Последний поход Эссекса

Вячеслав Прытков
                П О С Л Е Д Н И Й    П О Х О Д   «Э С С Е К С А».               
         /Боевой рейд американского фрегата вблизи обеих Америк и не только/               

                К  А  П  И  Т  А  Н.               
                Дэвид Портер принадлежал к славной когорте американских военных моряков,    
которых у себя на родине называли «парнями Пребла».Коммодор Эдвард Пребл стал знаменитым 
командующим эскадрой кораблей в Триполийской войне,когда одержал ряд блистательных побед
на Средиземном море.По возвращении его в США сам президент Томас Джефферсон в 1805 году 
лично вручил Э.Преблу меч и золотую медаль,изготовленные специально в честь победителя.            
Подобно другим своим сверстникам,мечтавшим о море,Портер рано его познал,получив серьёз -   
ную закалку.Гардемарин в 18 лет,он начинает свою службу на американском фрегате «Констелэй
шн» /»Constellation»/,под командованием сурового капитана Томаса Тракстана.Юного гардемари- 
на часто подводил характер – вспыльчивый и неукротимый,что приводило к трениям и стычкам с   
капитаном.Во время одного из таких столкновений,Портер прямо заявил,что не будет выполнять   
приказы Тракстана и уйдёт со службы.Это вызвало ярость капитана,неизвестно,чем бы кончилась   
эта ссора,но «Костелэйшн» предстоял бой с французским «Инсургентом» /»Insurgente»/.Во время 
сражения Портер проявил себя с лучшей стороны,и капитан включил его в члены экипажа призо-   
вого судна.»Инсургент» пришёл в США,вызвав восхищение соотечественников.               
                Дальнейшая морская жизнь Д.Портера была полна событиями и переменами. В    
январе 1800 года,он назначается вторым лейтенантом на 20-и пушечную шхуну «Эксперимент» 
/»Experiment»/.Во время встречи с гаитянскими пиратами её капитан уклоняется от боя и спешит   
уйти от преследования.Д.Портер бросает вызов капитану и обвиняет его в трусости.У себя дома,   
в Балтиморе,Дэвид ударом шпаги убивает пьяного бандита,напавшего на него,не испугавшись      
мести шайки.Годом позже,в Средиземном море,Портер вместе с лейтенантом Андре Стирретом   
на корабле «Энтерпрайз» /»Enterprise»/ во время боя захватывают берберское судно «Триполи»    
/»Tripoli»/.Это была первая победа американцев в Триполийской войне.               
                В 1803 году он служит на «Филадельфии» /»Philadelphia»/ под командованием      
У.Бэйбриджа.Севший на мель американский корабль удостаивается печальной участи быть захва-
ченным.Экипаж вместе с кораблём попадают в плен.Несколько месяцев проводит Портер и дру -    
гие офицеры в триполийском заточении,но на них не распространяется жесткий тюремный ре  -    
жим,который испытывают простые матросы.Не теряя времени даром,Дэвид,получая литературу    
от датского консула,изучает морскую историю,математику и французский язык.Он даже органи -   
зовывает курсы гардемаринов,на которых изучается морская тактика.После окончания триполий   
ской войны в 1805 году он перебирается в Нью-Йорк,где сходится с компанией друзей,возглавля-   
емых писателем Вашингтоном Ирвингом по кличке «Синбад»,увлекающимся историей арабского   
мира.Два месяца светской жизни,и Портер снова возвращается на флот в Норфолк.Во время одно   
го из визитов в Вашингтон 27-летний моряк влюбляется в 15-летнюю Эвелину Андерсон – дочь      
известного трактирщика Пенсильвании,вскоре избранного в Конгресс США.Вспыльчивый харак- 
тер Дэвида не понравится брату Эвелины,начинаются ссоры,и юный ухажёр угрожает оппоненту,   
что выбросит его в окно.К счастью,страсти,накалённые до предела,заканчиваются миром.Через      
шесть месяцев Дэвид и Эвелина женятся.Портера направляют в Новый Орлеан на должность ко - 
мандира морской станции.К концу 1811 года он становится командиром фрегата «Эссекс».             

                « Ф    Р    Е    Г    А   Т».               
                Рождение первого фрегата ВМФ США «Эссекс» /»Essex»/ состоялось в 1799 го- 
ду на верфи города Салем /штат Массачусетс/.Проект выполнил Уильям Хакет.Примечательно,   
что корабль был построен на средства жителей города,особенно поспособствовали этому более    
50 торговцев и мастеровых,и подарен правительству США.Водоизмещение судна составляло -       
860 т,длина – 47,7 м,ширина – 12,1 м,осадка – 5,5 м.Вооружение было не столь значительным,все 
го-навсего 26 двенадцати фунтовых орудий и 16 двадцатичетырёх фунтовых карронад,на его сла-   
бость не раз сетовал капитан Д.Портер в своих обращениях к секретарю Адмиралтейства,но они   
не возымели особых действий.Фрегат сменял своих капитанов,принимал участие в целом ряде      
морских баталий – войне с берберскими пиратами,»квази-войне» с Францией и войне 1812 – 14      
годов с Британией за господство на морях.Выполнял миссию конвоира торговых судов и первым 
среди военных кораблей США пересёк экватор.С объявлением войны против Англии командова-   
ние «Эссексом» принял капитан Дэвид Портер.               

               
                «П   Р   И   Ё   М   Н   Ы   Й      С   Ы   Н».               
                В августе 1811 года,командуя фрегатом «Эссекс»,Д.Портер взял на борт 10-летне-    
го мальчика Дэвида Глазго Фэррэгата,оставшегося без отца и матери.Капитан был другом семьи   
Фэррэгатов и решил воспитывать сироту.Юный гардемарин участвовал в бою /август 1812 г./ с    
британским шлюпом «Алерт»  /»Alert»/,который стал призом американцев.Характер юноши про- 
явился во время одного из эпизодов после боя.Пленные англичане решили освободиться и «од -      
нажды ночью,-вспоминал потом Фэррэгат,- один из пленных подошёл к моей койке-гамаку с пис- 
толетом в руке,сосредоточенно глядя на меня.Я притворился спящим,и он прошёл мимо.Затем я   
быстро пробрался в каюту капитана и рассказал,что видел.Портер поднялся на палубу и крикнул   
«Огонь!Огонь!»,созвал экипаж,который предотвратил захват корабля».Через год гардемарин сно-      
ва отличился.К этому времени Портер захватил несколько кораблей и назначил юношу командо -    
вать на одном из них – китобойце «Барклай» для сопровождения его в нейтральный порт – Валь -   
параисо.В пути юному капитану удалось подавить мятеж пленённого экипажа.Впереди его ожида 
ла по-настоящему блистательная карьера.В 1823 году он захватил вооружённую шхуну в Вест-Ин 
дии.Во время Гражданской войны выиграл сражение в Новом Орлеане.25 июля 1886 года соглас-   
но акту Конгресса США Дэвид Фэррэгат – «мальчик,ставший мужчиной» на борту «Эссекса» и    
«Барклая» стал первым адмиралом ВМС США.               
 
                «Д   А   Л   Ь   Н   И   Й         Р   Е   Й   Д».               
                Новый капитан «Эссекса» всю зиму и следующую весну занимался формирова -   
нием экипажа судна для предстоящего похода.Тем временем,британский флот усиливал свои гру 
ппировки в морях и океанах,стараясь не допустить в свои многочисленные колонии торговые су -   
да других государств,всячески препятствуя их продвижениям по морским путям.Американские    
торговые суда захватывались одно за другим.В июне 1812 года США объявили войну Британии.   
                Хотя вооружение фрегата «Эссекс»,как артиллерийское,так и парусное было до-   
статочно бое-  и дееспособным,капитан Портер делал всё возможное,чтобы боевая выучка экипа-   
жа была всегда на высоте.Днём и даже ночью отбивали дробь барабаны судового оркестра,пода -   
вая сигнал экипажу к бою и походу.Имитируя абордажное сражение,матросы с тесаками и корти- 
ками в руках выбегали на палубу и сражались друг с другом.Позднее,уже будучи адмиралом,Дэ - 
вид Фэррэгт,замечая на кораблях ветеранов «Эссекса»,писал:»Я сразу отличал их,как лучших      
фехтовальщиков с острыми абордажными саблями.»               
                С объявлением войны фрегат «Эссекс»,выполняя боевую задачу вблизи Бер -    
мудских островов,захватил и уничтожил несколько английских кораблей.К сентябрю он вернулся 
в Нью-Йорк,имея на своём боевом счету 10 призов.Д.Портер вновь обращается к секретарю Алми 
ралтейства,указывая на недостаточно мощное артвооружение корабля и,особенно,на карронадное 
Он надеется получить другой,более мощный корабль,но всё тщетно,»Эссекс» по-прежнему под    
его командованием ,а впереди – дальний поход и новае боевое задание.Согласно инструкциям из   
Вашингтона,Портер направлялся к островам Зелёного мыса,затем через Атлантику,к острову Фер
нандо ди Нороха,вдоль берегов Бразилии, для рандеву с кораблями У.Бэйнбриджа.Затем соедине-   
ние кораблей начинает поиск британских торговых судов в Южной Атлантике,и далее,в Тихом      
океане.Однако,встреча с Бэйнбриджем не состоялась.и после боя с английской шхуной «Элиза -    
бет» /»Elizabeth»/,»Эссекс» попал в шторм.Позднее Д.Портер узнал от капитана торгового порту -   
гальского судна,что американский фрегат недалеко от чилийских берегов одержал верх над бри - 
танским кораблём.Капитан «Эссекса» предположил,что это был корабль Бэйнбриджа,который      
после крупной победы мог вернуться в штаты.Поэтому он принимает смелое решение в одиночку 
уходить в Тихий океан,огибая коварный мыс Горн,на поиски новых призов.               
                Знал Д.Портер о давних плаваниях в Тихом океане знаменитых британцев-пи-   
рата Фрэнсиса Дрейка на «Золотой лани» /»Golden Hind»/ /1578 г./,наводившего страх на испан  -    
ские корабли от Перу до Филлипин,капитана Томаса Кавендиша,захватившего призовой груз с зо 
лотом в 1587 году.Кумиром Портера был лорд Джордж Энсон,который в 1741 году заставил сда -   
ться испанский корабль «Ковадонга» /»Сovadonga»/ с золотым запасом на сумму 500000 фунтов.   
Капитан «Эссекса» втайне надеялся,что ему тоже выпадет удача повстречать на своём пути судно 
с ценным грузом.               
                Проход «Эссекса» через «ревущие сороковые» стал суровым испытанием для   
экипажа .Не раз всем,находившимся на корабле,казалось,что «Эссекс» навсегда поглотит морская 
пучина,но судьба была благосклонна к американцам.После пяти ужасных дней  сильно потрёпан-   
ный  штормами «Эссекс»,наконец,пришёл в Вальпараисо.               
                Дальнейший рейд «Эссекса» вдоль берегов Южной Америки и в Тихом океа- 
не приносил удачи,только в районе Галапагосских островов Д.Портер захватил 12 китобойцев.       
«Мы основательно подорвали важное направление британского мореплавания – промысел китов   
у берегов Чили и Перу,» - писал Д.Портер в своём журнале.               
                Длительное плавание корабля сказалось на его состоянии,днище корпуса      
нуждалось в очистке,такелаж требовал ремонта,да и сам экипаж,уставший от непрерывных мор -    
ских баталий,нуждался в отдыхе.Подошли к концу запасы провизии.На судне бесчинствовали            
крысы,которые уничтожали остатки провианта и уже не гнушались даже парусиной,портили ар -   
тиллерийские картриджи.Д.Портер решил отправиться на запад,к Маркизским островам,затерян -   
ным в Тихом океане. «Для экипажа «Эссекса» это было потрясающим известием,никто ранее не      
мог даже и мечтать,что мы направляемся к чудо-островам»,- отмечал Д.Портер.25 октября 1813    
года маленькая флотилия американских кораблей – «Эссекс»,»Эссекс-юниор» и четыре призовых   
судна вошли в бухту Тэйохэ /Адамс,Мерчант/ самого большого острова Нуку Хива /старое назва-   
ние – «Величественный остров»/ Маркизского архипелага.После тяжёлого,почти годового рейда   
по морям и океанам Портер и его люди могли,наконец,предаться заветному и догожданному от -   
дыху на берегу.               
                «П  О  Л  И  Н  Е  З  И  Й  С  К  И  Й     Р  А  Й».               
                Маркизские острова получили своё название от испанского мореплавателя      
Альваро де Мендана де Нейра в 1595 году.Он назвал их в честь своего покровителя маркиза Гар -   
сио Уртадо де Мендоса – вице-короля Перу.Из американцев до Д.Портера там уже побывал тор -   
говец мехами Джозеф Инграм в 1791 году,дав им название островов Вашингтона.Однако,острова   
перешли к Франции в результате успешных военных действий,хотя США и заявляли свои права   
на них.В 1870 г. они были окончательно включены в состав Французской Полинезии.               
                Американцы,ступившие на берег,были встречены какафонией звуков,издава- 
емых дудками и барабанами,указывающих на миролюбивое настроение островитян.На своих лод- 
ках они подплывали к кораблям.Улыбающиеся и приветливые лица выражали обменять предлага 
емые ими фрукты на рыболовые крючки,железные обручи и стеклянные бутылки.Появились мо -   
лодые красивые девушки,которых Портер описал в своём журнале:» Незатейливая одежда укра - 
шала их прекрасные фигуры,кожа и чёрные волосы,смазанные маслом кокоса,отдавали глянцем,   
да и само их появление так поразило и тронуло нас.Тела мужчин покрывала татуировка с разнооб   
разными узорами,так что кожа смотрелась почти чёрной.На первый взгляд бросались в глаза бес-   
численные линии,кривые и прямые,выполненные с предельной тщательностью и симметрией «,-       
пишет далее Портер.Капитан,обладая даром художника,запечатлел необычных жителей острова   
на своих рисунках.За время ремонта корабля Портер посетил несколько селений островитян.На    
богатой вулканической почве жители выращивали кофе,разнообразные съедобные коренья.Основ 
ными источниками питания были бананы /более 20 сортов/ и рощи хлебного лерева.Продолгова - 
тые плоды использовались,как в печёном,так и жареном видах,волокна шли на изготовление оде
жды,широкие листья служили крышей для жилищ.Из стволов хлебного дерева изготавливались    
лодки-каноэ,части домов и фигурки богов.На Нуку-Хиве проживало более чем 30 различных пле   
мён.У островитян не было правительства,его роль исполняли патриархи,обладавшие авторитетом   
у остальных членов племени.После семинедельного пребывания на Маркизских островах «Эс -      
секс» подготовился к обратному плаванию к берегам Чили.Пребывание в гостях не было таким      
уж мирным,Портеру и его людям пришлось участвовать в стычках с враждебными племенами,хо 
тя в своём журнале он писал:»Я больше чем уверен,что таких честных и дружелюбных людей         
мне ещё не приходилось встречать на белом свете.»               
                « П  О  С Л  Е  Д  Н  И  Й    Б  О  Й».               
                3 февраля 1814 года корабли Д.Портера встали на якорь у Вальпараисо и через   
пять дней отправились в обратный путь.На перехват «Эссекса» с запада уже шли британские фре- 
гат «Хиби» /»Phoebe»/ под командованием капитана Джеймса Хилие и шлюп «Хираб» /»Сherub»/ 
В нескольких милях от чилийского берега «Эссекс» настиг губительный ураган,не смотря на ре - 
шительные действия команды в уборке парусов,корабль всё-таки лишился фок-мачты.Она унесла 
с собой за борт нескольких моряков.Портер мог бы вернуться в Вальпараисо,но ветер не позво -   
лял сделать это.Британские корабли догнали «Эссекс»,и Портеру ничего не оставалось,как укры -   
ть свой конвой в маленькой бухте,а самому подготовиться к бою.Вскоре английские корабли от -   
крыли огонь с дальней дистанции.Постоянно маневрируя,они добились того,что плохо управляе - 
мый американский фрегат оказался под их перекрёстным огнём.Поврежденные штормом такелаж 
и рангоут,не давали возможности «Эссексу» свободного передвижения в ходе боя.Орудия ближ -   
него боя были бесполезны в сложившейся ситуации.Прямые попадания британских комендоров   
разрушали надстройки,убивая и калеча экипаж «Эссекса».Вскоре сильнейший взрыв потряс ко -   
рабль,один из снарядов попал в пороховой погреб,пламя вырвалось из люков верхней палубы.Д.   
Портер отдал команду всем,кто ещё уцелел покинуть корабль.Палуба «Эссекса» была залита кро- 
вью,и когда британский офицер ступил на неё,то упал в обморок.Из 225 членов экипажа «Эссек - 
са» более 58 погибли,65 – ранены.Капитану Д.Портеру и его приёмному сыну Фэррэгту удалось   
спастись.Англичане потеряли в этом бою пять человек,десять были ранены.Позднее капитан Хи - 
лие в своём рапорте отдавал дань мужеству капитана Д.Портера и его команде,не спустивших      
флага своего корабля до последней минуты боя.Часть экипажа «Эссекса» и его командир,получив 
ший охранную грамоту,перешли на «Эссекс-юниор»,которому было разрешено вернуться на ро -   
дину.Д.Портер с возмущением утверждал,что его корабль был атакован в чилийских территори -   
альых водах,и Хилие нарушил существующее там соглашение о ненападении.               
                «В   О   З   В   Р   А   Щ   Е   Н   И   Е»               
                Только в июле 1814 года после почти двухгодичного отсутствия Портер и ещё   
130 моряков вернулись в Нью-Джерси.На пути домой «Эссекс-юниор» был остановлен британ -      
ским фрегатом «Сатурн» /»Saturn»/.Сначала его капитан Джеймс Нэш удовлетворился докумен - 
том Портера,но через несколько часов снова задержал судно для проверки,что вызвало ярость Д.   
Портера.Ранним утром,когда оба судна покачивались на волнах,Дэвид спустил на воду неболь  -    
шой парусный вельбот и,оставив записку британскому капитану,ушёл под парусом в Нью-Йорк.   
Вскоре «Сатурн» бросился в погоню,но,к счастью для Портера густой туман сделал преследова -   
ние невозможным.Вельбот,покрыв расстояние в 60 миль,причалил к Лонг-Айленду,где Д.Портер   
был сразу же арестован,как английский шпион.После объяснения выяснилось,что арестованный   
на самом деле – настоящий герой.Это его корабль захватил 22 вражеских судна,проникнул в неиз 
веданные уголки Тихого океана,17 месяцев ускользал от британских фрегатов-преследователей.   
Американцы назвали этот рейд «Эссекса» триумфальным и непревзойдённым.В Вашингтоне Пор 
тер был приглашён на обед в Белый дом и встречался с президентом Мэдисоном,высоко оценив -   
шим рейд «Эссекса» в своей декларации к Конгрессу 20 сентября 1814 года.Секретарь Алмирал - 
тейства ВМФ США писал,Д.Портер и его экипаж подняли престиж страны на морях на непревзой 
дённую высоту.Пресса тех лет отмечала:»Этот маленький фрегат принёс Британской империи бо-   
льше вреда,чем остальной американский флот».Последний поход «Эссекса» навсегда остался бес 
примерым в анналах истории американского флота.                Вячеслав Прытков.               
П О Я С Н Е Н И Я     К      Т Е К С Т У:-               
Квази-война    -   необъявленная война на море между США и Францией в 1798-1800 г.г..               
                полу-война,велась в водах американского континента ВМФ США против               
                французских каперов,уничтожавших торговые суда.               

Карронада        -    короткое гладкоствольное орудие,впервые появившееся в английском               
                флоте,изобрёл Р.Мелвилл,а создал Гаскойн /с 1769 по 1779 г.г./ на заводе               
                «Каррон» /Шотландия/,отсюда и название.               

Вашингтон Ирвинг -  американский писатель.