непроизвольно кривят лица.

Когда-то я окончил училище по специальности электромонтера. В простонародье,  пэтэу. Еще бурсой у нас его называли. Когда-то считал это временным шагом на пути в военное училище, а после все изменилось. Было библейское образование, бакалавр, потом магистр теологии. Старался вникать в дела основательно, с 1993 года, находясь исключительно на церковном поприще. Несколько лет перед этим я еще совмещал работу электрика с пасторством, но потом перестал справляться и выбрал церковь, хотя в денежном плане тогда это было существенно невыгодней.

Так прошло 22 года. Появилось много знакомых в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Кривом Рогу, Ижевске, Перми и во многих других городах, не считая самого Крыма. Где преподавал, там и оставил след. Как-никак, это тысячи студентов.

Мне всегда нравилось преподавать. Пасторство было как-то не по душе, а в учебу погружался с головой и после уроков, где я был живчиком, словно на батарейке «Энерджайер», приходила такая усталость, словно с меня высосали все силы. Сейчас приходится много работать физически, но такой усталости нет! Как-нибудь относиться к делу не в моих правилах было. Выкладывался на 100 %. Не знаю, может у матерых преподавателей есть какие-то секретные способы сохранения энергии, но у меня было так.

Почему же решился уйти со служения? Все-таки, больше двух десятков лет потрачено. Если кто-то ищет сенсационных пояснений, то таковых у меня нет. Ведь как часто служители покидают свое место?

Что-то натворят и приходится уходить. Ну, там разведется с женой по причине супружеской неверности. Бывает, устал человек сильно, попал в депрессию, хотя часто и продолжает пасторство под таким бременем. Эффективность таких усилий близка к нулю, но как-то держится. Иногда служитель может наломать дров, не справившись со служением, и ему приходится уйти, потому что все или большинство кому служил, уже ушли. Печальный уход…

Знаю пастора из Крыма, который оставил благополучное служение и уехал… в Индию. Миссионером! Служит в Непале, Вьетнаме, Бирме и Таиланде! Чтобы выучить сначала хинди, пришлось прежде выучить английский. Потрясающая целеустремленность!

У меня же напрочь отсутствуют пасторские и миссионерские влечения. Мне бы поучить. Только в поместной церкви я все учебные программы провел. Как бы учить стало некого. Это не сказка и не вымысел. Нельзя же учить людей по третьему, пятому, десятому кругу! Примерно за год до моего решения уйти ко мне стали закрадываться мысли:

- Куда дальше идти? Мое служение для поместной церкви вычерпывает себя. Оставаться дальше и получать зарплату за несуществующее служение?

От этой последней мысли мне становилось плохо буквально на физическом уровне. Верующие жертвуют в поместную церковь, отрывая от зарплат, пенсий, а я просто так буду брать и ничего не делать? Все равно, что пойти и обворовать банк…

Как верующий, стал молиться об этой ситуации, чтобы был какой-то понятный для меня выход. Могу уточнить: меня никто со служения не гнал, я ничего не натворил, не впал в грех, за что безмерно рад. Когда осенью 2014 провел свой последний библейский курс в качестве полновременного служителя, то отказался от зарплаты, чтобы не обирать церковь. Спустя 2,5 месяца я ушел со служения полностью.

Для меня уже чудо сам факт приема меня на работу электромонтером после 22-летнего (!!!) отсутствия в прежней профессии. Причем, взяли сразу по пятому разряду, как раньше. Мне уже 46 лет было. Многие уже стали асами в таком возрасте. Не скрою, пытался вникать во все с учительской въедливостью, старательно записывая и перечитывая всякие статьи в инете касательно своей работы. Ведь надо быстрее компенсировать отсутствие опыта.

Особенно приятно было, когда удалось написать свою первую инструкцию к станции мобильной маслоочистки трансформаторного масла на понятном для простого человека языке. Как инструкция «Для чайников», адаптировав высоконаучный слог инженеров из полтавского конструкторского бюро к пониманию обычного работника. Где-то 30 фоток и пошаговое описание в шутейном тоне. Коллеги определили разработку, как удачную и достаточно оригинальную. Конечно, учебные пособия мне и раньше доводилось писать, но ведь здесь я сделал в новой для себя области! Потом была еще одна инструкция по пользованию устройством докачки вводов трансформаторов большой мощности.

И вот, по истечении 20 месяцев работы мне предложили сдаться на шестой разряд. Знаете, какой кайф почувствовал при этом?! Не от того, что будет зарплата на тысячи две больше. Нет! Дело не в деньгах! Это приятное дополнение, но отнюдь не главное. Удовлетворение от того, что во мне увидели достойного специалиста. Я не только мог учить и проповедовать, но и специалист приличный!

28 октября в закоулке диспетчерского коридора проходило заседание комиссии по повышению квалификации. Хотя и обещали, что экзамен будет через месяц, теоретическая подготовка получилась намного короче: 4 дня. Но и этого хватило. Защита длилась где-то 10 минут. У меня отскакивали ответы, как от зубов. Когда зам энергетика Клементовский сказал, что у него нет вопросов, то у меня под курткой просто крылышки выросли. Рубеж пройден!

Понятно, что пока это признание больше авансом выдано. Надо еще осваивать кучу мелочей, из которых и складывается всякое умение, называемое мастерством, но важна сама тенденция. Что ж, бывшие пасторы не только болтать умеют! Это если на дело смотреть с позиции светского человека.  Слава Богу!

У меня нет абсолютно никакого стыда, что после пастора довелось стать электромонтером-высоковольтником, работающим с напряжением выше в 1000 раз того, что в наших домашних розетках водится. Более того, есть необыкновенное спокойствие души. Я своими руками зарабатываю свой хлеб, соблюдая заповедь апостола Павла: «кто не работает, тот и не ешь»! Меня не грызет совесть, что живу на пожертвования пенсионеров, а практической пользы, как с козла молока.

Остается открытым вопрос насчет того, зачем же мне надо было тратить полжизни на служение, если все заканчивается электромонтерством? С точки зрения верующего всегда есть совершенная воля Божья и служение явно выше светской работы. У меня наблюдается регресс? Так у меня получалось в жизни, что я несколько раз пытался уходить от служений, окунаясь в светскую работу (электриком, кстати!), но все равно служение ко мне возвращалось снова и снова.

У меня тоже есть подозрение, что после стольких лет служения работать до конца жизни электромонтером, как бы обессмысливает предыдущую ее половину. Но пока не увидел себя в полновременном служении. Нет возможности. Если кто думает, что можно просто так поехать в иной город и устроиться учителем в другой церкви, то это наивное представление. В каждой общине уже давно есть своя команда служителей, есть свой уровень и своя атмосфера. Быть в гостях в какой-то церкви и служить там постоянно – это две разные вещи.

Поэтому я подошел к вопросу философски. Уход со служения в моих обстоятельствах – это не трагедия века и совсем не конец света! Если я не могу служить дальше полноценно в мире с совестью в одном месте, не видя дальнейшего пути на другом, то надо жить если не совершенно, то хотя бы просто по Божьей заповеди. Мне моя работа нравится. Рядом хорошие люди окружают. Жизнь ведь не только в церкви проходит, она движется и за ее пределами.

Если служение однажды решит вернуться ко мне, то я должен это понять четко – это мой настрой на сегодня. Хочется верить, что я не пророк Иона, бросившийся в обратную, от указанной Богом, сторону. Может, я больше похож на ежика в тумане, но все-таки следующий другой Божьей заповеди: «все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Книга Екклесиаста глава 9, стих 10). Кроме светской работы, по пятницам я провожу служение разбора Священного Писания, готовлю проведение библейских брейн-рингов.

Мне смешно слышать такие нравоучения в свой адрес:

- «Главное, от веры не отходите».

Быть электриком – это совсем не означает отойти от веры! Что за бред?! Или мне надо было наручниками приковать себя к батарее молитвенного дома навеки? Может от того и проблемы бывают в церквях, что трудно оторвать щупальцы тем, кому надо давно оставить заветное место? Отчасти мне даже стыдно, что мой единоверец проявляет такую узость мышления. Не надо тушеваться: работать своими руками всегда почетно, поскольку грязные от смазки и пыли руки чаще всего признак чистых денег.

Будущее мне неизвестно, а пока же будем делать все, на что способны мои нечистые от циатима руки…