Feelings Снова поезд

Оксана Винская
Будни и праздники недофилолога.

Ты покупаешь билет и садишься на ночной поезд. 
(с) Тавада Ёко. Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов

Очень странная книга. То ли путевые заметки, то ли воспоминания в дневнике, то ли сон, то ли явь. Все повествование балансирует на границе реального и ирреального, вехи между сменой картин - названия ж/д станций, всего тринадцать.

Эта книга обо всем сразу и ни о чем конкретно, в ней нет ни начала, ни конца, ни фабулы, ни сюжета, но ее медитативное гипнотическое воздействие настолько велико,  что невозможно оторваться, не закрыв последнюю страницу.

Никто ее не ждет, никого она не ждет, эта грустная одинокая танцовщица, у которой все еще впереди (или уже позади?), бытие (или полусон?) которой проживается на неприветливых полках ночных поездов.

Важно уловить на полутоне эту щемящую дорожную неустроенность и связать ее с поэтикой отражений, столь важной для книги: повествование ведется от второго лица, героиня пишет самой себе о самой себе. Она одновременно и  будто глядит  в свое отражение в темном окне, и стоит снаружи, видя собственный силуэт за стеклом чужими глазами.

Японская литература и кинематограф явления специфические. В них много тишины. В восточной культуре акт молчания обязателен для процесса познания себя и своего места в мире. Герои всегда немногословны,  но эта черта - предвестник глубокого надлома, самой  неутолимой печали, которую можно услышать лишь сердцем.

Очень сложно передать впечатление от прочтения. Пусть за меня это сделает хокку:

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
 (с) Бусон

Будьте любознательны,  друзья мои, читайте хорошие книги!