Пройссен-король морей

Вячеслав Прытков
                «П Р О Й С С Е Н»   -   К О Р О Л Ь   М О Р Е Й.               

                В 1902 году на хорошо известной верфи И.Текленборга в Геестмюнде было постро-   
ено гигантское парусное судно,не имевшее аналогов в мире – «Про-   
йссен» для знаменитой фирмы Ф.Лайеша,вскоре прозванный,как «Гордость Пруссии».Корабль по 
ложил начало новому поколению парусных суперсудов.Правда,к тому времени,ещё в 1895 году    
Лайеш построил свой первый пятимачтовик  «Потоси»,способный перевозить за океан 6000   
тонн удобрений за рекордный срок в 66 дней,а в 1900 году «Потоси» дошёл до Вальпараисо /Чи-   
ли /за 55 дней!               
                «Пройссен» был зарегистрирован компанией Ллойда в Лондоне,как корабль высо -   
кого класса с невиданным ещё водоизмещением – 11150 тонн.Гигантский корпус достигал длины   
440 футов,ширины – 54 фута,высоты /от киля до верхней палубы/ - 32,6 фута.Не смотря на огром- 
ные размеры корабль был образцом экономичности и эффективности.К примеру,знаменитый чай- 
ный клипер «Катти Сарк» с экипажем в 35 человек перевозил 1330 тонн груза,а «Пройссен» - с 45
-ю,загружался почти до 8000 тонн.48 парусов,общая площадь которых достигала 59000  кв .футов обе 
обеспечивали этому гигантскому выжимателю ветра хорошую скорость,давая фору пароходам.При      
попутном ветре паруса винджайммера развивали тягу эквивалентную 6000 л.с.,позволяя двигать-   
ся по морям со скоростью 17 узлов.В 1903 году в Южной Атлантике «Пройссен» покрыл за сутки   
расстояние в 368 миль,двигаясь со средней скоростью около 15,3 узла.               
                Огромные капиталовложения в постройку такого нового парусного корабля,как       
«Пройссен» были рискованным предприятием в связи с появлением и нарастающим распростра -    
нением в первой половине ХХ столетия паровых силовых установок на пароходах.Парусный ги -    
гант приносил большую прибыль,но «жизнь» его на море продолжалась всего лишь восемь лет.      
                Туманной ночью в ноябре 1910 года,проходя Английский канал с грузом для Чи -   
ли, «Пройссен» столкнулся с небольшим английским пароходом,нарушившим правила расхожде-   
ния судов.Это случилось недалеко от берега.Лишившись своего бушприта и части фок-мачты,ог-   
ромный немецкий винджайммер стал неуправляемым,и неблагоприятствующие ветра стали сно -   
сить его на скалы Клифса,где он и нашёл свою гибель.Позднее,совместные попытки нескольких   
буксиров снять обречённое судно со скал не увенчались успехом.               
                «Пройссен»,будучи парусным кораблём,имел совершенное оснащение и конст -   
рукцию,представлявшие новейшие разработки морских технологий своего времени = ручные и па- 
ровые лебёдки,лучший вестфальский стальной трос / 35640 футов стоячего и 100617 футов бегу -   
щего такелажа,скользящего по 1168 блокам для манипуляций с парусами/,мощные котельные уста 
новки для опреснения морской воды,помпы,откачивающие до 700 куб.футов воды в час, меха   -      
низм для снятия усилий на штурвале корабля.Новшеством конструкции «Пройссена» явилось на -   
личие противолновой надстройки,установленной в районе грот-мачты.Это позволяло капитану и   
экипажу корабля не подвергаться воздействию волн,перекатывающихся через палубу во время       
штормов.Узкие,возвышающиеся над палубой,мостики соединяли эту надстройку с баком и ютом   
корабля,делая передвижение по нему безопасным.Пять палубных люков открывались в три огром
ных грузовых отсека,расположенных внутри судна.Переборки в корпусе кольцом охватывали про 
странство вокруг каждой мачты,обеспечивая ему нужную жесткость.Такое строение сделало за -      
груженность корабля максимальной /обычно это были мешки чилийских нитратов,размещённых   
пирамидально/ за счёт отказа от водонепроницаемых переборок.Двойное сотовое усиление днища 
предотвращало от подводных столкновений.Внешняя обшивка бортов «Пройссена» представляла   
собой перекрытия клёпаных стальных пластин к внутренним рамам корпуса.Пластины составляли 
и основу покрытия палуб,хотя настил главной палубы выполнен деревянным.               
                За свою скорость все корабли флотилии Лайеша получили название «Летающих 
П»,но мало кто знает,почему всё же их название всегда начиналось с этой буквы? В 1852 году в    
фирме Фердинанда Лайеша стал работать его сын – 24-летний Карл Хейнрих.Молодую жену Кар- 
ла звали Софи,а так как у неё было прозвище «Пудель» за пышные,кудрявые волосы,то отец и сын 
вскоре строящийся корабль любовно назвали «Пудель»,решив впредь давать другим,появлявшим- 
ся в их флотилии судам,названия,начинающиеся с буквы «П»  - «Профессор» /бывший «Flottbek»/ 
«Плуто» / «Aminta “/, “Питлорхи”, “Персимон”,”Печили”,”Пангани”,”Поммерн”,”Памир”,”Пекин” 
“Потоси” и “Пройссен”. 
                Корабли флотилии  принесли Ф.Лайешу не только славу,но и богатство,кото -    
рым он щедро делился со своим любимым городом Гамбургом – строил дома и культурные заве -   
дения для разных слоёв населения.Время “Летающих П” прошло,и белый флаг с красными иници- 
алами Ф.Лайеша – “FL» уже не реет на их грот-мачтах,став музейным экспонатом.               
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ:               
 Cтоячий такелаж – неподвижные стальные,туго натянутые тросы,держащие мачты и бушприт.         

Бегущий такелаж -  скользящий в блоках,облегчающий усилия по проводке снастей в нужном          
                направлении,длина  б.т. может достигать нескольких километров.               
Фок-мачта              -  передняя мачта               
Грот-мачта            -   средняя мачта               
Нитраты.привозимые в Европу парусниками Лайеша из Чили, были важным стратегическим               
сырьём,т.к. селитра использовалась  не только,как удобрение,но и в производстве пороха и               
взрывчатых веществ.               
Оригинальному порядку названия своих судов придерживался и владелец английской компании   
Marine Navigation – сэр Уильям Гэртвэйт /William Gartwaite/ ,в названиях присутствовала часть   
его фамилии – Гэртфорс,Гэртгери,Гэртнейл,Гэртнэйд,Гэртврэй.               
Ассоциация Alaska Packer своим кораблям давала названия – «Звезда Бенгалии», «Звезда Индии», 
«Звезда Гренландии», «Звезда Италии».               
 


2014 г.                ВЯЧЕСЛАВ  ПРЫТКОВ