Покорители небесных высот

Вячеслав Прытков
  П О К О Р И Т Е Л И     Н Е Б Е С Н Ы Х    В Ы С О Т.   

               

                Подъёмы  и  падения  Эрнеста  Петина.               
   
После полёта братьев  Монгольфье  на  воздушном  шаре  воздухоплавание  во  Франции  стало  развиваться  ускоренными  темпами. Многие  французские  изобретатели  и  аэронавты  способствовали  становлению  нового вида  деятельности  человека – передвижению  по  воздуху  на  аппаратах  легче  воздуха. Среди  имён  покорителей  небесных  высот  можно  с  полным  правом  назвать  и  имя  французского  изобретателя  и  воздухоплавателя    Эрнеста  Петина  ( 1812 – 1879). Долгое  время  изучая  полёты  птиц, он  пришёл  к  выводу, что  воздушные  шары  могут  снабжаться  дополнительными  крыльями  в  виде  парусов, увеличивающих  подъёмную силу.    
В  августе  1852  года  он  испытал  собственноручно  созданную  конструкцию  воздушного  шара  «Bon  Vivant»  с  парусом. Продолжая  свои  разработки  и  расчёты, Эрнест  убедился в  возможности  постройки  аэростата – локомотива  в  виде  платформы  для  перевозки  трёх  тысяч  пассажиров, передвигающейся  по  воздуху  при  помощи  нескольких   больших  баллонов  и  крыльев. Однако, на  претворение  в  жизнь  своих  смелых  планов  конструктору  не  хватало  собственных  средств, что  и  заставило  его  перебраться  в  Америку. В  Бостоне  он  стал  читать  курс  лекций  по  навигации, надеясь  заработать  деньги  на  постройку  своих  летательных  аппаратов  и  осуществления  давней  мечты – трансатлантического  перелёта. Его  тренировочные  полёты  на воздушных  шарах   за  океаном  давались  с  трудом, но  частые  аварии  и  сбои  не  останавливали  воздухоплавателя. Однажды, Э . Петин  пролетел  почти  90  миль. Неудачной  была  попытка  совершить  трансатлантический  перелёт – он  и  три  пассажира  упали  в  океан, в  двух  милях  от  берега, но  были  спасены. 
Новым  и  последним  проектом  Э. Петина  стал  аппарат  в  виде  двух  воздушных  шаров  с  парусами, приводимый  в  движение  пропеллером  электромагнитного  мотора. К   сожалению, когда  очередное  детище  конструктора  было  почти  готово  к  испытанию, проникший  в  ангар  вандал  нанёс  серьёзные  повреждения  конструкции, и  полёт  так  и  не  состоялся. Э. Петин  вернулся  во  Францию  банкротом, но  идеи  талантливого  конструктора  и неутомимого  воздухоплавателя, его  расчёты, планы  легли  в  основу  мирового  конструирования  грузовых  аэростатов, снабжённых  парусами  и  моторами.         

                На   воздушном  шаре  -  в  седле.    

Воздухоплавание  обретало  новых  сторонников  не  только  во  Франции, но  и  в  Германии. Немецкое  общество  « Воздухоплаватель»  использовало  воздушные  шары  без  гондолы  для  перемещения  по  воздуху  только  одного  человека. Смельчаком  отважившимся  на  такой  полёт  стал  инженер  Георг  Радек. Подвесная  система  воздушного  шара  состояла  из    стального  обруча, к  которому на  стропах  крепилось  обыкновенное  велосипедное  седло. Совершая  свои  полёты, Радек  садился на  него, просовывая  ноги  в  стремена. Таким  образом, оседлав  воздушный  шар,  как  лошадь,  он  обозревал  окрестности  в  бинокль, для снижения  и  посадки  используя  сбрасываемый  балласт  и  пику – якорь. Если  полёты  проходили  ночью, к  обручу  крепилась  мощная  лампа – прожектор, направлявшая  луч  света  вниз. Полёты  Радека  часто  проходили  над  Балтийским  морем  и  вдоль  побережья, достигая  границ  Дании  и  Швеции. Нередко  они  заканчивались  не  совсем  благополучно, так  как  из – за  ветра  приземляться  приходилось  на  крыши  домов, кроны  деревьев, а  однажды, произошло  даже  серьёзное  столкновение  с  высокой  башней. Свой  собственный  рекорд  Г. Радек  установил, пролетев  за  четыре  часа  338  км  со  средней  скоростью  84,5  км в  час. О  дальнейшей  судьбе  отважного  воздухоплавателя  ничего  не известно, но  как бы там ни  было, по  тем  временам, это  был  настоящий  подвиг.   


                Бесстрашные   аэронавты.         

Стремление  овладеть  большей  высотой  подъёма  не  покидало  воздухоплавателей  с  самого  начала   появления  воздушных   шаров. Высотными  полётами  занимались  французские  воздухоплаватели  Герен  Кроче – Спинелли  и  Альфонс  Пено, изучавшие  физические  и  химические  свойства  атмосферы. В  1873  году  на  воздушном  шаре  они  достигли  высоты  4300  м. Полёт  в  разрежённом  воздухе  проходил  тяжело. Уже  в  следующем  году, используя  прототип  кислородной  маски – герметичные  мешки, наполненные  кислородом  и  смесью  азота, Кроче – Спинелли  с  Теодором  Сивеллом  поднялись  до  высоты  7300  м, наблюдая  за  физическими реакциями  на  тонкой  атмосфере  и  изменением  цвета  лица  и  слизистых  оболочек. В 1875  году  на  шаре  «Le  Zenith»  три  отважных  воздухоплавателя – испытателя – Кроче – Спинелли, Теодор  Сивелл  и  Гастон  Тиссандье  покорили  высоту  8600  м. Этот подъём  стоил  жизни  Кроче – Спинелли  и  Т. Сивеллу. Находившийся  с  ними  рядом, Тиссандье  потерял  сознание, а  очнувшись  на  высоте  6000  м, он  обнаружил  своих  товарищей  мёртвыми. По – видимому, мешки  с  кислородом  оказались  слишком  несовершенным  средством  для  пребывания  в  разрежённой  атмосфере, да  и  дыхание  через  трубки  имело  свои  особенности. Вспоминая  позднее  этот  трагический  полёт  Г. Тиссандье  писал: « Тело  и  разум  становятся  слабее … Я  скоро  почувствовал  себя  настолько  слабым, что  не  мог  даже  повернуть  голову, чтобы  посмотреть  на  своих  товарищей. Я  хотел  крикнуть, что  мы  были  теперь  на  высоте  26000  футов, но  мой  язык  был  парализован. Я  закрыл  глаза  и  упал  бессильный  и  потерял  всю  дальнейшую  память …» Погибших  аэронавтов  провожал  весь  Париж, а  их  семьям  было пожертвовано  90000 франков.   
На  знаменитом  кладбище  Пер – Лашез   стоит  памятник  «В  дань  их  товарищества  в  жизни  и  смерти». Изваянные  скульптором  фигуры  воздухоплавателей  лежат  плечом  к  плечу, рука  об  руку, символизируя  единение  в  достижении  поставленной цели.   

                Вячеслав  Прытков.