***

Дмитриевский Евгений
РАСШИРЯЮЩАЯСЯ И СЖИМАЮЩАЯСЯ СПИРАЛИ ВНУТРИ ТЕЛА
                АРХИВ
                «Мы вдыхаем  лишь для того, чтобы                выдохнуть»
   В индийской концепции творения трансцендентный Единый,Шива, который представляет непроявленную суть (точку), семя звука Ом, зародыш Бинду, взрывающийся в скрытом созидании, раскрывается в виде спирали женского рода, Шакти, идя вниз через последовательные космические вибрации и слои существа. Задачей йога является возвратиться обратно к сознанию по спирали, ведущей вверх через все эти слои, элементы и звуки внутри своего индивидуального я. Он, таким образом, завершает процесс, в котором небо, будучи проявленным  на земле, реализуется или вновь возвращается на небо.
   С проявлением внутри грубейшей материи,  концентрация на вершине ниспадающего круговорота, созидательные кольцеобразные движения Шакти прекращаются и становятся скрытыми внутри тела каждого человека, что символизировано спиралями змеи, спящей с хвостом во рту и закрывающей своей головой вход в центральный канал. Она свёртывается  3 раза вокруг вертикального  лингама, внутри самого нижнего 7 - го центра, корневой чакры или фундаментальной опоры и полюса тела. Её имя «Свёрнутая  кольцом» или Кундалини. Она – Шакти или творческая энергия, или активность пребывающего в неактивности бога Шивы, представляющего  точку Бинду, благодаря  которому она существует и вокруг которого  она, как проявление, вращается подобно кольцам дракона вокруг  Оси  Мунди или Мирового Древа.
   В некоторых  контролируемых  медитациях ставится цель пробудить Кундалини, которая обычно спит, пока человек пробуждён  для внешнего мира, и поднять её вверх вокруг оси тела для того, чтобы сплавить чистую творческую космическую энергию с неактивным чистым сознанием Шивы, который принимает  форму пока ещё непроявленной  точки  на макушке головы. Чтобы сделать это, Кундалини в форме тонкой энергии тела должна подняться по спирали вверх вокруг  Меруданда или «или осевого столпа» по противоположным спиралям положительного и отрицательного или солнечного и лунного каналов, Пингала и Ид, растворив, так сказать, свои первоначальные созидательные кольца.         
Умозрительно, она поднимается из точки Бинду вовне, к перефирии, которую она, таким образом создаёт, но поскольку она также возвращается назад к своему союзу с Единым Шивой, она, пока идёт вовне и раскрывается, в то же время идёт к центру, к Шиве , и, в конце концов, с ним сплавляется. Её активность, следовательно, может быть полностью постигнута при рассмотрении сферического вихря.
   Начинаясь от корня и заканчиваясь в короне, её путь возвращается  к Единому, от которого  она произошла. Так как эта йога считается сутью продления физической жизни, интересно открыть, что Йетс в своём «Виденьи» писал: Алцемон, ученик  Пифагора, думал, что люди умирают, потому, что не могут соединить  начало со своим концом».
   Путь Кундалини может быть спрямлён вдоль центральной оси или спирали, согласно Гопи Кришна,  «зигзаг»,пронизывающий  спинной мозг, точно как волнообразное движение белой змеи в быстром полёте», её восходящаяя энергия пробуждает каждую из семи чакр. Эти мосты, центры энергии, имеющие корни в позвоночнике – генерирующие центры: солнечное сплетение, сердце, глотка, третий глаз и макушка головы  - примерно соответствуют по своему положению различным железам и плексусам, контролирующим различные системы внутри физического тела. Так как Кундалини поднимается и последовательно пронизывает чакры, каждая из которых сама является мандалой, спирально враащающейся вокруг центральной оси, чакры раскрываются и трансмутируют  свою энергию во всё более тонкие вибрации. Этот процесс является обратным первоначальному, когда вибрации и звук колебаний трёх принципов или гун вызввали к жизни эти уровни в виде плотных элементов.
   На каждом уровне развития с его соответствующей чакрой или лотосом йог произносит различные космические звуки или мантрические зерна – слоги. Каждый лотос имеет различное число лепестков, каждый из которых является буквой, все вместе лепестки составляют 50 творческих букв санскритского алфавита. Таким образом каждый звук и уровень достижения  на восходящем пути растворяет  часть первоначальных витков прявления. Этот подъём, циркуляция энергии сублимирует элементы в обратном направлении к своему «становлению», снова растворяя все круги существования или проявлений Шакти, приводя её к первоначальному высшему союзу с абсолютом, Шивой. Этот процесс, согласно Будде, редставляет развязывание всех узлов в порядке, обратном тому, в каком порядке они  были завязаны, ибо « он, кто знает источник всех вещей, знает также и б их растворении».
   Человек всегда понимал, что его состояние сознания связано с растворением и проистекает от его противоположных тонких  токовэнергии. Они известны во многих формах и традициях. В Каббале, например, Древо жизни представляет также  человека, чья энергия, змея мудрости, должна быть активирована и сбалансирована внутри противополжных колонн. Таким образом, Древо может быть реализовано внутри каждого. Кадуций, до сих пор ещё являющийся символом исцеления, представляет жезл, несомый Меркурием или врачом Эскулапом: его центральное  древко ( центральная Сушумна в индийской традиции) окружено противоположными спирально извивающимися змеями токов положительной и отрицательной энергии. На вершине – крылья, символизирующие «крылатое сияние»  тех, кто достиг динамическог равновесия, экстатического союза этих токов. Эти крылья также – две доли модуллы, лепестки чакры третий глаз, который становится видящим.
   Противоположный солнечный и лунный токи, символизированные змеями, представляют  ппротивоборствующие силы расширения и сжатия, проявленные  в двух половинах инь-янского символа или в двух половинах сдвоенной спирали или мирового яйца и составляющие, когда они соединины , сферический. Они, далее, проявляются как две половины мозга: одна представляющая  центробежный, направленный  вовне,  дифференцирующий принцип, соответствующий правой стороне тела, другая – центростремительную, бессознательную силу,соответствующую левой стороне. Преобладание дифференцирующей солнечной силы ослепляет нас союзом позади явления, тогда как лунной силой мы связаны с вечным кругом существования. Лишь баланс и союз этих двух сил может принести  свет чистого сознания.
   Циркуляция этого «света» или «огня» является основой медитации во многих формах и традициях. В этом, согласно древнему китайскому тексту «Секрет золотого цветка» - ключ к бессмертию. Если эти творческие силы не повернуть внутрь , тело будет истощать  свои внутренние силы и беспрепятственно (безостановочно) растрачиваться во внешнем мире. Эта циркуляция – сознательное, направленное вспять движение, противодействующее нормальному  течению , направленному во вне, она ограждает и защищает центр.
   Когда возврат, принцип центроверсии, осуществлён, и когда центр достигнут, вихревое  движение останаввливается, точно также как движение колеса постепенно уменьшается к его покоящемуся центру. Тогда индивид  «достиг стартовой точки всех трансформаций, центральной точки, в которой нет конфликтов, и здесь он пребывает. Путём концентрации всей своей природы, путём питания своего жизненного духа, путём перекомпоновки всех своих  сил он воссоединяется с принципом всерождений. Его естественное существо цельно ..., его духовное существо цельно, никто не может повредить  ему». (Чуанг Тзи).
    Другой  практикой для контроля и возврата внутрь тела противоположных энергетических  спиралей является вихревая медитация, которой  научился Йетс, благодаря  Мак – Грегор Мазерс и другим своим духовным  учителям. Визуализируются  две конические спирали, вращающиеся  в противоположных направлениях, одна поднимается сквозь тело вверх, другая идёт вниз, навстречу ей. Два мира, ещё  разделённые, являются зеркальными образами: душа человека, (внизу) отражает универсальный  дух (вверху). Целью медитации  является союз или взаимопроникновение этих двух. Взглянув на то, как Йетс часто представлял свои спирали, увидим  два равносторонних треугольника вершина к вершине: здесь символ распростётого человека – песочные часы из треугольников огня и воды, янь и инь. 
  В медитации  нижний вихрь спирально поднмается вверх, чтобы притянуть и встретиться со своим духовным двойником. Мистическое страстное стремление человеческой души к духу осуществляется здесь так , что двойственность  духа и души, эссенции и субстации, формы и вещества, духа и материи, сплавляются в соединение сознательного и бессознательного в сердце. В сердце две сомкнутые  спирали становятся  Печатью Соломона или шестиконечной звездой, которая в индийской традиции – символ сердечной чакры. Каббалисты называют этот шестиконечный центр Седалищем Соломона. Его имя Тиферет означает  Истина и Красота. Его положение то же, что положение солнца. В центре человека и Древа он соединяет и балансирует  верхний и нижний  лики, в то время как его пути простираются  подобно солнечным  лучам ко всем Сефиротам. Подобное  соединение может быть усмотрено в растянутой диаграмме  4-х  последовательных миров. Когда они смыкаются, Малкут первого , архитепическог о мира, становится Кетером третьего , формирующего мира. Таким образом, между ними лежит целый второй, тоесть созидающий мир.  И подобным же образом , весь формирующий  мир между Тефиретами созидающего и материального миров. В этом смысле сердце , Тиферет, не только связызывает восемь Сефирот в один мир, но также связывает древо четырёх миров.
   Когда имеет место сжатие Древа, противоположные  вихри различныых миров смыкаются, как они это делают внутри тела в процессе вихревой медитации, и создают Печать Соломона.
В центре имеется точка, которая здесь  представляет одновременно  и Даат (знание), и Иесод (основние): точка перемены, где знание одного мира становится  основанием мира высшего.
   Таким образом, символически,  две смыкающиеся  спирали этой медитации формируют совершенного человека, Адама Кадмона. Алхимическая  формула гласит: «Как вверху, так и внизу». Имея  шесть точек, этот символ основывает  союз человеческого сердца с шестью направлениями  пространства: это  - гексограмма или союз неба и земли.
   Эти две спирали, активированные внутри тела человека, имеют свои физические соответствия,  дающие ему два вида питания , его вибрационную и физическую пищу, приходящую из её небесных и земных источников и связанную с двумя противоположными  полостями тела. В терминах Тао – нижняя из них, большая в объёме, это янь- полость, связанная  с Къян (формой) и содержит кишечник, тогда как  верхняя более сжатая  или инь – полость головы  соответствует Чьен (энергия) и содержит мозг. Внутри  этих противополжных  полостей  вибрационная и физическая пища ассимулируется спирально. Не только процессы и полости, но также и отверстия, через которые проходит пища, являются взаимо дополняющиеми друг друга. Таким образом, рот, который принимает физическую пищу и третий глаз ума, принимающий духовную пищу, так же составляют пару, взаимо дополняющую и взаимо исключающую друг друга во времени, так что,когда один активен,  другой отдыхает. Таким образом пост очень важен в период духовного питания.
     Каждая из двух телесных плоскостей имеет внутреннюю и внешнюю спираль. Одна, внешняя спираль – это третий глаз, изображённый на царских  головных  уборах  иногда как спиральный  рог единорога, другая – пуповина, через которую мы питаемся внутри матки, когда материализуемся в этом мире. Пуповина представляет сжатую  инволюцию нашего физического существа, средство для опускания  небес до земли.  Третий глаз – это спираль нашего духовного  расширения, эволюция земли обратно в небо: это средство, благодаря которому Абсолют реализуется и делается созидательным.
   Когда мы постепенно физически концентрируемся  внутри матки, это происходит через пуповину и, следовательно , через кишки (соответствуют внутренней спирали). Расширение нашего сознания и одухотворение происходит  от внешнего третьего глаза и макушки и во внутренних  извилинах мозга. И спиральные  формы кишечника, и подобные же формы извилин мозга изображены в религиозном и символическом искусстве как лабиринт или спиральный путь, который создаёт, защищает и лежит в основе нового города, храма или центра открывающего  человеку знание и понимание: следовательно , это другой пример  Иесод (Даат обмена, описанного  выше.
   Невидимый третий глаз (шишковидная железа, мыслимая Декартом как место слияния (пересечения – разделённых тела и души) соответствуют Даат или  знанию, невидимой Сефире и планете Плутон: а пуповина или солнечное сплетение центр нашей сжимающейся спирали – является аналогом Иесод или основы и Луны. Если значение одного мира есть снова следующего, тогда внутри тела питание через пупок (Иесод) обеспечивает земную основу для духовного знания, входящего через третий глаз (Даат) из мира сверху.
   Йетс видел этот обмен в сроках эволюции. Таким образом , его 28- мифазованный  лунный  круг (цикл) длится в течении  двух тысяч лет, после чего следует внезапный реверс, точка для основы, осснова для точки и начало противоположного круга. Любопытно, что в его поэме «Второе пришествие» со смертью одного  круга или века «грубый  зверь» , рождённый как  Новый  Век, который ползёт своей дорогой в Вифлеем, символизирован единорогом с его третьим глазом: знание одного мира продвигает его способности,  как  смерть и перерождение, и становится пуповиной , тоесть Иесод, основой высшего мира.
   В христианской гностической традиции, Крест – версия Древа Жизни – назван Крестом Света. Свет, синоним знания и сознания, представляет  также первоначальное проявление Древа Жизни как  Древа Светов, о семи ветвях или подсвечник.
   «Если спаситель возведён как мессианский Бог ,... то это потому, что общество ожидало его возвращения, его, кто раздаёт знания, которые освобождают (избавляют) и кто поэтому учреждает надземное царство, царство Ангелов. И то, что спасает мир, происходит не  благодаря  пролитию его крови, ... он Спаситель  потому, что он зажёг для человечества факел совершенного знания». (Генри Корбин «Божественная эпифания и духовное рождение в измаильском гнозисе»).
   В спиральной эволюции – это функция «умирающего бога» потянуть мир вверх  к следующему витку  спирали высшего измерения. В начале века Рыб Иисус на Кресте был Спасителем в этом  дополнительном смысле, потому что ускорил смену миров, которая также есть смена «Века» или начало нового  витка спирали следующего измерения.
    Путь искупителя на Кресте является, таким образом спиральным путём Змея Мудрости на Древе . На Вихре – Древе  момент смерти – знание и перерождение – это Даат, через который человечество подтягивается вверх (орбита Плутона является посредником между «мирами» ) в Иесод, основу (или лунную позицию) следующего мира. Таким образом это как раз то, что мы находим в эпифаниях одной исламской секты, измаилитов: «Эзотерическая церковь» тянет вперёд от цикла к циклу в непрерывном восходящем движении к новым областям». Это называется в исламе  периодическими циклами 7 – ми пророков. Каждый последующий пророк «тянет к нему  в восходящем движении всю (духовную вселенную) своих душ»,  «следуя  за Ангелом, который сам последовательно поднимается к небесной plerome и от цикла к к циклу продолжает подтягивать всех тех, кто следует за ним во всё более высокие обители».Каждый  из семи пророков является концентрацией и периодической кульминацией,  проявлением Истинного Пророка, который, пробегая  сквозь века с начала мира, торопится к месту своего откровения» (Корбин, цитируемое выше).
   Каждый из 7 – ми пророков символически тянет человека, который  находится на своей собственной индивидуальной спирали, вверх  к следующему витку  большой спирали, которая самам – один из витков ещё более высокого сферического вихря. Спиральный путь через 7 Колонн Мудрости – пророков – соответствует поэтому пути через семиствольную менору, семь чакр, семь планет и семь дней творения.
                Е.Дмитриевский