Ударим новым законом о культуре по бездорожью и ра
Манифест, с которым 24 октября 2016 года выступил К.Райкин, свидетельствует прежде всего о том, что главным и несомненно господствующим в его сознании является допущение о первичности права называться художником (творцом). Это право вовсе не результат творческих усилий, не итог творческих достижений - оно до них. Оно - изначально и носит сугубо заявительный характер: я есть художник, и всё тут... И извольте все, от моей жены до министра, считаться с этим. Творцами отнюдь не становятся. Ими являются - и народу и начальству. А потому творческие права каждого, заявившего себя художником, абсолютны.
В явной и ясной форме идею первичности у К. Райкина не найти, но все буйства его манифеста из этой идеи элементарно выводятся. И он нисколько не оригинален. Просто идеология первичности-абсолютности прав творца изложена им столь откровенно и агрессивно, что оставлять ее без пристального внимания уже невозможно. Проблема " художник-народ- власть " вызрела и ею в России пора заняться на самом серьезном уровне. Этот вывод - главный позитивный результат выступления К. Райкина.
Выкрикнутые же им 24 октября идеи сами по себе особого интереса для России не представляют по той хотя бы причине, что они для нее ( для истории ее бытия, ее культуры) мелковаты - слишком утилитарны. Как, впрочем, и всё из того, что уже четверть века, с нарастающим остервенением пытается культивировать на российских просторах либеральная урла.
О наличии позитивной составляющей в выступлении К.Райкина свидетельствуют и отклики на него - в них, собственно, и нашли отражение узловые моменты проблемы " художник-народ- власть ". Наиболее полно это выразилось, кажется, у Эдуарда Бирова -" Манифест вольных художников" ( http://www.vz.ru/opinions/2016/10/27/840476.html ). Автор ее, вполне современный молодой человек, между прочим, -не какой-нибудь замшелый совок в ватнике, убедительно продемонстрировал, что истоком вдохновенных суждений К. Райкина являются банальнейшие "постулаты либерального фундаментализма" ; что оптимальной моделью взаимоотношений художника и власти является, видимо, для К. Райкина , тотальный паразитизм: "государство должно исправно платить деятелям культуры деньги и не требовать ничего взамен, даже если те будут отражать жизнь страны, как кривое зеркало корчить рожи, показывать голые задницы и втаптывать святое в грязь";что проблема
взаимоотношений художника с народом( обществом) решается у К. Райкина во все том же буйном ключе: "не лезьте свиным рылом в калашный ряд" - вы "должны сидеть и молча проглатывать то, чем ... кормят жрецы от искусства" .
Несомненным достоинством работы Э. Бирова является то, что, увязав манифест Райкина с постулатами либерального фундаментализма, он напомнил не только о том, что Россия уже четверть века пребывает под игом либеральной урлы ("при номинальном отсутствии единой идеологии в России все 25 лет господствовала культурная, информационная и идеологическая политика «избранного меньшинства»,навязанная большинству под видом демократии (власти «демократов») и оплачиваемая из государственного бюджета), но и о ее( России) попытках сбросить это иго. В связи с этим и упоминается утвержденные в конце 2014 года "Основы государственной культурной политики". Понятно, что одно только сближение этих слов в единой фразе представляет для либеральной урлы опасность страшную . Для того же К. Райкина это, видимо, убийственная комбинация слов, поскольку манифест его выстраивается на признании такого словосочетания безусловной абракадаброй. Но именно государственная культурная политика открывает путь к решению проблемы " художник-народ- власть ", к возвращению искусства и его деятелей на службу народу", а значит, и путь к полной блокировке либерального фундаментализма в культуре.
То, что отдельные положения "Основ", такие, как "оказание государственной поддержки только здоровому искусству, идентичному цивилизационному коду" , подобный путь действительно открывают - очевидно. Урлу либеральную такая возможность не может не пугать - выкрик К. Райкина от 24 октября свидетельствует и об этом. Но до реального движения по этому пути - очень далеко, поскольку такого рода развороты, - увы, не компетенция Министерства культуры. И без замены сословно-олигархической структуры социума на что-нибудь по традиционным российским меркам более приличное они вообще маловероятны. К. Райкин, судя по всему, это прекрасно понимает и в своих импровизациях несомненно учитывает.
Диагноз Э. Бирова адекватен предельно: определенная и немалая часть гуманитарной элиты нашей (та, в частности, часть, что на цирлах гарцевала пред Западом все постсоветское время ) манифестом К. Райкина объявляет решительный бой даже тем робким попыткам выстраивать государственную политику в области культуры, что делаются сегодня. К. Райкин - это лишь увертюра. Не исключено, что основные сражения могут развернуться в связи с принятием новой редакции закона о культуре. Если судить по недавней( за неделю до Райкина) публикации в "Накануне" (http://www.nakanune.ru/articles/112164/) , версия закона о культуре, обсуждаемая сейчас в палате для общественности, своими идеями и установками весьма и весьма близка к манифесту К. Райкину - одни и те же лица, судя по всему, консультировали и авторов законопроекта и К. Райкина.
Закон о культуре находится в состоянии обсуждения аж с 2011 года и в нынешней редакции, если судить по публикации в "Накануне", находится в полнейшем несоответствии с подписанными президентом в 2014 году "Основами государственной культурной политики ". Ситуация в общем-то для современной России типичная: реальные серо- либеральные будни плюс отвлекающий от грустных мыслей президентский замах на отдаленную и очень неопределенную перспективу...Возможно, что палата, в которую имеет допуск общественность, сумеет привести закон о культуре в соответствие с президентскими "Основами". Но есть ведь еще и Дума. А в ней "Единая Россия" со своим конституционным большинством... И далеко не очевидно, чье влияние на последнюю больше - администрации президента или российского олигархата...
И тем не менее высказаться по ряду вопросов, связанных с проблемой" художник-народ- власть " смысл все же есть, поскольку нельзя полностью исключать, что начавшаяся дискуссия может выплеснуться за рамки общественной палаты.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложения - это три моих статьи в слегка отредактированном и сокращенном варианте.
1. "В ожидании эстетического бунта г. Туминас и русская классика". Статья 2010 года . Тема - интерпретация классики. К. Райкин коснулся и этой темы - судя по всему, он считает, что и в этом вопросе права субъекта, назвавшего себя художником, безусловны. Главная идея статьи: не только архитектурная, но и любая классика должна охраняться государством.
2." Элита, следовательно, цензура".
Статья с этим названием писалась где-то в 2003-2004 году, во времена, когда даже Живой журнал не пустил еще корни на российской почве , в отечественной сети царствовали форумы "Русского журнала", а тексты длинной более 100 слов еще не приводили в ужас обитающую в сети публику. Серьезное было время - доЕГЭвское...
В статье, в частности, речь об экспертной, настраивающей цензуре. Практически это может выглядеть , например, так. Театр "Сатирикон"... Афиша спектакля " Все оттенки голубого "... В нижней ее части крупным шрифтом: экспертная оценка спектакля по 20-бальной шкале - минус 8...
3. "Новое должно обновлять, но не господствовать".
Статья написана в 2011 году. Тема- модернизация и традиция, авангард и классика. Полемика с И.Б. Роднянской и сторонниками инволюционной модели искусства.
Полностью текст можно найти здесь:
© Copyright:
Валерий Суриков, 2016
Свидетельство о публикации №216110801338