Праведный Григорий и грешная Лариса

Арк Лапшин
    ПРАВЕДНЫЙ ГРИГОРИЙ И ГРЕШНАЯ ЛАРИСА (Из сборника "Рассказы об эмигрантах")
    Неожиданно из Чикаго позвонил Саша, сын кузена, и сообщил печальное известие о внезапной кончине его отца, назвал причину летального исхода непродолжительной болезни – инсульт и дату похорон. Я чрезвычайно расстроился, так как Гришу любил и уважал, он был пилотом Аэрофлота на пенсии и отличным парнем в обычной жизни: душа любой компании, сочинитель шуточных песенок под собственное гитарное сопровождение, гостеприимный хозяин и умелый кулинар. За год до смерти Гриши умерла его жена, после ухода которой он как-то сник, перестал звонить знакомым и родичам и скупо,  парой вежливых слов, обычно заканчивал выходы на связь с их стороны. Получилось так, что за последние пару лет мы с ним созванивались всего несколько раз. Я не обижался на внезапную сдержанность кузена в общении, объяснив её для себя новым, непривычным для него статусом одинокого человека.  И тут вдруг, как снег на голову, пришло страшное известие о его смерти...

    Не долго думая, я решил лететь на похороны, которые были назначены на следующее воскресное утро. В субботу, в чикагском аэропорту О'Хара, по прибытию, я взял такси и сразу отправился по домашнему адресу  двоюродного брата. В ответ на звонок дверь распахнулась, я прошёл в прихожую и сразу наткнулся на протянутую руку Александра: - Привет, дядя Аркадий! Спасибо, что приехали... Отец ценил вашу дружбу... Я очень вам благодарен, что нашли время и силы, потратились на дорогу...
- Сынок, заканчивай причитания... Какие там траты, мелочь... Во-первых, Гришу вырастила моя мама, которая девчонкой жила с семьёй своей сестры во время учёбы в институте, а, во-вторых, он всегда для меня был примером для подражания – правильный мужик!
- Ещё какой правильный, - с примесью иронии в голосе почему-то ответил Саша и потянул меня в комнату: - Проходите в гостиную, дядя Аркадий, мы собрались ужинать. Похороны завтра, а сегодня, пока, нам живым ведь надо продолжать жить...

    В комнате, кроме нас с Сашей, оказалось две женщины. В молодой брюнетке я узнал Инну, жену племянника, которую мне однажды, пару лет назад, на юбилее Григория, уже представляли. Я даже вспомнил, что Инна работает учительницей математики в начальной школе. Подошёл к родственнице, чмокнул в щёку, сказал несколько слов соболезнования. Вторая, незнакомая мне женщина средних лет, была примерно вдвое старше Инны, внешностью она походила на русскую актрису Людмилу Чурсину и поэтому была также привлекательна своей зрелой и долго неувядающей женской красотой. Я поздоровался, представился, получил в ответ имя - Лариса и присел на диван. Ужин пока находился в стадии подготовки, стол накрывала незнакомка, которая метеором металась между кухней и гостинной. Поймав момент её временного отсутствия в комнате, я спросил: - Кто такая? Соседка?  Мне ответила Инна: - Совсем не соседка, хозяйка! Последняя подружка нашего папаши! Как ему не было стыдно – года ведь не прошло со смерти мамы...
- Ты полегче девочка, не дай тебе Бог вдруг оказаться одинокой... Поверь мне, это очень тяжёлое испытание для любого нормального человека...
- Дядя Аркадий, вы же ничего о ней не знаете... Она совсем не нашего круга – беглая ментовка из захудалого Мурманска! Какой позор!
- Я сказал полегче! Саша, пожалуйста, уйми жену... Об ушедших только хорошие слова говорят... Мы ведь ничего не знаем, может быть у них большая любовь случилась... В полиции тоже, иногда бывает, хорошие люди служат... А что значит «беглая»?
В этот раз ответил Алекс: - Тсс... Она идёт... Я потом доложу... 

    Ужин, накрытый Ларисой, позволил бы скромно отметить любое семейное событие, но присутствующим за столом не удавалось забыть о грустной причине их собрания.  Саша вынул из своей спортивной сумки бутылку водки, разлил, поднялся и сказал: - Отец всегда был моим кумиром, он прожил непростую жизнь и никогда не боялся трудностей... Давайте выпьем за всех настоящих мужчин его поколения...

    Осеннее утро следующего дня было безветренным, тёплым и солнечным, оно тоже гораздо больше подошло бы какому-нибудь весёлому и радостному празднику, но нам четверым, увы, пришлось отправляться на кладбище. Кроме близких к могиле Гриши явилось только двое друзей. Похоронные мероприятия оказались хорошо организованными и закончились в течение одного часа.

    Саша устроил скромные поминки в маленьком ресторанчике неподалёку. Во время застолья сын попросил каждого из присутствующих высказаться об отце. Один из пришедших друзей оказался бортовым механиком, членом экипажа Григория, он интересно рассказал об одной из нештатных ситуаций с их бортом, в которой командир показал себя настоящим профессионалом. Я поведал смешную историю из детского прошлого кузена, которую когда-то, давным-давно, узнал от своей мамы. В моей сказке Гриша тоже оказался добрым молодцем, легко победившим ужасного Змея Горыныча... Только вредная училка математики не упустила возможности упрекнуть своего тестя. Она начала хорошо, можно сказать «за здравие»: - Дорогой папа, мы с Сашей будем всегда вас помнить. Благодаря вам, мы оказались в новой стране, где перед нами открылись совсем другие возможности и горизонты. Саша теперь работает в одном из передовых научных центров планеты. Ваш внук Гоша учится в частной школе, у нас огромный дом, мы с мужем объездили весь мир... Она вдруг собралась закончить плохо, «за упокой»: - К сожалению, в конце своей жизни вы устроили для близких несколько странных сюрпризов, я не стану сейчас вдаваться в подробности, но... В этот самый момент мой племянник грубо наложил свою ладонь на губы своей супруги, остановил безобразие и насильно усадил её в кресло...

    Грустные посиделки постепенно сошли на нет, все собравшиеся засобирались к выходу. Племянник подошёл ко мне и сказал: - Аркадий, вы не обращайте внимания на Инну, такая строптивая жена мне досталась... Может быть поедете к нам – посмотрите как мы живём, с моим отпрыском познакомитесь, остановитесь на пару дней, я баньку прогрею, посидим... Завтра вечером смогу вам наш город показать...
Я, испуганный перспективой продолжить тесное общение с вредной училкой, поспешно ответил: - В другой раз, сынок. Мне ведь тоже завтра на работу...
- Ну, как хотите... Когда ещё вам в Чикаго побывать придётся...
- Спасибо, Саша. Я лучше в другой раз...
- Когда у вас самолёт?
- В десять вечера.
- Мы с Иной поедем прямо домой, Илюшка с соседкой остался... Вы можете подождать до вечера в квартире отца, Лариса возражать не станет...
- Я подожду, она наверняка не станет... Ты не обидишься, если я заберу из архива Гриши фотки, где заснята моя мамочка?
- Конечно, забирайте любые фотки...
Когда мы с Ларисой возвратились к дому, где жил Григорий, мои часы показывали около четырёх дня. Из вежливости я всё-таки спросил:               
- Лариса, вы не против, если я несколько часов проведу в квартире?
- Бог с вами, Аркадий, ну зачем вы спросили? Да хоть всегда живите...
- Жить я у вас не стану – у меня свой большой дом в Нью-Йорке и билет на вечерний самолёт...    

    В квартире, кроме двух завешанных зеркал, ничего больше не напоминало о смерти. Идеальная чистота и порядок, как раз наоборот, говорили о полной жизнеспособности оставшейся обитательницы жилища. –  Проворная женщина, когда же она успела прибраться? – подумал я. Затем вслух спросил хозяйку: - Я хочу разобрать архив фотографий брата, можно?
- Нажаловались молодые? Я ведь их просила никому не рассказывать...
- Лариса, вы о чём? Я решил поискать детские фотки Гриши, где он с моей мамой вместе, она несколько лет прожила в их семье...
- Тьфу, я подумала, что вы говорите о коробке, которую Саша нашёл в кладовке для инструмента... Из-за этой коробки дети злятся на их папашу, они ведь всегда раньше считали его праведником, а он их так подвёл...
- Что это за коробка?
- Сейчас покажу, Саша сказал сжечь в камине, а я пока не успела...
В наполненной почти доверху красивой, жестяной коробке устроилось не менее сотни старых фотографий молодых девушек в форме различных авиационных компаний мира. На некоторых фотках мой кузен стоял рядом с небесной красоткой, на других даже в обнимку. Надписи на обратной стороне каждого снимка не оставляли никаких сомнений: «Лаура, Париж, апрель 1986, жгучая, игривая брюнетка, карие глаза, грудь 6, волосатые ноги», «Снежана, Белград, ноябрь, 1989, длинные русые волосы, серые глаза, грудь 4, очень красивая попа, боится щекотки, любит читать» и т.д.

    Я с большим трудом смог сдержать хохот и сказал Ларисе: - Вы знаете, я  подумал, что дети зляться на вас из-за этой квартирки, наследство ведь придётся теперь делить...
- Делить ничего не придётся, я две недели назад отдала Саше половину стоимости квартиры и мы оформили все документы по закону с привлечением адвоката. Я хочу остаться здесь – привыкла на этом месте, одна, своими руками, ремонт сделала... Гришуня болел, не мог помочь, очень расстраивался по этому поводу...
- Почему вредная училка называет вас «беглой ментовкой»?      
- Так я ведь в полиции работала, мне действительно пришлось в один день бежать из России, на круизном судне. Гришуня им рассказал...
- Лариса, если не секрет, почему пришлось бежать?
- Понимаете, Аркадий, Россия насквозь коррумпированная страна. Так всегда было и будет, что бы власти не предпринимали... В Мурманске центральной власти вовсе нет... Я следователем работала, приходилось всегда поступать, как  начальство велело, мне за это немного деньжат с каждого дела отстёгивали... Скопила денег, рубли в валюту перевела... Успела вовремя на круиз попасть – бывший однокашник по Академии предупредил о предстоящем приезде комиссии из Москвы... Моим начальникам ничего не сделали – они стрелки на своих «нерадивых» подчинённых перевели...  Я успела смыться, а нескольких моих коллег посадили за решётку...
- Давно живёте в США?
- Три года уже. Вышла в порту с маленькой сумкой, чтобы внимания не привлекать и никогда больше не вернулась на круиз. Первые три дня в Чикаго провела на кухне у знакомых, их телефоном меня снабдила подруга. Люди мне чужие, живут скромно, я не могла там долго находиться... Они пристроили меня ухаживать за стариком, который жил в соседнем доме. У меня английский совсем хилый был, старик попался очень придирчивый, мы с ним общий язык не нашли... Пришлось искать новое место с жильем и приработком, я ведь нелегально осталась в стране, значит без права на нормальную работу... Так и мыкалась от одного дедушки к другому, пока, случайно, в супермаркете не встретила Гришуню... Он самый добрый мужчина на свете: приютил, обогрел, научил, как нужно жить в Америке...  Полгода назад мы с ним брак зарегистрировали, я зелёную карточку получила и вместе с ней право на нормальную работу... На курсы английского языка сейчас хожу, потом буду работу искать, например, охранником пойду...  На жизнь у меня пока хватает...
- Тяжёлое у вас начало новой жизни получилось, Лариса... Сочувствую... Вы, пожалуйста, коллекцию небесных красоток действительно уничтожьте, не надо срамить мужа после смерти. Вдруг кто-нибудь случайно найдёт... Пускай Гришин грех так и останется между его близкими...
- Конечно я уничтожу, сейчас в вашем присутствии сожгу... А греха в этом никакого нет. Все мужики такие, у Гришуни, в связи с его профессией, была возможность коллекцию собрать, а у других такой возможности не было...
                ***
    Часть времени обратного полёта из Чикаго до Нью-Йорка я провёл в раздумьях, связанных с новыми, случайно открывшимися обстоятельствами из жизни моего «праведного» кузена и его подруги. Пришёл к заключению, что «таинственная страсть» Григория к «сексуальному  коллекционированию» –  его способ сброса психологического стресса. Имел брат право на секретные страсти – больно тяжёлая работа у лётчиков международных авиалиний. Грешная жизнь Ларисы меня совершенно не касается, но и она без вины виновата – такова Система право охранения, никуда от неё не денешься... В оставшееся время я, в который раз, перебирал фотографии, отобранные мной из архива Гриши. Вот она, моя самая ценная находка: чёрно-белый снимок жениха и невесты в день бракосочетания, мои родители в юном возрасте: отец в военной форме, с орденами и медалями, мама в чёрной юбке и белой блузке. Рядом с молодыми устроился боевой, задорный пацанчик в полной пионерской форме, в котором легко узнать брата Гришу... Всё-таки не зря я слетал в город Чикаго...

Арк Лапшин, Нью-Йорк, Ноябрь, 2016.