Пейзаж - сама природа

Ольга Фер
     Лето не отступало. Вода не приносила прохлады, и лишь мощные кондиционеры и холодильники в каютах облегчали путешествие.
     Теплоход медленно плыл мимо полудиких провинциальных берегов Великой Русской реки и, казалось жизнь на ее обрывах остановилась на рубеже 17-18 веков.
     Неприятности и усталость после Ярославля потихоньку уходили вверх по течению, а ожидание новых впечатлений приподнимало настроение. Теплоход остановился, ударился легонько о причальный край и, туристов собрали на берегу. Утро уже налилось, припекало. Вода казалась горячей и тягучей. Мутность из-за мелких разросшихся водорослей, однако, не вызывала неприязни. На прибрежной отмели барахтались ранние пляжники.
     Перебравшимся на набережную туристам открылся непривычный вид сельского городка - достаточно широкая проселочная, но асфальтированная дорога, красивейшая и ухоженная набережная, с любовью вымощенная и украшенная парапетами, лавочками через каждые сто метров, навесами, фонарями, в стиле времен декабристов, при этом богатая теневая растительность вдоль всего променада.
     На другой же стороне дороги обычные, почти, поселковые домики, карабкающиеся вверх по склону, порой весьма крутому. Церквушка практически на отвесной горе. А внизу вдоль дороги множество лавочек с копченой рыбой, напитками, в том числе местным квасом за 25 рублей пол литра и медовухой. Чуть дальше, по-видимому, ближе к центру, магазины и выставочные галереи укрупняются. Рыбы все меньше и меньше, но больше сувенирных магазинчиков с местичковой одеждой и иными народными промыслами.
     Недалеко от пристани у крупного классического пруда, с небольшой протокой в Волгу памятник самому знаменитому гостю - Исааку Левитану, как раз напротив его дома-музея. Лучшие годы своей жизни художник, едва доживший до 40 лет, провел именно тут, на Волге, в Плесе.
     Плес, старинный городок, этакий маленький "волжский" Париж. Париж художников-пейзажистов. Размеренная спокойная жизнь как нирвана давала не одному поколению русских художников пищу для творчества. И по ныне Плес таков.
     Быть в Плесе и не отведать местной копченой рыбы, быть в Плесе и не посмотреть на пейзажи Левитана, быть в Плесе и не взобраться по крутому откосу, быть в Плесе и не оставить себе на память неизвестной технологии исполнения прозрачный платок-палантин с различающимся рисунком на разных его сторонах, быть в Плесе и не пройтись по изумительной набережной, почувствовав себя дамой с собачкой - значит, не вдохнуть русской души, не прочувствовать русской красоты русской глубинки.