П О К О Р И Т Е Л И Н Е Б Е С Н Ы Х В Ы С О Т.
Подъёмы и падения Эрнеста Петина.
После полёта братьев Монгольфье на воздушном шаре воздухоплавание во Франции стало развиваться ускоренными темпами. Многие французские изобретатели и аэронавты способствовали становлению нового вида деятельности человека – передвижению по воздуху на аппаратах легче воздуха. Среди имён покорителей небесных высот можно с полным правом назвать и имя французского изобретателя и воздухоплавателя Эрнеста Петина ( 1812 – 1879). Долгое время изучая полёты птиц, он пришёл к выводу, что воздушные шары могут снабжаться дополнительными крыльями в виде парусов, увеличивающих подъёмную силу.
В августе 1852 года он испытал собственноручно созданную конструкцию воздушного шара «Bon Vivant» с парусом. Продолжая свои разработки и расчёты, Эрнест убедился в возможности постройки аэростата – локомотива в виде платформы для перевозки трёх тысяч пассажиров, передвигающейся по воздуху при помощи нескольких больших баллонов и крыльев. Однако, на претворение в жизнь своих смелых планов конструктору не хватало собственных средств, что и заставило его перебраться в Америку. В Бостоне он стал читать курс лекций по навигации, надеясь заработать деньги на постройку своих летательных аппаратов и осуществления давней мечты – трансатлантического перелёта. Его тренировочные полёты на воздушных шарах за океаном давались с трудом, но частые аварии и сбои не останавливали воздухоплавателя. Однажды, Э . Петин пролетел почти 90 миль. Неудачной была попытка совершить трансатлантический перелёт – он и три пассажира упали в океан, в двух милях от берега, но были спасены.
Новым и последним проектом Э. Петина стал аппарат в виде двух воздушных шаров с парусами, приводимый в движение пропеллером электромагнитного мотора. К сожалению, когда очередное детище конструктора было почти готово к испытанию, проникший в ангар вандал нанёс серьёзные повреждения конструкции, и полёт так и не состоялся. Э. Петин вернулся во Францию банкротом, но идеи талантливого конструктора и неутомимого воздухоплавателя, его расчёты, планы легли в основу мирового конструирования грузовых аэростатов, снабжённых парусами и моторами.
На воздушном шаре - в седле.
Воздухоплавание обретало новых сторонников не только во Франции, но и в Германии. Немецкое общество « Воздухоплаватель» использовало воздушные шары без гондолы для перемещения по воздуху только одного человека. Смельчаком отважившимся на такой полёт стал инженер Георг Радек. Подвесная система воздушного шара состояла из стального обруча, к которому на стропах крепилось обыкновенное велосипедное седло. Совершая свои полёты, Радек садился на него, просовывая ноги в стремена. Таким образом, оседлав воздушный шар, как лошадь, он обозревал окрестности в бинокль, для снижения и посадки используя сбрасываемый балласт и пику – якорь. Если полёты проходили ночью, к обручу крепилась мощная лампа – прожектор, направлявшая луч света вниз. Полёты Радека часто проходили над Балтийским морем и вдоль побережья, достигая границ Дании и Швеции. Нередко они заканчивались не совсем благополучно, так как из – за ветра приземляться приходилось на крыши домов, кроны деревьев, а однажды, произошло даже серьёзное столкновение с высокой башней. Свой собственный рекорд Г. Радек установил, пролетев за четыре часа 338 км со средней скоростью 84,5 км в час. О дальнейшей судьбе отважного воздухоплавателя ничего не известно, но как бы там ни было, по тем временам, это был настоящий подвиг.
Бесстрашные аэронавты.
Стремление овладеть большей высотой подъёма не покидало воздухоплавателей с самого начала появления воздушных шаров. Высотными полётами занимались французские воздухоплаватели Герен Кроче – Спинелли и Альфонс Пено, изучавшие физические и химические свойства атмосферы. В 1873 году на воздушном шаре они достигли высоты 4300 м. Полёт в разрежённом воздухе проходил тяжело. Уже в следующем году, используя прототип кислородной маски – герметичные мешки, наполненные кислородом и смесью азота, Кроче – Спинелли с Теодором Сивеллом поднялись до высоты 7300 м, наблюдая за физическими реакциями на тонкой атмосфере и изменением цвета лица и слизистых оболочек. В 1875 году на шаре «Le Zenith» три отважных воздухоплавателя – испытателя – Кроче – Спинелли, Теодор Сивелл и Гастон Тиссандье покорили высоту 8600 м. Этот подъём стоил жизни Кроче – Спинелли и Т. Сивеллу. Находившийся с ними рядом, Тиссандье потерял сознание, а очнувшись на высоте 6000 м, он обнаружил своих товарищей мёртвыми. По – видимому, мешки с кислородом оказались слишком несовершенным средством для пребывания в разрежённой атмосфере, да и дыхание через трубки имело свои особенности. Вспоминая позднее этот трагический полёт Г. Тиссандье писал: « Тело и разум становятся слабее … Я скоро почувствовал себя настолько слабым, что не мог даже повернуть голову, чтобы посмотреть на своих товарищей. Я хотел крикнуть, что мы были теперь на высоте 26000 футов, но мой язык был парализован. Я закрыл глаза и упал бессильный и потерял всю дальнейшую память …» Погибших аэронавтов провожал весь Париж, а их семьям было пожертвовано 90000 франков.
На знаменитом кладбище Пер – Лашез стоит памятник «В дань их товарищества в жизни и смерти». Изваянные скульптором фигуры воздухоплавателей лежат плечом к плечу, рука об руку, символизируя единение в достижении поставленной цели.
Вячеслав Прытков.