Тренировки, тренировки, тренировки

Анатолий Дмитриев
                Человек, умеренно и последовательно занимающийся
                физическими упражнениями, не нуждается в лекарствах.
                Авиценна
                В спорте главное — дисциплина.

            
                В спортивном тяжелоатлетическом зале очень много народу. Стоит холодная поздняя осень, и те, кто все лето тренировался на свежем воздухе, теперь идут в теплый, укомплектованный тренажерами зал. Я заметил на скамейке у входных дверей очередного новичка. Лицо у этого молодого человека было, как у упитанного младенца, румяное и пухлое. На голове поблескивала начинающая лысина. Что делать с ним, принять или отказать? И тут наши глаза встретились, я увидел в его взгляде мольбу: пожалуйста, примите меня в секцию. Именно эти слова я и услышал от него, когда кивком головы разрешил ему подойти к тренерскому столу. Передо мной стоял невысокого роста молодой парень, полнеющий, по всей видимости, от хорошей пищи и безделья.

– Давай хоть поздороваемся, а то ты сразу с просьбой.
– Здравствуйте, – торопливо проговорил он.
– Здравствуй. Ну, а теперь садись на стул и рассказывай все по порядку.
Парень сел, на колени затащил здоровенную спортивную сумку из желтой кожи. Такие сумки обычно используют спортсмены в хоккее или большом теннисе. А что же может туда положить новичок, отправляясь на первую тренировку в тяжелоатлетический зал?
– Меня зовут Николай. Я с детства хотел заниматься спортом, но родители выбрали для меня сначала музыку, затем институт. И только сейчас, живя самостоятельной жизнью, я решил заняться спортом. За плечами у меня институт, женитьба, скоро в нашей семье ждем прибавление. Думаю, и своим будущим детям порекомендую занятия спортом.
– А не боишься, что будет такая же крайность, как и у твоих родителей? Они тебя мучили музыкой, а ты своих будущих детей – спортом.
– Нет, я над этим хорошо подумал. Меня ведь заставляли, а я хочу привить своему ребенку, а может, и не одному, любовь к спорту. И жена у меня – бывшая спортсменка, занималась спортивной гимнастикой. Она говорит, что как родит, то снова начнет тренироваться.

      Пока он мне все это рассказывал, в зале кипела работа. Шел очень важный период подготовки к чемпионату области. Мы, лидеры, постоянно соревновались с тяжелоатлетами Магнитки и вот уже второй год удерживали переходящий Кубок.
– Ладно, Николай, разрешаю тебе приходить к нам в зал на тренировки. У тебя есть на чем записать план занятий?
– Да, я взял тетрадь и ручку.
–  Вот тебе рекомендация: сегодня выполнишь только два упражнения. Затем вис на перекладине, чтобы восстановить функцию позвоночника, после чего – в душ. Тренировки будут через день. На следующем занятии спрошу о самочувствии и тогда запишу тебя в журнал. Все понял? Для душа есть все необходимое?
– Есть.
Николай похлопал по такой же, как он сам, пухлой кожаной сумке.
– Все, иди переодеваться, раздевалка в конце коридора, а после подойдешь вон к тому парню.
– Виктор! – кричу через зал. – Обрати внимание на этого парня, план тренировки у него на руках.
– Есть, гостренер, – шутя ответил Витька.

                Через неделю нашей сборной команде предстояло отправиться на чемпионат области, и мне, конечно, было не до новичков. Тренировка у «сборников» шла эмоционально, звучала музыка, ребята прорабатывали упражнения. Следя за ними, я изредка поглядывал и на новичка. По-видимому, Виктор помог ему выполнить рекомендованные два упражнения и сейчас сам пахал в поте лица, а Николай уже висел на перекладине. «Все нормально», — подумал я.
Затем началась индивидуальная растяжка с каждым членом сборной команды. Обливаясь потом, разминали «чугунные» мышцы. И мне уже было не до новичка, хотя я уловил краем глаза, что он делает незапланированные приседания со штангой на плечах. Работая уже с третьим спортсменом, замечаю, что мой «вундеркинд» уже пристроился к группе жимовиков, и ему подают штангу на прямые руки, а он, кряхтя, выжимает ее лежа на количество раз. Вижу, что на штанге вес сорок килограммов, явно не для него. Подумал: «Завтра парень не сможет даже ложку поднести ко рту». Когда он поднялся со скамьи, я погрозил ему пальцем и дал понять, что это уже лишняя нагрузка. Он склонил голову в знак согласия, но получилось как-то неестественно. Ребята заметили его жест и беззлобно рассмеялись.
У меня на шестом подопечном отваливались руки. Тренировочный костюм был мокрым от пота, а еще ведь надо и самому тренироваться – мне тоже предстояло выступать в тяжелоатлетических баталиях. Подняв голову от широкой спины массируемого мной спортсмена, вижу: ненасытный новичок уже «лепит» наклоны со штангой.
– О боже, ты же завтра не встанешь! Заканчивай и срочно в душ. Ты слышишь, Николай?
– Все, все. Я сейчас последнее упражнение на бицепсы, мне его показал Игорь, и все. Ладно?
– Какое ладно! В душ давай, иначе я тебя отчислю и впредь знать не захочу.
Смотрю – вроде бы пошел в душевую.

Поздно закончилась и моя тренировка. После душа, выйдя на морозный воздух, чувствую прилив сил, и дышится, как будто воздух подслащен. Выпал свежий снег, и я решил пройтись пешком. До дома четыре остановки, за это время я восстановлюсь окончательно. Тренированное тело переварило сегодняшнюю нагрузку. Приятно ныли крупные мышцы. Настроение просто прекрасное. И когда вспомнил новичка, то улыбка не сходила с моего лица до самого дома. Интересно, как он переживет нагрузку, вот ведь дорвался парень до бесплатного. Конечно, он переборщил, лишь бы не сломался. Самое страшное, что с детства его мышцы не испытывали физических нагрузок.
Прошла неделя, вторая. Нашего «пончика» на тренировках не было. Ребята считали, что он сдрейфил, а может быть, жена не пускает. Вот, представьте, пришел он домой после первой тренировки накачанный, мышцы рельефные. Жена, наверное, посмотрела, удивилась и сказала: «Ну вот и хватит тренироваться, ты и так уже супермен». Когда мы приехали с соревнований, тренировка носила восстановительный характер. Только собрались отправиться в соседний зал поиграть в настольный теннис, как вдруг открылась дверь и вошел Николай. Только выглядел он уж больно хило: осанка сгорбленного старика, впалые щеки, нет того лоснящегося блеска на лице. В руках все та же желтая спортивная сумка.
– Кто к нам пришел! Какие люди и без охраны!
– Мне можно пройти?
– Конечно, проходи. Рассказывай. Что за причина столь долгого отсутствия? Тебя ведь три недели не было.
– Да... я...
–Давай конкретно. Запил, что ли?
– Да нет, я вообще не пью.
– Что же с тобой стряслось?
– Вы написали мне план тренировки, сначала было все хорошо. А потом, видно, я увлекся. Вы еще мне грозили, а я не придал этому значения. А когда вы сильно на меня заругались, отправился в душ. Там и почувствовал, что меня не слушаются руки. Не смог даже вымыть голову. Думаю: надо срочно добираться домой. Оделся с горем пополам, вышел на улицу и чувствую, как меня покидают последние силы. Даже сумку держать стало тяжело, так я ее надел на шею. Еле дошел до автобусной остановки. Автобуса не было. Обессиленный,  сел на скамью. Состояние было такое, как будто из тела уходит жизнь. Наконец-то подошел автобус. Пытаюсь подняться – не получается. Наклонил голову, за ней все тело, под тяжестью сумки от скамейки еле оторвался. Мелкими шажками, не разгибаясь, к автобусу шел по инерции. Время позднее, автобус был пустой. Кондукторша косо посмотрела и презрительно скривила губы, подумала, что я налился.
– Вы простите меня, но я не пьян, я, видно, сильно заболел.
– Знаю вашу болезнь.
–  Нет, правда, вы будьте так любезны, через две остановки помогите выйти, я уже, наверное, сам не смогу.
– Я тебе помогу, я так тебе помогу... – зло твердила блюстительница автобусного порядка.
Вот и моя остановка. А сам подумал: «Хорошо, что хоть язык мне пока не отказывает, а то рук уже не чувствую, спины и ног как будто и вовсе нет».
– Помогите мне, пожалуйста, – взмолился я, видя, что автобус поворачивает к заснеженной остановке.
Массивная тетя взяла меня, как щенка, за шиворот и, можно сказать, выбросила из дверей. Вылетев из автобуса, я ткнулся в сугроб головой, да еще эта сумка вниз потянула. Еле выкарабкался, с какими усилиями — одному богу известно. Приняв вертикальное положение, как моряк на качающемся корабле, заковылял домой, благо дом был рядом. Подхожу к подъезду – не могу поднять рук для того, чтобы открыть подъездную дверь. Зацепляю ручку полой своей шубы, тяну. Получилось! Дверь открылась, и я вошел в подъезд.
Думаю, уж до второго этажа через силу, но дойду. А сил осталось, как мне показалось, только для того, чтобы дышать. Вот и моя квартира. Знаю, что дома жена ждет меня и, наверное, прислушивается к любому стуку. Пробую стучать в дверь ногой. Нога не слушается и очень мягко касается двери, явно на такой звук моя жена не среагирует. Подумает, что соседская собака опять метит нашу дверь, а Наташа боится выйти и спугнуть ее. Так как же мне дать о себе знать? У меня уже начало темнеть в глазах. Нет, надо обязательно подать сигнал домашним. Нажать звонок – хорошая мысль, но руки висят плетью. Решаюсь достать звонок носом. Тянусь из последних сил, еще усилие, еще, и вот спасительный звон. Слышу шаги жены и, видно, теряю сознание. Очнулся уже в больнице под капельницей. Пролежал две недели, неделя ушла на полное восстановление. Не отчисляйте меня, пожалуйста, — взмолился худой как щепка Николай.
– Ну ладно, друг. Давай попробуем еще раз. Сегодня тебе такой план: одно упражнение – игра в настольный теннис, запомни, ровно двадцать минут. Понял?
– Да, конечно.

       Через три с лишним года этот когда-то пухленький и не приспособленный к физическим нагрузкам молодой человек превратился в исполнительного, дисциплинированного спортсмена и вскоре выполнил норматив мастера спорта СССР.