Норвегия. Атлантический тоннель

Борис Готман
   Вдоль Хюстадвики. Часть 3.
   
   Продолжение.
   
   Итак, мы едем по завершающему участку Атлантической дороги  на острове  Аверой (Averоy). На иллюстрации вверху я приложил карту, на которую нанёс коричневыми штрихами трассу тоннеля и названия островов, где он начинается\заканчивается.
   
   Никто из пассажиров нашего автобуса, быстро приближавшегося к въезду в тоннель, не обратил внимания на синий информационный щит с норвежским названием Атлантического тоннеля "Atlanterhavstunnelen".

   У меня фотографии этого щита и портала не получились, поэтому, чтобы показать читателям, как выглядит въезд в тоннель, уходящий под дно океана, воспользовался снимком ГУГЛа.
   
   Посмотрите на этот щит сами! Прямо какие-то конспираторы эти норвежцы!
   
   Первую часть названия "Atlanter-" и заключительную
"-tunnelen" ещё можно понять, если успеть заметить и прочесть, но середину названия "-havs-" нашему простому туристу не понять.
    
   Потому что норвежское "havs" -  это английское "offshore", а офшорная  зона, кроме той территории, где некоторые виолончелисты хранят неучтённые и освобождённые от огласки и налогов миллиарды, переводится ещё и как … "открытое море"!
    
   Посему мы въехали в Атлантический тоннель весьма буднично.  Разве что с первых метров стал чувствоваться резко увеличившийся уклон дороги, как при спуске на подземную стоянку.
    
   Мне было немного жаль, что наши спутники даже не догадывались, где окажутся через полторы минуты.
   
   А ведь для таких путешественников, как мы, событие это  экстраординарное - прокатиться под дном Атлантического океана!
   
   У меня мелькнула мысль, а может наш гид просто решила сделать сюрприз. Скажем, в середине тоннеля объявить, что наш дружный коллектив достиг отметки двести пятьдесят метров под уровнем Океана!
   
   Я бы на её месте заранее напечатал шутливые удостоверения об этом событии и раздал бы их его участникам. Как принято делать при пересечении экватора.
   
   Но ни в середине тоннеля, ни позже, когда автобус, перефразируя слова известной песни, получил дифферент на корму и  начал  вместе с тоннелем "всплывать", пока не "вынырнул"  почти в самом центре Кристиансунна, ничего сказано не было…

   Поэтому хотя бы задним  числом расскажу немного об этом совсем непростом тоннеле.
   
   Читатель помнит,  Атлантический тоннель ("Atlanterhavstunnelen")  протяжённостью  5727 метров  ведёт в Кристиансунн  под  дном Бремснесфиорда  на глубине  около 250 метров. 
    
   Этот подводный  океанский тоннель  является  частью  шоссе номер  64.
   
   Он  продолжает Атлантическую дорогу, которая переходит в него на острове  Аверой (Averоy)недалеко от деревни Сведен.
    
   Восточный конец тоннеля находится  на острове  Киркеленд,  в переводе на русский язык, Церковная Земля, одном из четырёх островов, на которых сегодня расположен город Кристинсунн.

   Часть этого острова видна на моём нижнем снимке, он слева от моста. Справа от моста на этом же снимке и на снимке над ним - остров Нурландет (Nordlandet, в переводе - Северная земля). 
    
   Атлантический тоннель является одним из самых глубоких подводных туннелей в мире.
   
   Его строительство началось в 2006 году.
   
   Во время прокладки несколько раз пришлось заделывать серьёзные протечки, а в марте 2009 года произошёл прорыв океанской воды в тоннель, с которым строители тоже успешно справились.
   
   В Атлантическом тоннеле  для вентиляции впервые применены турбовентиляторы со специальными химическими фильтрами, что значительно повысило качество воздуха в нём.

   Тоннель был открыт 19 декабря 2009 года, позднее, чем первоначально предполагалось, из-за протечек и перерасхода средств…

   А сегодня в Норвегии готовятся к строительству совершенно фантастического сооружения - системы из двух "плавающих тоннелей" для автомобильного транспорта протяженностью более тысячи километров.
   
   Продолжение следует…