Был отдан приказ...

Николаев Александр Иванович
      Это лето 1958 года отчетливо осталось в моей памяти. Родители подарили мне в знойный июльский день большой железный самосвал. С этого дня я познал тайны механизмов. Мои представления до этого дня складывались из долгих наблюдений за работающей техникой на стройках того времени - экскаваторов, бульдозеров, подъемных кранов и поливочных машин.
      Все, о чем я так долго мечтал - свершилось. Крутя рукоятку у машины, поднимался кузов - это приводило меня в восторг и мне , непременно, захотелось применить это приобретение в жизни.
      Недалеко от нашего дома располагался огромный сквер с большими высокорослыми тополями, бурно цветущими кустарниками акации, как бы, граничащими с рядом проходившей дорогой. Густая заросшая трава между тополями скрывала недавно высыпанные кучи чернозема для подсыпки под деревья и кустарники.
      Четко определив маршрут, во время разрешенного мне гуляния, я направился в сквер, тянув за собой на веревочке этот ценнейший мой первый агрегат. В уме я представлял себя, сидящим в кабине самосвала и подняв кузов,сгружающим чернозем...
      Я не замечал времени, когда ушел из дому, сколько прошло часов моего отсутствия. Работа кипела. Я так увлекся этим занятием, что не заметил, как наступил вечер.
      Густые ряды акаций и тополя скрывали меня от проезжей части. Все мое внимание было только на мой подарок. Я уже чувствовал, что заметно устал и стал оглядываться вокруг, искал путь моего обратного выхода из сквера.
      На миг я испугался. Вспомнив про родителей, оставив самосвал «отдыхать», пробежался вдоль кустарника, ища тропинку к выходу.
      Выскочив на аллею, посреди парка, увидел огромный пъедестал В.И. Ленина посреди огромной клумбы цветов.
      Возвращаясь обратно потерял ту тропинку, откуда выходил. Долго искал мое сокровище на близлежащих полянах. Оно, как в землю провалилось.
      Весь в слезах я вернулся домой. Родители искали меня уже четвертый час, хотели заявлять в милицию. Рассказав о своем горе, я долго не мог успокоиться и всю ночь не спал.
      Мысль о потерянном подарке приводила меня в ужас. Утром, с отцом мы долго искали самосвал, да так и не нашли. Все, что осталось от него, это - память о моем «друге».
      Еще, тогда я запомнил эти высокие тополя, их было так много - целый лес вокруг статуи вождя, по имени Ленин.
      Вспоминая этот случай, не знал всей истории происхождения этого сквера. В дальнейшем,будучи школьником, у памятника В.И.Ленину - меня принимали в пионеры... Мы давали клятву Родине.
      Я гордился этим званием юного ленинца, с гордостью носил значок Ильича на груди. Всегда, почему то, вспоминал первую свою трагедию в детстве.
      Прошли комсомольские годы. Я уже был на вышине этого этапа жизни, этого великого движения, как все обрушилось.
      Все, чему учили нас в школе, чему мы так верили, постепенно стало удаляться от нас. Осталась только память да лозунг: «Мы придем к победе коммунизма!»
      Саму историю возникновения сквера узнал совсем недавно, при случайном разговоре. Заключенные строили военный объект. Их привозили по железной дороге сюда, в вагонах, из соседней станции. Многие отбывали здесь большие срока. Ходили слухи, что, строя военное предприятие, защитывался двойной стаж работы и многие надеялись на скорое освобождение.
      Визит Лаврентия Берия сломал все их планы. Местные власти, на период его приезда в городок, сменили за одну ночь название части улицы В.И.Ленина на улицу Л.Берия.
      Среди осужденных пошли волнения. Обещанное освобождение по срокам оказалось «уткой». У вагонов начались реплики с охранниками, завязалась драка, прогремели выстрелы, был отдан приказ: расстрелять, всех...
      Вся станция покрылась трупами.
      Жители городка, в память об этом событии, высадили сквер памяти... Всем погибшим - по деревцу. Посередине сквера - братская могила расстрелянных...
      Теперь, когда прохожу по этому месту, останавливаюсь у большой клумбы, смотрю на обелиск. Ильич - все тот же, как и в детстве, смотрит уверенно на запад, в светлое будущее, опустив руки...
      Вспоминаю самосвал, пытаюсь увидеть лица заключенных, заглянуть им в глаза, сердце стучит как выстрелы автоматов, на душе - тяжесть.Горе, большое горе для народа...
      Как хорошо все было раньше. Была большая вера в победу и счастье... Впереди была большая жизнь, полная неожиданностей.