Как дед Федот Джавахарлала Неру встречал

Николай Прошунин
                Воспоминания деда Федота
               (частично опубликованы в журнале «Огонек», 40/4667/Октябрь 2000)

                (20/21) Как дед Федот Джавахарлала Неру встречал

     Однажды встречаюсь с бухгалтером техникума, Файтом, которого я привёз с вокзала во время войны как переселенца. Я ему поведал своё положение. Он мне сказал: «У нас в техникуме заведующего хозяйством директор подыскивает, чтой-то старый ему не нравится, просто сказать - не расторопный; да и он сам собирается уйти - ищет работу. Я Лобанову скажу в отношении тебя, а потом тебе передам, в чём дело будет. Да, Федот Кондратьевич, в общем, подавай двадцатой заявление!»
     Через два дня я подал заявление. Она не хотела было уволить; двенадцать дней проработал и одновременно в техникуме принимал всё хозяйство, большое: десять машин, легковая прикреплена ко мне, всевозможные учебные машины, доильные аппараты; подсобное хозяйство - пять тысяч гектаров земли; тракторы, молотильные машины; двадцать дойных коров, десять штук овец шленской породы, пятнадцать лошадей; посев: свёкла, десять гектаров яблок. И много всякого инвентаря - десять домов. Хотя там и был наподобие директора, но всё относилось к моим функциям, надо было мне всё знать и обязательно входить в положение всякого дела, а делов хватало. Я был всё же замдиректора по хозяйственной и административной части. Оклад - пятьсот.
     Оформился 2 марта 1954 года. Работал хорошо, с Лобановым ладил; он меня ценил и всё мне доверял, несмотря на то, что я беспартийный. Неоднократно в партию приглашали, но зачем? Уже все мучения я прошёл, и Поли уже нет, теперь мне всё равно и беспартийному жить.
     Постройка была на подсобном десять домов, дак в городе ещё было сорок домов, в них жили наши рабочие и всевозможные преподаватели. В техникуме рабочих и учителей - всех снабжали топкой, доставляли из леса сколько хотели; у нас это хорошо было, насчёт квартиры и топки. Ещё была у нас МТС - местная тракторная станция. Вот нас горисполком обязал сделать дорогу и починить мосты до колхоза «Страна Советов», потому что у нас четыреста студентов, и ещё сто человек учатся на шофёров, и транспорт хороший, и ещё дали двенадцать машин. Выровнять дорогу и усыпать жёлтым песком, исправить мосты. Всё сделали, а делали целый месяц. Для того, что приедет в наш город Рубцовск уважаемый гость из Индии Джавахарлал Неру и дочь Индира Ганди. Так её нам рекомендовали, как дочкой Неру. Горисполком даёт указание хорошо оборудовать в ресторане «Алей» залы цветами и т.п. В техникуме были теплицы, и так были цветы. Всё оборудовали хорошо для приезда в СССР гостя из Индии Джавахарлала Неру.
     Так и было, запамятовал, кажется в 1956-м августа месяца [на самом деле в июне 1955 года]. Обязывают техникум на аэродром дать две легковые машины. В одну садится директор Лобанов, во вторую - секретарь партийной организации и Прошунин Ф.К. Встречать едем, а самолёта нету. Ждём. Съехалось машин много - дали указание.
     Прилетает, сходят с самолёта. Здороваются по ручке с несколькими: секретарём края Подлепичем и другими. Нам всем поклонились, сказали «здравствуйте». Сели в одну машину. К нам сели сопровождающие члены ЦК, два журналиста - один русский, второй индиец, говорит хорошо по-русски. Народу - по городу негде было проехать от людей. Гостей я рассмотрел, очень был с ними близко рядом: Неру худой, скуластый, весёлый, не маленький, средний; Индира Ганди очень, по-моему, симпатичная, приятная, милая.
     С аэродрома прямо в ресторан «Алей». Там всего побыли два часа, чуть покушали, чай пили, и в колхоз «Страна Советов» поехали смотреть, как хозяйство колхозное [по другим источникам – в зерносовхоз «Курьинский»]. А на дорогу, посыпанную жёлтым песком, наверное, и не обратили внимания. С колхоза - на аэродром и, видимо, в Ташкент [на самом деле в Магнитогорск].
     За дорогу и мосты и оборудование в ресторане «Алей» нам вынесли благодарность.
     Чтой-то я стал слабеть, всё хуже и хуже, и вот меня послали на курорт в Евпаторию на двадцать восемь дней. Подлечился. Очень мало - всего один килограмм шестьсот граммов - прибавил. Здоровье ухудшалось, директор посоветовал, ты, мол, уходи, тебе дома лучше будет. Я, дурень, пошёл, подал заявление, а надо бы по бюллетеню ходить, а не увольняться с работы. А я взял, да ушёл больной, вот у меня и получилось нехорошо. В это время мне дали первую группу инвалидности. За мной нужен уход. Федосья с работы ушла и ухаживала за мной четыре года. И у неё тоже плохо получилось - нас не научили сходить в собес, сказать, что Федосья не работает только из-за меня, так что у неё всё пропало...

На фото дед Федот в Евпатории 24 декабря 1955 года.