Записки немолодого педагога. Ч. 2

Елена Ахмедова
   Педагогическому мастерству приходилось учиться самостоятельно, методом  "научного тыка". Впоследствии я закончила без отрыва от производства вечерний  "Институт молодого педагога", была и на повышении квалификации. Скучные лекции и неинтересные занятия, никто не удосужился сделать их для нас интересными или познавательными. Ничего нового и куча ненужных знаний, каких-то графиков и диаграмм ( честно сказать, я с ними вообще не дружу).

  Помню, я долго спорила со своим шефом, который никак не мог понять, почему у меня более высокая посещаемость лекций,  чем у него,укорял меня, что я не придерживаюсь текста написанной лекции. Как выяснилось, он стоял за дверью и слушал, хотя мог бы и зайти. Я видела через матовое стекло двери его силуэт, но  стиля лекции не изменила.  Поскольку он уверял, что я нужной информации до студентов не донесла, отвлекаясь на примеры из практики, я предложила ему опросить студентов сразу после лекции. Все они ответили на поставленные вопоросы, хотя некоторые из них были некорректно сформулированы.
  Но я помогла студентам по принципу " армянской школы". Это анекдот такой:

  В армянской школе приезжий инспектор районо проверяет знания русского языка.
  - Дети, у кошки есть хвост?
Молчание. Учитель просит:
 - Позвольте мне сформулировать вопрос.  " Дэти, кошким хвостим естим?
-- Естим, естим!

   Шутки шутками, а вопрос должен быть корректно сформулирован. Нельзя задавать вопросы типа " сколько времени длилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов", а также  ," перечислите всех жертв фашизма по именам" , особенно при составлении педагогических тестов.

  Шеф упрекал меня, что  на лекции нельзя задавать вопросы, а мне было все равно, как назвать вид урока, лишь бы поняли, а запомнится легко, если было интересно и были приведены яркие иллюстрирующие примеры из долгой врачебной практики.
   Я задавала студентам вопрос, а получив правильный, но несколько неуверенный  ответ, заявляла:

  - Нет, я не согласна с вами . Как почему? Просто я придерживаюсь другого мнения. А, если вы уверены, то обоснуйте, почему это верно и почему вы уверены.

   В конечном счете, я позволяла студенту  себя переубедить. Ответ был верным. И только много времени спустя, я узнала, что то, до чего я дошла сама и попортила много крови шефу, а он мне, давно известно в педагогике и называется " методом управляемой дискуссии".

  Студенты бывают разными. Некоторые из них  не особенно одарены, но стараются. Надо уважать такое старание. Сделать все, чтобы понял, объяснять несколько раз, не раздражаясь, возможно другими словами. Иногда ваш ученик говорит, что все он понял, но отводит глаза в сторону. Не понял он, просто ему неловко, что он тупой.

- А давайте мы с Вами поменяемся местами. Я - студент, а Вы - педагог. Попробуйте объяснить мне и ответить на мои вопросы .

   Есть и способные лентяи. Ничего, придет время - поумнеют. Но есть и такие, которым я говорила:
   - Я поставлю Вам  "тройку", но с условием. Вы пообещаете мне, что никогда и при никаких  обстоятельствах не будете лечить больных. Становитесь администратором, торгуйте медикаментами, но не вздумайте работать с живыми и больными людьми.

 Я никогда не преподавала малышам, школьникам. Но, думаю, можно было бы  и попробовать.
 
  Моя маленькая дочка прибегает  летом с улицы и прямиком в ванную. Я в кухне, руки в муке. Ну, думаю, вряд ли она по доброй воле руки моет, а вода-то льется.
  -  Зайка, не пей воду из-под крана!

Прибегает ко мне на кухню, глаза большие и удивленные:
   - Мама, а откуда ты знаешь, что я воду пила, ты же не могла видеть?
  - А у меня третий глаз есть. Он все видит. Как где? вот здесь , между бровями,- я показываю пальцем.

  - А как ты его включаешь, где?

 Я показываю ей выпуклую косточку за ушком, -  можно нажать и включить-выключить.
 - Мам, а как батарейку менять?
 - Нет у меня батарейки, я много работаю, двигаюсь и вырабатываю энергию в собственном организме сама.
  - Мам, а выключи-ка на минутку, третий глаз!

    Я многие годы уговаривала своего мужа заняться педагогической работой. Это же просто жалко, не передавать никому такие обширные знания.

  - Не-нет, я не педагог, я не сумею, да и неинтересно это мне, да и не получится.

Да уж, если неинтересно, - это аргумент. И вот годы спустя, когда выбирать уже не приходилось, в Германии, ему предложили преподавать основы компьютерных знаний беженцам. Он включился и его ученики его понимали. Я просто в онемении, что со мной редко случается:

  - Как же можно преподавать людям, не говорящим ни слова по-немецки, не знающим латинского алфавита? Как ты справляешься? Они тебя понимают?

  -  На пальцах, на мониторе, жестами, с помощью картинок.
Он получил отличные отзывы о своей работе.  Одна, не знаю как затесавшаяся в эту группу, немка, мне сказала:

  - Меня многие пытались учить работать на компьютере, но только Вашему мужу удалось мне объяснить . Он не давал мне понять, что я тупая.

   Как известно, все разбираются в вопросах здоровья, экономике и политике страны,  и в вопросах педагогики, в основном, в воспитании чужих детей.

   Я пришла к мнению: главное, это хотеть, научить того, кто хочет учиться. Хотеть отдать свои знания кому-то, кто хочет их получить.

   Пока еще не поздно.