Об информации

Виталий Альбертович Иванов
Об устройстве мироздания. Исчерпывающая информация / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –130 с.
    http://russolit.ru/books/download/item/3262/
   
    Листалка. Читать:
    http://pubhtml5.com/eail/zayh
    -------------------------------

Когда мы говорим о качественной картине мира, не просто свести все к количественным характеристикам. Скажем, сама по себе «геометрия» - только человеческое понятие, так же и «время». С помощью циркуля и линейки вселенную не построить. Не поможет здесь и будильник, отмеряющий чисто условное «время». Ведь никто не знает, что происходит между мельчайшими его единицами…
Единственно удобною единицей измерения уровня развития любого объекта (в том числе и Вселенной в бесконечной вселенной) является исчерпывающая информация, через которую однозначно можно описать данный объект. Наиболее удобная организация этой исчерпывающей информации об объекте – многомерная сфера качеств. Развивается объект (например, Вселенная) – растет сфера качеств, интеграл исчерпывающей информации.
Никакие «научные теории», как известно, ничего окончательно не доказывают. Особенно – тем, кто их создает и хоть несколько понимает.

Различаю понятия информации и исчерпывающей (или не дублирующейся) информации. И под развитием нашей Вселенной, природы и цивилизации (в частности отдельно взятой страны) и вообще любой информационной системы (ИС) понимаю накопление именно исчерпывающей информации.
Величина отношения общего количества информации к исчерпывающей говорит о степени организованности системы. Чем она больше, тем больше хаоса, и наоборот.
Исчерпывающая информация, по сути, - сущие качества, виды объектов и связей. Расширение сферы качеств, рост интеграла исчерпывающей информации являет собой развитие мира или отдельно взятой страны. Конкуренция стран здесь проявляется в добывании и накоплении новых качеств, росте общего количества исчерпывающей информации. (Не «сборе» вообще информации, а создании и открытии новой исчерпывающей информации.)

Информация - атрибут объектов идеального мира; отражает - связи между объектами материального или идеального мира и являет собою движение установленных группой субъектов кодов понятий: характеристик, сторон, отношений, объектов идеального мира; средство отношений между идеальными мирами различных субъектов.
То, что не определено субъектом как понятие, не может быть воспринято им как понятная информация.
Все новые воздействия среды на субъекта группируются им в понятия, встраиваются в идеальный мир, получают свои коды. Все понятия и их коды в той или иной мере согласовываются с другими субъектами, что позволяет субъектам обмениваться информацией - передавать друг другу отдельные объекты и целые, крупные структуры идеального мира.
Более широко, безотносительно субъекта, под информацией (или ее передачей) можно понимать любые связи между объектами материальными (все связи между любыми объектами - информационные связи) и любые следы этих связей.
Подробнее см. «Категория информации», [3].

Определить что-то строго можно только в рамках взаимосвязанной системы категорий, каркасно охватывающих весь идеальный мир человечества. И, если некоторое понятие не поддается ясному, однозначному определению в рамках существующих категорий, значит, недостаточно хороша вся существующая система.
Любое понятие, объект идеального мира, должно быть увязано с миром материальным. Все сущие связи, взаимодействия мира материального – гравитационные, электромагнитные, химические, биологические, социальные и прочие – материальные первопричины идеальных объектов. И материальные, и идеальные связи объединяются одним понятием «информация». Поэтому и возникает некоторая путаница.

В живой природе существует мир идеальный «понятий», вне жизни – не существует. Именно наличием идеального мира понятий, объекты которого - «понятия» - могут передаваться в пространстве и времени, живая природа отличается от неживой.
Передача «понятий» осуществляется – «кодами», их названиями, что и является, по сути, передачей «информации» в том понимании, которое наиболее общепринято.
Информация - это связь между элементами материального или идеального мира. Она может быть действующей, активной, т.е. выражать наличествующие отношения. Или быть следом, памятью, результатом действия. Тогда это пассивная информация.
Информацию может получать один субъект или объект от другого субъекта или объекта (о другом субъекте или объекте). В таких случаях это внешняя информация. В то же время, любой объект или субъект заключает в себе некую внутреннюю, структурную информацию о собственном строении, связях между объектами его составляющими и характеристики этих, более мелких объектов.
Через субъекта связь (т.е. передача информации) может осуществляться и от объектов материальных к объектам идеальным, и наоборот. Субъект является единственным совершенным активным преобразователем, передатчиком информации между материальным и идеальным. Несовершенные активные преобразователи - всяческие механизмы и устройства, не располагающие «я», разумной воле изъявляющей инстанцией.
Пассивные носители идеального мира - книги, магнитные ленты, диски и проч. На них хранятся информационные коды, которые в полной мере оживить может только субъект - совершенный активный носитель идеального мира, достаточно развитый и подготовленный.

«Информация это то, с помощью чего можно зафиксировать какие-либо свойства какой-либо части бытия и с помощью этого зафиксированного воспроизвести копию или модель оригинала».

«то, с помощью чего…» Так что же это такое?
По сути, вы говорите об исчерпывающей (не дублированной) информации – достаточной для того, чтобы разложить объект до субстанции и из нее собрать его снова. (Под «субстанцией» понимаю условную простейшую материальную структуру, располагающую единичной информацией или же первым качеством, началом всего. Не хочу здесь отвлекаться подробнее на понятие «субстанции», скажу только, что реально ее не существует, это условная категория идеального мира.)
Исчерпывающая информация, позволяющая собрать любой объект из субстанции является абсолютной, и ей может располагать только абсолютный субъект, иначе бог, идеальный мир которого полностью соответствует миру материальному. Таковой абсолютный субъект может в любой момент времени разобрать вселенную до «субстанции» и собрать ее заново. Т.е. он располагает в полном объеме всей исчерпывающей информацией о вселенной.
Никакой иной субъект, объективно являющийся лишь частью вселенной, не может располагать абсолютной исчерпывающей информацией ни об одном конечном объекте и, тем более, о вселенной в целом. Часть не может познать Целое окончательно, однако в бесконечной вселенной может, с одной стороны, бесконечно приближать структуры своего идеального к структурам материального; а с другой, развивая свое идеальное, создавая в нем объекты, не существующие в материальном, целенаправленно строить в материальном что-то новое, т.е. развивать материальное уже по идеальному. И этот процесс развития в бесконечной вселенной тоже может быть бесконечным.
Перейдем теперь к «тараканам».
Да, каждый субъект в любой момент времени не только находится в уникальной точке пространства, т.е. имеет свою «точку отсчета», но и располагает индивидуальным набором органов ощущений и своим понятийным миром. Даже и таракан. Что уж тут говорить о человеке… Люди все – разные и смотрят на мир как бы с разных сторон, имеют свои траектории в пространстве и времени, свои ощущения, чувства и мысли, сознания… Тем не менее, мы можем общаться, передавать «информацию». Иногда не только между людьми, но даже и тараканам. Некоторую… Например, ту, что им нужно уйти с нашей тетради.
Да, у тараканов совершенно другие понятия. Но сферы качеств наших идеальных миров все-таки несколько пересекаются. Человеческая сфера качеств, конечно же больше. Почему наши сферы идеальных миров пересекаются? Потому что они отражают один и тот же, единый мир материальный. Таракан не понимает, что значит 2х2=4, но в нем заложено желание жить и пониманье угрозы. Здесь мы пересекаемся. О каких-то чисто тараканьих делах, их проблемах по жизни мы, люди, не имеем никакого вообще представления. У нас нет этих понятий.
Соответственно, без «тараканьего взгляда» на мир, идеальная сфера качеств (понятий) всего живого была бы беднее. И так - с каждым видом жизни, всеми животными, растительным миром и проч.
Таким образом, наибольшее приближение к истине, лучшее соответствие идеального материальному, дает именно вся совокупность понятий всего живого – природы и человечества. Все вместе мы в наибольшей мере соответствуем субъекту Абсолютному (или Богу). Но, конечно, не являемся им.
То же самое можно сказать, если рассматривать человечество изолировано. Лишь вся совокупность мировоззрений, идеалистических и материалистических, в каждом из которых есть нечто объективно ценное, является наилучшим приближением к истине, максимальным располагаемым человечеством количеством исчерпывающей информации.
Да, мы тоже располагаем исчерпывающей информацией, но не в полном объеме и не от нижнего уровня в иерархии структур. Мы можем, например, разбирать и собирать всевозможные объекты, структуры материальные, но не до субстанции и не от нее.
Да, «мы говорим об одном и том же». И, конечно, «пока» - «пока существует человечество», разум. А он в бесконечной вселенной теоретически может существовать, познавать и развивать ее - вечно. Теоретически. Практически, все, что имеет Начало, имеет Конец. И здесь очень важно, на мой взгляд, именно правильное распоряжение «информацией», дабы не совершить Ошибки, которая и будет Концом.

«Связывать «информацию» со «связями» можно, только это слегка запутывает и уводит в сторону от более важных свойств «информации».

Именно знание сути «связей» и позволяет нам собрать-разобрать что-либо. «Связи» - внутренняя, структурная информация материального или идеального мира.
Внешняя информация – субъективные наши понятия и коды этих понятий, которыми мы обмениваемся.

«Количество объекта»? Чего конкретно количество – массы, энергии, радиоактивности, пространственные характеристики? И т.д. Цвет, запах, вкус, осязательные признаки… Все виды восприятия самых различных «я» с самыми различными органами ощущений плюс характеристики снимаемые приборами, опять же, разнообразными.
Ясно, что каждое качество имеет определенный диапазон характеристик. Например, температура - от минимума до максимума, сила звука – тоже и прочее. Ясно, что температура и сила звука – разные качества. Совокупность подобных конкретных характеристик по всем известным нам качествам и является внешним описанием любого объекта – информацией внешней, по отношению к самому объекту. Относительной, субъективной. Потому что мы снимаем ее относительно наших органов ощущений и приборов, созданных нами из материи нам известной. Недублируемая информация здесь – минимизированное полное описание.
В то же время, внешняя информация по отношению к диагностируемым объектам мира материального, «я» окружающего», является, одновременно, внутренней структурною информацией самого этого идеального мира (сознания).
Внутренняя структурная информация материального или идеального объекта – это безотносительная, объективная информация о структуре объекта, достаточная для того, чтобы разобрать объект до основания – до субстанции, располагающей единичной информацией и собрать объект заново. Она заключает в себе совокупность имеющихся внутренних связей в объекте и их взаиморасположение. Объективное. Каждый тип связей (например, внутриатомных) здесь – качество. Повторение связей одного качества – количество таковых качеств. Т.е. не обязательно полностью дублировать описание всех имеющихся связей в объекте, достаточно перечислить имеющиеся качества, назвать количество повторений каждого и взаиморасположение, взаимоувязку связей. Это и будет исчерпывающей (не дублируемой) информацией об объекте.
В процессе познания объекта, в пределе – вселенной, субъект (субъекты), с одной стороны, приближает структуру информации внутренней своего идеального мира (сознания) к информации внутренней материального мира (объективной реальности); а с другой, в процессе развития – наоборот, приближает структуры внутренней информации среды его окружающей к внутренней информации собственного сознания.

2015