Метро-2035 конец проекта

Сергей Столбун
Третий роман Дмитрия Глуховского «Метро-2035», по сути, убил проект «Метро». Думаю, что это и было целью автора.
Согласно третьему роману, под московским метро, как и под питерским, есть «Эдем» - обширная сеть комфортабельных убежищ, населённая представителями уцелевшей после Катастрофы правящей элиты и их слугами. Но, в отличие от Питера, где обитатели «Эдема» вмешиваются в дела Метро лишь изредка, хотя и весьма «круто» (через «чёрного санитара»), в московском Метро элита полностью контролирует всё, что происходит. Поэтому нет в московском Метро ни «государств», ни героев, а есть лишь фигуры на шахматной доске, которыми циничная до изуверства элита просто играет от скуки. По принципу Михал Лукича Кафтанова из «Вечного Зова»: «Я и сам всласть пожил, и властью над людишками потешился…». Герои предыдущих книг и компьютерных игр, такие как Мельников со своей «Спартой», оказались всего лишь глупыми и жестокими пешками в руках Бессолова и ему подобных. И, хотя  люди выжили не только в Москве, да и в самой Москве есть места, не подвластные «Эдему» (станция «Имени Че Гевары», бункер «санитаров» в Печатниках, станции скавенов на Алтуфьевской ветке), Мир Метро  третей книгой Глуховского дискредитирован и утратил свою эскепистскую привлекательность.
Но Глуховскому этого мало. В «Метро-2035» уже нет ни монстров, ни аномалий, а, значит, нет уже и героических сталкеров, а это окончательно снимает с Мира Метро последние остатки романтического флёра. Теперь в этот Мир погружаться уже не хочется, и читать книги из этой серии становится неинтересно.
А теперь – зачем Глуховскому это понадобилось? Зачем понадобилось губить «франшизу», с помощью которой он, по сути, стал знаменитым? Думаю, здесь дело в личном мировоззрении автора, а также в тех событиях, которые произошли в Мире за последние полтора года.
Глуховский живёт на «Рублёвке», учился в Израиле. Само по себе это ещё ничего не значит, но он открыто говорит, что он не «ватник». Значит – антикоммунист, социальный дарвинист и русофоб. И принимать в свою «игру» людей патриотических, а, тем более, коммунистических взглядов он категорически не собирался. Но процесс вышел из под его контроля. И вот уже полковник спецназа ГРУ Родионов в повести Дениса Шабалова «Право на жизнь» говорит, что России в случае её поражения Запад готовил такую участь, что даже смерть в атомном пламени была бы предпочтительнее.
А, самое главное, Мир Метро сходит со страниц книг и с мониторов компьютеров в реальную жизнь, причём совсем не так, как хотелось бы автору. И соратник Стрелкова, легендарный герой Новороссии Арсений «Моторола» Павлов назвал свой батальон «Спарта», а за основу эмблемы батальона взял символику мельниковского «Ордена». А Глуховский однозначно на противоположной стороне баррикад. И Глуховский хочет, с одной стороны, отмежеваться от «ватников» и «колорадов», с другой стороны, лишить ополченцев того героико-романтического «флёра», который он сам же своими книгами создал, тогда даже не подозревая об этом. Потому что это как раз тот случай, когда талант писателя оказался умнее и честнее, чем сам писатель.
Наверное, книги «Метро» ещё будут выходить. Но читаться они не будут ещё по одной причине. Реальность стала «круче». В руинах Донецка и Горловки люди выбираются из убежищ и крадутся, как сталкеры, между воронками, чтобы успеть запастись водой и продуктами в перерывах между обстрелами. И ещё, говорят, когда идёшь по Донецку, в разрушенных районах, надо брать с собой железную трубу, чтобы отбиваться от одичавших собак…  Куда там Глуховскому!
Да, в романе Глуховского есть предупреждение, в том числе, «Мотороле», «Гиви» и им подобным: вами манипулируют! Но они это и так знают. «Моторола» говорил: «У меня такое ощущение, что меня всё время покупают и продают». Но это их не остановит, не заставит изменить цвет знамени и сторону баррикад. Мозговой и «Бэтмен» знали, что их убьют «свои», но не сдались и не «слились». На моей вере (в моём случае это коммунистическая вера) спекулируют негодяи, но для меня-то она всё равно остаётся святой. А что вы предлагаете? Сидеть и питаться «глистой»? Занять место Бессолова? Артём хоть уехать смог, а мне куда ехать? В Америку, чтобы служить там «Империи Зла»? Идите вы к чёрту со своими советами.
Проект «Метро» закрыт Глуховским. Некрасиво, грязно. В отличие от проекта «Сталкер», который как раз был закрыт красиво (хотя книги на эту тему выходят до сих пор): заваренная железная дверь в стене, за которой виртуальные сталкеры продолжают ходить в свои виртуальные ходки в Припять и на Агропром, «но нам с тобой отныне туда дороги нет…».
Глуховский, по сути, обосрал свой собственный проект. Он так ненавидит «совков» и «ватников», что, чтобы насолить им, предпочёл уничтожить то, что принесло ему славу и успех. По сути, сам себя наказал.
Он, конечно, будет писать дальше. Но я его книги больше в руки не возьму. Как другие – не знаю.

Сентябрь 2015.