Ну, скажем так...

Олег Павловский 1
.


СКАЖЕМ ТАК…


Надо сказать, что на лит сайтах заточенных под «троллинг» мне приходится не слишком комфортно, ну, а чего бы я хотел? Знал, что делал, да не сразу разобрался, вот так… У Фабулы тоже есть «зеленый форум», такая же дрянь, междусобойчик полудюжины отморозков. Там авторов сразу гнобят т.н. «переводчики» и прочие «крупные специалисты». Авторов там немного, да никого и не слыхать. Но это уже другая тема.

На самом деле очень многих интересует один вопрос, – какой быть современной прозе и поэзии, русской литературе ХХI  века? А с ракетами и балетом мы разберемся в другой раз.

Ответ сформулировался не сразу, за восемь лет пришлось многое просмотреть на лит сайтах и в поисковиках. Приходишь к выводу, что все старые мерки, то есть все, что писалось о литературе в прошлом веке уже не работают. Что мы имеем на сегодняшний день? Преимущественно дамский роман и, в общем-то, сюжетную прозу, но явно «вторичную» и совсем не потому, что авторы разучились писать. Просто проза как бы и не востребована широкой публикой, а то, что все-таки издается и «раскручивается» не слишком интересно. Бульварные романчики всегда найду своего читателя, а вот проза… С публицистикой стало тоже не здорово после 2010 года, почему-то. А ответ простой: коллективное сознание еще не вошло в новое русло, развал закончился, Ельцина больше нет, но понадобиться целое поколение, чтобы это осознать.

С поэзией продолжаются постмодернистские игры и дело не в самом постмодерне, дело как всегда в том, что первыми наружу вылезают знатоки на букву «ху», впрочем, как всегда. Можно, зная ситуацию на «литераторских мостках» после 1980 года, сказать, что планка, как прозы, так и поэзии в России заметно упала. Ждали свободы и дождались. Футуризм, понимаешь…

Надо сказать, что футуристы в России когда-то были на высоте, начиная с Маяковского и Асеева, с умеренного футуризма Пастернака, Б.Корнилова, П.Васильева – да многих, чего там.  И В.Хлебников тоже не «обэреут», а тоже из этой команды. В 60-е «прозвучал» В.Соснора (не без помощи Л.Брик), а Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский – знаменитый московский квартет – по сути, ни к модернистам, ни к футуристам (тоже ветвь модернизма) отношения не имели, их всегда «двойственная позиция» сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, тогда как Окуджава довольно ловко оперировал то «то комиссарскими шлемами», то заезжими музыкантами и московскими муравьями, и был щедро прикормлен западными спецслужбами, как некий «не совсем советский» с помощью издания его пластинок во многих странах, даже в Японии, и денег у него было по советскому «курсу» несколько миллионов. Немногие об этом знают. В сущности, разложение началось еще в 60-е годы с подачи Н.Хрущева (тоже агент влияния), не так, чтобы заметно, но «кормушка работала» в двух направлениях. Надо еще и понимать, что на стыке 60-70-х весь мир, в том числе и советская Россия уже достигли определенных рубежей после военной разрухи, базовые потребности были удовлетворены, а дальше? А дальше – экстенсивное развитие и то, что сейчас принято называть глобализмом. Многие страны постепенно задушили кредитами, такая же участь постигла и Россию. Начался период «равномерного развития капитализма» в ширину, игровое поле чудес в мире оболваненных обывателей, но и эта система оказалась не вечной.

Поэзия, как и литература, и культура в целом, они своего рода «тиль уленшпигель»  для своего времени. Но и новые «маяковские и пастернаки» как и новые «шолоховы» едва ли будут нужны, это уже история.

Я уже писал о синестезии как о новой науке, и повторяться не буду. Полных синестетиков (гениев) сравнительно немного. Если объяснять на пальцах, то в поэзии – это люди, для которых слово не только звук, но и музыка, цвет, вкус, запах и даже может быть осязаемо. В разной степени такими качествами обладали М.Горький и А.Блок, Б.Пастернак и Н.Заболоцкий. Стихи не сочиняют, стихи пишут, получая видение и информацию, по-видимому, из околоземного пространства, из ноосферы, то есть из космоса. Третий элемент – энергия, слабые проходные стихи и проза энергией не обладают и гармония, и красота в них заменяются красивостью, украшательством, а мелодия – звукописью (при желании этим ремеслом тоже можно овладеть, только зачем?). Период ученичества у поэтов обычно заканчивается к тридцати годам, у прозаиков к сорока.

Очевидно, современная литература должна воплотить все достижения прошлого, при этом элементы игры могут на равных конкурировать с классичностью формы.
Не следует бояться сложных форм, но не следует пренебрегать и формами простыми. «Сказка о царе Салтане» написана Пушкиным в форме частушек или «райка», что как нельзя более способствовало восприятию на слух, с голоса, а народ был в целом малограмотен, читать не умел, А.С. не ошибся в выборе.
Не хочется останавливать внимание на метафорах и других тропах, (они могут иметь место и в прозе), на звуковой организации текста – об этом уже написано немало. Автологический и металогический метод тоже как бы равноправны.
Поэзия – искусство невысказанного, чем более окрашен и разнозвучен стих, чем более наполнен даже не смыслом, а видением картины, тем лучше независимо от формы и композиции. А мастерски написанную прозу мы часто называем «поэзией».

Но вернемся к нашим «так сказать»… Лит сайты не всегда самое удобное место для литературных дискуссий и тем более… для публикации. Как правило сильные тексты подвергаются ожесточенной критике, вас могут называть графоманом или душевнобольным, на это не стоит обращать внимание.












.