Суждение и добродетель

Равшан Салиев
Основной целью Канта было донести доступную разумению мысль - ясную, полную смысла и безусловно истинную. Но мысль, идея или мнение, с течением времени, может оказаться ложным. Одну из главных, как кажется, свою мысль Кант обернул в метафору. Вот ее цитата: "Человеческий разум, когда устает, охотно отдыхает на мягком ложе небрежности или даже низменного образа мыслей, и в сладких обманчивых грезах, которые заставляют его, однако, вместо Юноны, обнимать облако, подсовывает нравственности какого-то ублюдка, состряпанного из членов совершенно разного происхождения, который похож на все, что только хотят в нем видеть, но только не на добродетель для тех, кто хоть раз видел ее в истинном облике." Здесь говорится, фактически, что добродетель – явление как бы чрезвычайно редкое, почти недоступное для обычного человека (а таких 99%, а то и больше). И получается, что, например, просто хорошая речь или простой правильный поступок - это не добродетель. К добродетели требования умножились многократно, и она стала почти что недосягаема. Но по Аристотелю, человек есть существо, наделенное суждением и добродетелью. Кант из этого определения случайно или нарочно, не знаю, вычеркнул добродетель. И вот научное мировоззрение, то есть физиологический разум, получает из рук Канта суждение без добродетели - для кого-то индульгенцию, для кого-то парадоксальную и печальную ситуацию, ну и все вытекающие из этого последствия...