День по Мураками

Зия Мурадов
Трамп, хингали, маршруты...

                Все началось с утра. Вернее утро началось без меня. Я спал. А меня в это время предупреждали  что, Америке кирдык, что победил Трамп.

                Плохо было ночью. Вечером наелся хингалей. Нет, не грузинских. А своих, настоящих, азербайджанских. Это такие листики из теста. Режутся в форме ромбиков. К нему жарится огромная куча лука на сливочном масле. Фарш бараний и говяжий пополам. Можно и говяжий с гуйругом (кюрдюком).Немного воды. Все это томится в закрытой сковороде. Начинает прижариваться. К тому времени начинает кипеть вода. Для хингалей.

                Фарш  обжарился. Лук покрылся золотой корочкой. Лук не должен пригореть, но должен быть золотистым. Вытаскивая листики хингаля не надо стараться слить с них воду полностью. Они очень быстро сохнут. Раскладывая по тарелкам (обязательно в очень широкие) надо постараться не накладывать хингали друг на друга. Один слой хингалей. Второй уже прилипает. Они как бы пьют , высасывают воду друг у друга. Лучше, когда они немного плавают в воде в одиночестве. Поэтому необходима широкая тарелка. У нас используют слово булуд( исковерканное от “блюдо”). Фарш и жареный лук подаются отдельно. Надо брать именно столько, чтобы не переборщить с мясом и луком. Они тоже забирают водянистость у хингалей. Но я не сказал про главное. В Баку и в других местах используют гатыг (простокваша или натуральный йогурт). Но только не в нашем варианте. “В нашем”- это вариант Газахского района и нескольких соседских районов, где есть гурут. Кстати в Туркменистане и Узбекистане используется такое же слово и есть точно такой же продукт. Они называют это “крут”. Они мелкие. Наш вариант побольше. Может даже в десять раз. Это высушенный вариант йогурта. Для высушки используются мешочки, в которые наливается йогурт, материя пропускает воду, масса начинает сгущаться. Когда уже можно придать ей форму, гурут выставляют  в в проветриваемое место. Гурут твердеет, высыхает. Теперь его можно хранить очень долгое время. Я забыл напомнить, что его еще и солят. Сухая, белая, твердая, соленая масса может хранится месяцами. Не теряя при этом первоначальных качеств. Так вот, к хингалям обязательно надо этот гурут уже смешать с водой и добиться соусообразного состояния. Женщины с моего района делают это очень долго. Просто крутят гурутом в воде руками. Вода насыщается и гурутом и ороговевшей женской кожей. Может поэтому в народе существует устойчивое выражение: У нее вкусные руки (Elinin dadi var).
 
             Я перед сном уплел целую тарелку всего этого. А потом начался процесс под названием «partdamaya dushmek” (взрываться изнутри). Когда еда тебя ну никак не отпускает. И вниз не спускается и не рассасывается. Не переваривается. Надо было использовать «расщепитель» пищи . Это такая жидкость, которая содержит 60% воды. Но опять же, в нашем  ( Газахский район) варианте воды там намного меньше. Это тутовка. Наши считают эту жидкость не водкой, а лекарством. После третьей перегонки эта жидкость становится «огненной водой». Посылая вслед хингалей в пищевод можете быть абсолютно уверены, что все там растворится. И мозги тоже могут. Надо знать меру. Но растворителя у меня не было. Вода не помогла. Второй и третий стаканы воды тоже. Вот и промучился до утра.
И пока все это я объяснял другу на ФБ, в поезде объявили станцию «Элмлер Академиясы». А я хотел на станцию «Сахил», бывшая станция «26 Бакинских комиссаров». Думал или там выйду сяду на 5-й номер, или доеду до «Ичери Шехер», бывшая станция «Бакы Совети» (Баксовет) и сяду на 2-й номер компании «BakuBus” и быстренько доеду домой. Прогулявшись, напившись чаю и наговорившись с Наджафом в районе метростанции «Нариманов» на Монтина (тоже старое название) я понял что пора очень быстро добраться домой. Около McDonalds-a  слишком много ожидающих автобуса отбили охоту попасть внутрь.  Продумав минут пять, решил спуститься в метро. Быстро проеду , а потом пересяду в автобус. И чего это меня никак не тянет проехать туда на собственным автомобиле не знаю? И так весь день дома валяюсь один. Еще и в одиночестве ехать как то не тянет. Должен же я как то видеть другие лица! Тем более в чайхане одни и те же лица , почти всегда. И в парке, вокруг которого мы делаем круги тоже. Даже за один круг мы успеваем встретить одного и того же человека трижды. Это он нагоняет шаги до нужного количества.
Страна маленькая, парки тоже. Это вам не Нью-Йорк. Тут не затеряешься между деревьями. Как бы не старался. Вот и проходим мимо группы полицейских и проституток. Их тут много. И тех и других. Насчет уровня первых ничего не могу сказать. Но вторые явно ни в какие стандарты не влезают. Самые низкие стандарты выше их уровня в несколько раз. И кто ими пользуется, интересно? Но сходка была интересная. Что они там обсуждали не могу сказать.
            План действий?
            Общие усилия?
            Раздел территории?
            Невмешательства в действия друг друга?
            Бизнес-планы?
            Совместный вечер в узком кругу?
            Обмен опытом?
 
            Не знаю.
            Не хотелось бы даже краешком уха слушать. Я бы не понял о чем они говорят или что обсуждают. Но как то все это неестественно смотрелось. Как и передвижение одного индивидуума. Не старый, не молодой. Но точно мужчина. То ли бежит, то ли ходит. Передвигается быстрее, чем самая быстрая ходьба или медленнее чем самый медленный бег. Извините за тавтологию. Не знаю, как лучше это выразить.
            Я еще не говорю про песенки всех стилей и направлений со всех аттракционов одновременно. Не то, что переходишь с одного на другой и слышишь разные песенки. Нет! Они как сплав. Бывают же сплавы, которые делают механическим воздействием. Под огромным давлением разные металлы как бы вклиниваются друг в друга. Оттого, что мы к ним не подходим мы с другом  постоянно находимся меж двух-трех мелодий, наслоенных  друг на друга. Турки поют с Аллой Пугачевой, рэп сопровождается  детскими песенками. Тяжелый случай. Этого никогда не добьются в шоу-бизнесе. Такого синтеза не существует нигде в мире. Такое может родиться только в наших парках, где чайхана соседствует с чайханой и в обеих подают кабаб с пивом.
            Такой же синтез как и весь остальной Азербайджан. Тут молятся, рядом пьют. Тут танцуют, рядом хоронят. Ресторан на кладбище. Волчьи Ворота . Маленькие мы. Места всем не хватает. Приходится живым и мертвым как то уживаться. И остальным тоже. Толерантность вынужденная. Развернуться негде. Все малорослые. Но должно быть наоборот. Когда место мало, строятся высотки, небоскребы. Когда места мало, деревья стремятся в вышину. Когда место мало, люди должны быть высокими и худыми. А у нас низкие и толстые. Если даже не толстые, то обязательно с большим животом. Вот почему не захотел в автобус. С нашими долго ехать не получается. На короткое расстояние можно. Чем дальше, тем больше не хочется.
            Метро же быстрее! Но какого черта я не посмотрел что написано на бегущей строке. Ичеришехер или Дернегюль. Дернегюль и есть другая ветка. Вот если бы не объяснял про хингали, прислушался хотя бы к объявлению. Нет, хингали важнее! Тем более после Трампа. С утра, как включил телевизор везде был он. Открыл ФБ, опять он. Даже жена про него заговорила. Обычно ей наплевать на политику. Но его было так много, что я напридумал дурацких выражений про него штук 5-6 и выложил на ФБ.  И теперь лента утопала в лайках.
Не хочу быть популярным блогером! Им приходится отключать уведомления на свои собственные статусы! Одна знакомая на ФБ предложила раскрутить. Я отказался. Потом могу с гордостью рассказывать внукам про ФБ, как рассказывали  ветераны  про войну.
             Внучок, эти проклятые фашисты нас выстроили , поделили на две группы, одну группу  расстреляли, а другую изнасиловали. А я? Что с мной сделали? Ах да! Меня тоже расстреляли. Эх, проклятые фашисты…

             Мне надо выходить! Быстро! Ничего, сейчас я выйду и пересяду на 2-й номер, доеду до Шехидлер Хиябаны  , спущусь по лестнице и пешком до нашего дома. 10 минут. Рядом Flame Tower, Парламент, турецкая мечеть, памятник Ази Асланову, AzTV (национальное телевидение), стела памяти турецким воинам , павших во время помощи Азербайджану в 1918-м году. Тут тоже сплав и синтез.  И тесное соседство как и в парке . С одной стороны телевидение и парламент такие советские, а с другой стороны  стоят Три башни , три символа капитализма. Парк тоже поделен  на две части. Для живых и мертвых. Выше мертвецы, ниже живые. Выше плачут, ниже осматривают, прогуливаются, отдыхают. Через дорогу молятся небесам, а на этой стороне поклоняются обычному смертному. Тут герои трех войн, а рядом три здания, которые обслуживают представителей потомков  противников  на этих трех войнах . Воистину горе и радость соседи, как говорят азербайджанцы. Фразы отцов (atalar sozu)всегда основаны на жизненных наблюдениях.
 
              Я тут сто лет не бывал. Станцию имею в виду. Вот мои мысли в тот момент:
…полностью дезориентирован…вышел неправильно…не знаю куда идти…оо, нашел путь…сел на 53-й…еду на Баилово…
              И вместо Шехидлер Хиябаны поехал на Бадамдар…
              Так, я же перед тем как спросить этого чертового шофера про то, едет ли автобус на Баилово еще и посмотрел бегущую строку. Там четко пробежало название моего места проживания. А почему я опять не дождался  “BakuBus” не могу понять? Ну да.  Я же выходя из станции потерялся в местности еще раз. Оказалось за то время, что я вообще не заходил на эту станцию, она расширилась и ощетинилась выходами, расположенными так далеко от главного здания, что я стоял и не мог сообразить где я. Дернулся в одну сторону, чувствую, не то. В другую, опять не то. Увидел название Bak; Dovlet Universiteti (Бакинский Государственный Университет) и понял куда идти. Первый наш университет, кстати. Носил имя Мамед Эмин Расулзаде. Одного из недругов  нынешней власти. Он давно умер. А наши власти до сих пор с ним воюют. То оденут мешок на голову его памятнику в городе Гянджа, то имя уберут с названия университета, то втихаря уберут камень с парка, где написано, что ему здесь будет поставлен памятник. Каким же он сильным и выдающимся человеком был, что даже умерев, стоит поперек горла нынешним властям?! И советская власть его не любила и наша , родная, национальная тоже! Та, которая появилась благодаря его титаническим усилиям. Он даже пошел на дружбу с Гитлером, чтобы освободить родную страну от большевиков. Создал азербайджанский корпус внутри немецкой армии! Представляете, какая любовь ! И какая ненависть к коммунистам! Любовь и ненависть взаимны. Вот в чем вопрос. Вернее ответ.
53-й остановился около места, где раньше стоял памятник Мешади Азизбекову. Это где 20-я школа, где Художественное училище, где музыкальная школа, где Национальная Консерватория и парк без названия. Я спокоен, думаю он едет туда, куда я думаю. Это я так думаю. А автобус не думает. Автобус едет по маршруту. А маршрут проложен через Бадамдар. А я не знал. Уже едет. Кричать, требовать остановки для меня это признание своей тупости, рассеянности и нерасторопности.
 
              Я уже понял. Что-то не так сегодня. Сколько бы я не старался попасть домой вовремя, у меня не получится. Одной из причин, почему я так быстро хотел домой,  это полный мочевой пузырь. Я уже на Нариманова хотел. Чай не только бывает сухим и черным. Он бывает водяным и красным. Воды в нем больше, чем краски. Краска оседает на зубах и  языке. А вот вода перерабатывается в другую жидкость. Летом не проблема. Зимой не так уж интенсивно испаряешься. Почки больше работают. Поры больше закрыты. Автобус не так воняет. Пассажиры не благоухают, но и не смердят. Жена подсказала это слово. Смердеть. И добавила, что смердят покойники. Она давно не ездит в автобусах.
              Опять мысли.
…сейчас приближаюсь к 20-у участку… объехал Баилово сверху…и заеду с другой стороны…вот меня понесло…
              Тут в автобус садятся два молодых футболиста. Я знаю, здесь есть стадион. Стадион есть. А душевых нет. Нет, наверное душевые есть. Но они не работают. Нет, душевые работают, просто их не включают для таких молоденьких футболистов. Вот теперь слово смердят точно подходит. А по дороге сверху от Бадамдара был виден еще один стадион.  Водный.
               Ой как красиво! Ой какая подсветка! Ой, какое цветовое панно! Какие яркие краски!
               В голове только одна ассоциация. ЛГБТ. На днях кому-то написал эту аббревиатуру.
               А в ответ был вопрос:
               –А что это такое?
               Я объяснил:
               –Лесбиянки-Гомосексуалы-Бисексуалы-Трансвеститы.
               –Я же не могу все знать!
               –А  я для чего? Ты только спроси.
               Я не про Водный стадион. Я про картинку на электронном табло.
               Сижу, еду и думаю. Как меня так занесло во все эти места. Я же обычно четко. Сел, приехал. А тут что то дернуло и все как-то не так.
 
              Справа площадь Флага. Ветер тихо развевает флаг, такой большой, такой родной, такой красивый. Сам флаг красивый, а вот когда его начинают применять к спортивной одежде получается какая то арабская или африканская страна. Ну не смотрится одежда на спортсменах сшитая по цветам нашего флага. Не для этого она была придумана. Хватит им одевать людей, которые всего стараются добиваться своим телом, а не умом. Не умаляя достоинство человека, который целеустремленно истязает свое тело ради нескольких мгновений счастья и огромной суммы денег, могу сказать только одно. Вот бы нашим умным тоже обещали такую сумму, так они …даже не знаю чего они только не сделали бы…
                Автобус  заворачивает около памятника Ванникова, героя войны. Пока его бюст стоит. Он пережил искусственно созданных , надуманных героев. Пока стоит. Пока помним. Пока не трогаем. Но не все вечно под южным солнцем. Придет время и снесут нынешних искусственно созданных героев тоже. Ленин тоже вроде стоял на века. Говорили , что он жил, что жив, что будет жить. Две вторые части фразы уже потеряли всякий смысл. Придет время и нынешние фразы точно так же потеряют смысл. А вот флаг будет развеваться. Сегодня же день флага!  Может поэтому судьба так распорядилась. С утра Трамп, потом  друг с чаем, метро, автобус, Бадамдар, 20-й участок, стадион, Флаг, Баилово. Дом.
                И уже пешком. По главной улице. Улице Гурбан Аббасова. Или как в некоторых местах пишут, Нефтчи (нефтяник)Гурбан. Про нефть пусть другие расскажут. Те, которые им мажутся или мазались. А я прорезаю поселок по середине пешком.
          Наджаф успевает за это время написать рассказ и послать на мессенджер.
                Жена звонит спрашивает где я.
                Я обещаю все рассказать.
                Потом передумываю.
                Лучше написать.
                А то расскажу, потом будет неинтересно писать об этом. Мне будет не интересно.
                Не знаю, как вам было? Интересный день?
                Последний роман Харуки Мураками начинается с того, что героиня решает выйти с такси, застрявшего в пробке на скоростной трассе и спускается по крутой, узкой лестнице. Спускается и попадает в 1Q84-й год. Тысяча невестьсот восемьдесят  четвертый год. Где все идет не так.
                Сейчас 2016-й. 9 ноября.
                День выборов в США.
                День Флага  в Азербайджане.
                День , когда я спутал маршруты.
                А все началось с хингалей.
                Нет с Трампа.
                Может поэтому все пошло не так.

09.11.2016
Баку.
Зия Ф.М.