Землячество 20 глава

Роза Левит
 

             Роза Ялова-Левит
         
           Mонография   
      
O крае, где я родилась.

         Всем землякам посвящается.               

               
                Пётр Шаколо





Что касается меня, так я – истинный ошмянин.
Как говорят, где родился, там и пригодился: со дня своего рождения – 6 ноября 1946 года – в Ошмянах живу и работаю. С первого по девятый класс учился в городской СШ № 1, а затем – в вечерней, среднюю школу окончил в 1964 году. был рабочим, нспектором отдела соцобеспечения.
С 1965 по 1968 год служил в Советской армии. 1968 – 1970 гг. – учитель физкультуры и воспитатель пришкольного интерната Жупранской СШ.
С 1970 по 1985 год занимал различные служебные должности в государственных, партийных и сельскохозяйственных органах: инспектор райсобеса, ст.экономист информационно-вычислительной станции, инструктор райисполкома и райкома КПБ, агроном-инспектор станции защиты растений и пограничной карантинной инспекции.
С 1985 года – учитель, затем директор Янканцевской неполной средней школы,зам.директора Рудишской базовой, директор Цуденишской средней и нкудской
базовой школ.
 В целом: из 20 лет педагогической деятельности – 5 работал учителем, 5 – завучем и 10 – директором. С сентября 2003 года – на пенсии.
В 1975 году окончил заочно Ленинградский сельскохозяйственный институт и получил
специальность учёного агронома, в 1992 году – Белорусский государственный
университет по специальности: «биолог, преподаватель биологии и химии».

Кроме работы и учёбы, разумеется, как и у всех нормальных людей, есть и иные конкретные запросы, интересы и увлечения: литература, спорт, его игровые виды,бильярд (особенно – в молодости), в своё время я защищал честь района по
настольному теннису на областных и республиканских соревнованиях.

На любительском уровне имел дело с мотоциклом и автомобилем.

Всю жизнь рядом были и есть ближайшие друзья и товарищи, готовые протянуть руку
помощи или подставить плечо, когда это понадобится.
Не прошла мимо и любовь: женщина для меня всегда – объект восхищения и личность, источник вдохновения и
творчества, красоты и радости в жизни.



Не могут не трогать душу извечные чудеса природы, её неповторимые явления, взаимоотношения человека с окружающей средой.

Все перечисленные обстоятельства так или иначе находят отражение в моём мировоззрении, и конечно же, - в твочестве.

             
 Ошмяны в моей жизни
 
Опубликовано в газете «Ашмянскі веснік” № 91, 14 ноября 2012 года, на белорусском языке.
  (Здесь излагаю в собственном переводе на русский язык, с незначительными изменениями).

          С чего начинается Родина?
Наверное же – с того места, где ты родился и рос, где твой дом, твоя улица, школа, твои родные и друзья, дорогие и любимые люди, незабываемые, с детства милые твоему сердцу уголки. Именно здесь начинается воспитание любви к Отчизне, здесь находятся твои глубинные корни, отсюда переброшен мостик из прошлого в современность, благодаря чему ты можешь осмыслить свое место в  жизни настоящей и будущей.

          Проживая свою собственную жизнь, каждый человек становится участником (прямым или косвенным) многих значимых и, вроде бы, подчас незаметных событий и общественных явлений. Одни события могут круто менять существовавшее до того положение дел, другие органично встраиваются в их канву, иные совсем не влияют на поступательное движение того или иного сообщества. Но стоит человеку хоть немного оглянуться назад и пролистать в своей памяти хотя бы несколько страниц прожитых лет, тут он и  увидит, что вокруг произошли изменения: что-то стало другим по сравнению с предыдущим временем. Понятно, что у каждого своё понятие перемен, каждый ведёт свой собственный отсчёт. У одного пять, десять лет – значимые вехи пути, другой фиксирует изменения несколькими десятилетиями:

Пусть года уходят – остаётся память:
Что познали раньше, мы в себе несём.
Молодость мелькнула – наступила старость,
Сколько лет по жизни мы ещё пройдём?

          Если говорить про город Ошмяны, то я являюсь и свидетелем, и непосредственным участником событий и перемен городской жизни с середины прошлого столетия и до нынешних дней – вот уже седьмой десяток лет:

Я иду по жизни через два столетия:
Да, в двадцатом веке я пришёл на свет,
С двадцать первым нынче я шагаю вместе,
И второму с третьего тысячелетия
Дружелюбно ручкой помахал вослед.

       
  В Ошмянах я родился и никуда отсюда надолго не выезжал, за исключением трёх лет службы в Советской Армии. Большинство преобразований, в сущности и облике города, происходит на моих глазах:

Во времени прошлом  Советский Союз –
И сам управляет судьбой белорус.
Наш город растёт, хорошеют места,
Всё больше заметна людей красота,
Сочувствие, честность народ сохранил,
Отчизну и Бога всегда он любил…

          Я хорошо помню и люблю тот маленький уютный деревянный зелёный городок моего детства с ещё булыжной мостовой центральной улицы Советской. Вместе с немногочисленными теперь коренными старожилами помню прежние названия улиц Комсомольской и Красноармейской как Поперечная и Виленская, а ещё Святодуховскую с Польной и другие.

           В детстве я с такими же, как и сам мальчуганами, дошёл, прильнул и прикоснулся почти к каждому уголку – закоулочку родного города. Не однажды лазил и карабкался по полуразрушенным стенам Францисканского костёла и лесам возводимых Дома культуры, ресторана с универмагом (сейчас магазин «Кулинария») и иных новостроек. На моих глазах, а где-то – и с моим  участием, город хорошел и разрастался в ширину и высоту. То тут, то там появлялись новые многоэтажки, а затем и целые микрорайоны (Квартал строителей, Западный).

          Я обошёл пешком и объехал на лыжах, коньках, конской упряжке, велосипеде, мотоцикле, автомобиле все приметные и неприметные места города и окрестностей. Как очень значительное событие, осталось в памяти открытие в конце 1950-х годов первого регулярного городского автобусного маршрута со стоимостью проезда одной остановки 15 копеек.
    
          В 1946 году меня крестили в ошмянском костёле Святого Михаила Архангела (в 1948 г. он был закрыт, а заработал вновь в 1989 году). В 50-х годах по просьбе батюшки мне с двумя друзьями довелось какое-то время (возможно, неделю или чуть больше) подменять больного служку - звонить в колокола Свято - Воскресенской церкви (также не функционировала от начала 60-х почти до конца 80-х гг.).

         
 Моё тело помнит прежнюю чистейшую воду речки Ошмянки, где мы, дети, радостно проводили все летние тёплые деньки, купались и загорали (диво дивное: прямо из речки можно было безбоязненно напиться, утолив жажду).

          На протяжении жизни и работы в Ошмянах довелось встречаться и сотрудничать, решать проблемы, делить радости и невзгоды, перенимать и делиться опытом, дружить с широким кругом людей, большинство из них вспоминаю только добрым словом и с благодарностью.

          Всё перечисленное проходит через душу и сердце, трогает и находит   соответствующий отзыв и отражение в стихах:

Мой город – Ошмяны,
ведь я здесь родился,
Я тут возмужал и духовно подрос.
Тобою, мой город, всегда я гордился,
Почтенье к тебе через годы пронёс.

          По мере взросления и накопления знаний глубже познавал и осознавал историю родного города. Наиболее интересными и доступными для широкой общественности, благодаря многочисленным периодическим изданиям, публикациям газет и журналов, исследованиям и поиску учёных и краеведов, стали в последние пару – тройку десятилетий подробные сведения про Ошмяны в составе Великого Княжества Литовского, России и Польши. Тема исторического наследия Ошмянщины звучит и в моих стихах:

Ошмяны – наш родной, старинный славный город,
Седой ты мой литвин, поляк и белорус!
На перепутье лет – ты, как былинный волот*,
На краешке земли с названьем Беларусь.

          Ошмяны это судьбы людей, их жизнь и труд, почётный вклад в летопись родного города. Моя жизнь также тесно переплетена отношениями и взаимодействием с множеством толковых и приятных людей, какие так или иначе повлияли на моё становление как человека и личности. Потому в своём творчестве стремлюсь, как могу, вспомнить их добрым словом и поблагодарить за то, что встретились в своё время и способствовали моему прогрессу. Самые искренние слова тут, естественно, моим учителям:



Колыска**- матерь, школа наша первая!
Мы стали взрослыми, твои ученики,
Но между нами связь не прервана -
Вот, в благодарность я пишу тебе стихи…

          Во многих посвящениях коллективам, персональных стихотворных поздравлениях, пожеланиях, коих написан не один десяток, стремлюсь отдать родным, друзьям, товарищам и знакомым дань уважения за их работу, заметные поступки, за отзывчивость и приветливость к другим людям и персонально ко мне. И хотя это не совсем уж и поэзия, я включаю эти строки в свое сборники. Ибо нас когда-то не станет, а добрые слова, сказанные добрым людям, потомки прочитают и вспомнят наши имена.

          Ошмяны – уникальный и неповторимый уголок родной Беларуси, Он всегда давал, даёт и будет давать поводы и темы для творческих замыслов и свершений. Только нужно, чтобы все обстоятельства вошли в тебя  до самого сердца и взволновали разум.

Лично я, как когда-то присягнул Ошмянам на верность, так и до сей поры стараюсь быть достойным гражданином своего города:
 
Край родной мой, скажу без обмана:
Куда б тропки твои ни вели,
Прикипел я душою к Ошмянам,-
Нет мне лучше на свете земли!
               
 Пётр Шаколо
 
 *Волот (бел.) – богатырь.
**Колыска (бел) – колыбель.


ПЕРВАЯ – ЛУЧШАЯ!

Колыска-мама, школа наша ПЕРВАЯ!
Мы стали взрослыми, твои ученики,
Но между нами связь не прервана –
Вот, в благодарность, я пишу тебе стихи.

Здесь нас учили чудо-педагоги:
Орловская, Савицкий, Цукерзис…
Ты открывала нам шляхи-дороги,
Ты окрылила нас – и мы взлетели ввысь.

Где бы ни был – всегда я помнить буду
И первый класс, и первый школьный вальс,
И одноклассников своих я не забуду,
Учителей моих, наставников, - всех Вас:

Ценю и помню Луню, Киселёву,
Лесную, Фишкина, Пристром,
Овчинникова, Зенченко, Шестову,
В когорте этой Сидорович и Петров.

И Зыль, и Ральчик, Михалкевич,
Леурдо, Верховодко, Касюдек,
И наш директор, славный Захаркевич,-
Отличный, мудрый шеф и добрый человек…

Года прошли. Мы все давно не дети.
Да был и я директор средней школы сам.
Но ПЕРВУЮ считаю всё же лучшей в целом свете,
И всякий раз в неё вхожу я, как во Храм.
    
          Этим своим стихотворением я приветствовал одноклассников на встрече в связи с 50-летием окончания (в 1964 г.) ошмянской средней школы № 1, на которую мы собрались в конце июня в помещении нашей alma mater.
Так, действительно, мы все давно уже не те непоседливые мальчики и девочки, а довольно взрослые, солидные и серьёзные мужчины и женщины, построившие свою жизнь и семьи. Достаточно сказать, что в семействах всех 16 участников юбилея есть 28 детей, около 60 внуков и 2 правнука.

          Но сейчас, в мыслях и воображении, мы опять вернулись на полстолетия назад, и в воспоминаниях отмечаем, что родная школа была и есть отличным учебным заведением с прекрасными традициями и стабильным составом учителей-профессионалов. Мы любим свою школу, только немного жаль, что она уже находится не в том, привычном нашему глазу, здании, а в ином – новом, что, в свою очередь, не может не радовать, ибо нынешнее поколение учащихся имеет такие роскошные условия для занятий.

          Таким образом, нас собралось 16 бывших выпускников:

          Чеслав Петрович, Галина Ганусевич, Пётр Шаколо, Валентина Пронина, Алла Шацман, Эдуард Барковский, Елена Погорелова, Светлана Заремба, Раиса Ходорович, Татьяна Ефимцева, Ева Адамович, Вера Жабьюк, Галина Яшкуль, Валентина Козловская, Лариса Лавришкова, Анна Василевская.
С Розой Яловой в Канаде и Исааком Шклявером в Израиле мы разговаривали по скайпу (21 век!), за что  искренне  благодарим Андрея  Машуту, заведующего  кабинетом информатики СШ № 1.

          Некоторые одноклассники не смогли приехать в Ошмяны, кое-кто – по состоянию здоровья, кто – по иным причинам, а кто-то, к большому сожалению, уже и ушёл из жизни. Мы всех вспомнили поимённо, и в школе, и позже, на застолье.

         В назначенное время бывших воспитанников в красочном дворе школы встречал и приветствовал директор, заслуженный учитель Республики Беларусь, кавалер ордена Франциска Скорины Михаил Марьянович Гружевский.
Он рассказал про историю учебного заведения,  строительство современного здания школы, провёл гостей по классам и кабинетам.
Затем Ромуальда Иосифовна Ануфриева продолжила экскурсию в школьном музее. Мы с интересом и удовольствием рассматривали стенды и экспонаты, слушали повествование заведующей музея об учениках и учителях, о традициях, приобретениях, достижениях и успехах коллектива.

          Кстати, специально для нас оборудовали стенд, на котором выставили фотографии наших классов с 1953 па 1964 год и несколько современных фотоснимков.

          Поблагодарив за встречу и расписавшись в книге отзывов музея, направились к законсерви- рованному зданию старой школы, неторопливо обошли его кругом вдоль металлической сетки ограждения, грустными взглядами отметили запустение забитых досками окон и дверей и двинулись в центр города.

          Вечер продолжили в новом красивом кафе «Старый город», реконструированном (считай: построенном заново) здании бывшей спортивной школы, где почти что все мы в свои школьные годы занимались в спортивных секциях. Застолье прошло в тёплой душевной обстановке и закончилось далеко за полночь. Было сказано много добрых слов и тостов в адрес наставников и бывших учеников, звучали стихи и песни, признания в любви и дружбе навек… Бесчиссленно повторялось: «А вы помните…, а вот в … классе, а Евгения Ивановна..., а я помню…»,- все окунались в воспоминания.
 Расходились в отличном настроении, договариваясь о новых встречах.

       
 Назавтра навестили первую учительницу Валентину Антоновну Касюдек, высказали ей слова уважения и благодарности за труд, отзывчивость и доброту к ученикам.