Ударим новым законом о культуре по бездорожью и ра

Валерий Суриков
 
    Манифест, с которым 24   октября  2016  года   выступил  К.Райкин,  свидетельствует   прежде  всего  о  том, что   главным и  несомненно господствующим   в  его  сознании    является допущение   о  первичности     права    называться  художником (творцом).  Это  право  вовсе не  результат  творческих усилий,   не  итог творческих достижений   -  оно   до  них. Оно -  изначально и носит сугубо заявительный  характер:  я есть  художник,  и  всё  тут...    И извольте   все,  от  моей   жены  до министра,   считаться  с  этим. Творцами  отнюдь   не   становятся.  Ими    являются    -  и  народу  и  начальству.  А потому  творческие   права каждого,  заявившего  себя   художником,   абсолютны.
   В  явной  и ясной   форме  идею    первичности   у К. Райкина  не найти,  но все   буйства  его   манифеста   из этой   идеи  элементарно   выводятся.    И   он  нисколько   не  оригинален.  Просто        идеология  первичности-абсолютности    прав    творца  изложена   им   столь откровенно   и агрессивно,  что   оставлять ее   без  пристального  внимания   уже невозможно.  Проблема  "  художник-народ- власть  " вызрела  и  ею в  России пора  заняться  на самом серьезном  уровне.  Этот вывод  -   главный   позитивный результат    выступления    К.  Райкина.
 Выкрикнутые   же им  24  октября  идеи  сами  по  себе  особого  интереса    для  России   не  представляют  по  той  хотя  бы причине,  что    они   для нее  (  для  истории ее бытия,  ее  культуры)    мелковаты -   слишком  утилитарны. Как,  впрочем,   и всё   из  того,  что  уже  четверть  века,  с нарастающим   остервенением    пытается  культивировать   на   российских просторах  либеральная   урла.
О наличии позитивной   составляющей  в  выступлении   К.Райкина   свидетельствуют  и отклики  на  него   -  в них,  собственно,   и  нашли  отражение  узловые   моменты  проблемы   "   художник-народ- власть ".  Наиболее полно это   выразилось, кажется,     у Эдуарда Бирова -"  Манифест   вольных  художников"  ( http://www.vz.ru/opinions/2016/10/27/840476.html ). Автор  ее, вполне современный    молодой человек, между  прочим, -не какой-нибудь замшелый  совок в ватнике,      убедительно  продемонстрировал,  что    истоком  вдохновенных  суждений  К. Райкина  являются  банальнейшие  "постулаты либерального  фундаментализма" ; что оптимальной моделью взаимоотношений  художника  и  власти   является, видимо,  для  К. Райкина ,  тотальный   паразитизм: "государство должно исправно  платить деятелям культуры деньги  и  не  требовать  ничего  взамен,  даже  если  те  будут  отражать  жизнь  страны,  как   кривое зеркало ­  корчить  рожи,    показывать голые  задницы и втаптывать святое в грязь";что   проблема
взаимоотношений   художника  с  народом(  обществом)   решается  у  К. Райкина   во  все том  же   буйном  ключе: "не лезьте свиным рылом в калашный ряд" -  вы "должны  сидеть  и  молча  проглатывать  то,  чем  ...  кормят  жрецы от искусства" .
Несомненным  достоинством    работы  Э. Бирова   является  то, что,   увязав  манифест Райкина   с постулатами либерального  фундаментализма, он напомнил  не только о  том,  что  Россия     уже  четверть  века    пребывает   под  игом  либеральной  урлы ("при  номинальном  отсутствии  единой   идеологии  в  России  все  25  лет  господствовала культурная,  информационная  и  идеологическая  политика   «избранного  меньшинства»,навязанная  большинству  под  видом  демократии  (власти  «демократов»)  и  оплачиваемая из государственного бюджета), но и   о   ее(  России) попытках  сбросить  это   иго.  В   связи   с  этим  и упоминается  утвержденные  в конце  2014  года   "Основы  государственной  культурной  политики".  Понятно, что   одно  только  сближение этих  слов  в единой  фразе   представляет  для  либеральной  урлы   опасность страшную  .  Для  того же  К. Райкина   это,  видимо,  убийственная  комбинация    слов, поскольку манифест  его выстраивается   на  признании такого словосочетания безусловной  абракадаброй.   Но   именно государственная   культурная  политика  открывает   путь  к  решению  проблемы "   художник-народ- власть ", к  возвращению искусства и его деятелей  на службу народу", а значит, и  путь  к  полной   блокировке   либерального   фундаментализма  в культуре.
То,  что  отдельные  положения  "Основ", такие, как   "оказание  государственной  поддержки  только  здоровому  искусству,  идентичному цивилизационному коду"  , подобный   путь  действительно  открывают - очевидно.  Урлу  либеральную  такая возможность  не  может  не  пугать -  выкрик  К. Райкина от 24 октября   свидетельствует  и об этом.   Но  до  реального  движения   по этому   пути - очень  далеко, поскольку   такого рода  развороты, - увы, не  компетенция    Министерства   культуры.   И без   замены  сословно-олигархической      структуры    социума   на  что-нибудь по традиционным российским  меркам  более  приличное   они   вообще  маловероятны. К. Райкин, судя  по  всему, это   прекрасно  понимает   и  в своих  импровизациях  несомненно  учитывает.
  Диагноз Э.  Бирова адекватен предельно:  определенная  и  немалая   часть   гуманитарной   элиты    нашей (та, в  частности, часть, что  на  цирлах  гарцевала  пред Западом  все   постсоветское  время ) манифестом  К. Райкина объявляет  решительный бой   даже   тем   робким  попыткам  выстраивать  государственную  политику   в  области   культуры,  что делаются  сегодня.   К.  Райкин  -  это  лишь  увертюра.   Не исключено,  что   основные  сражения  могут  развернуться   в   связи  с     принятием   новой   редакции   закона   о  культуре.   Если   судить   по  недавней( за  неделю  до  Райкина)  публикации в "Накануне" (http://www.nakanune.ru/articles/112164/) , версия  закона о культуре, обсуждаемая  сейчас  в палате   для  общественности,  своими  идеями и установками    весьма  и  весьма  близка  к   манифесту   К.  Райкину  -  одни   и   те  же  лица, судя  по  всему, консультировали  и  авторов законопроекта  и   К. Райкина.   

Закон  о  культуре   находится  в  состоянии  обсуждения   аж  с  2011  года и  в  нынешней  редакции, если   судить  по   публикации  в "Накануне", находится в  полнейшем  несоответствии    с подписанными президентом  в 2014  году "Основами   государственной  культурной  политики ".   Ситуация в общем-то  для  современной России типичная:  реальные серо- либеральные   будни    плюс отвлекающий  от  грустных  мыслей  президентский   замах  на отдаленную  и  очень  неопределенную  перспективу...Возможно,   что  палата, в которую  имеет  допуск общественность,  сумеет  привести  закон о культуре  в  соответствие   с  президентскими "Основами".  Но  есть ведь еще  и  Дума.  А  в ней "Единая  Россия"    со  своим    конституционным   большинством... И далеко   не  очевидно,  чье   влияние  на  последнюю  больше -   администрации президента  или   российского  олигархата...
  И  тем  не  менее   высказаться  по   ряду   вопросов,  связанных  с  проблемой"   художник-народ- власть "     смысл  все  же  есть,  поскольку  нельзя полностью   исключать,  что  начавшаяся  дискуссия     может   выплеснуться за   рамки  общественной палаты.

                П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложения   -  это  три  моих статьи  в слегка  отредактированном и  сокращенном  варианте.

1. "В  ожидании эстетического   бунта  ­ г. Туминас   и  русская классика".  Статья 2010 года .  Тема -    интерпретация     классики. К.  Райкин  коснулся   и  этой   темы  -  судя  по  всему,    он  считает, что  и  в этом   вопросе    права   субъекта,   назвавшего    себя   художником,    безусловны. Главная  идея  статьи: не  только  архитектурная,  но  и   любая классика  должна   охраняться   государством.
2." Элита, следовательно, цензура".
Статья   с  этим   названием  писалась где-то  в 2003-2004  году,  во  времена, когда  даже   Живой   журнал   не  пустил   еще  корни  на российской  почве ,   в    отечественной  сети  царствовали  форумы  "Русского  журнала",   а   тексты  длинной   более   100  слов   еще  не  приводили в ужас  обитающую в  сети    публику. Серьезное  было  время  -  доЕГЭвское...
В  статье, в  частности,  речь об   экспертной, настраивающей цензуре. Практически это может выглядеть , например,  так.  Театр  "Сатирикон"... Афиша спектакля  " Все  оттенки   голубого "... В нижней  ее  части крупным  шрифтом: экспертная оценка  спектакля по  20-бальной  шкале   -  минус 8... 

  3. "Новое  должно  обновлять, но  не  господствовать".
Статья   написана в  2011 году.  Тема-   модернизация  и  традиция, авангард  и  классика.   Полемика   с И.Б. Роднянской  и  сторонниками   инволюционной модели   искусства.
 
Полностью текст  можно  найти  здесь: