Землячество 10 глава фердинанд эдуардович рущиц

Роза Левит
   

 ФЕРДИНАНД ЭДУАРДОВИЧ РУЩИЦ


 
 
 Фердинанд Эдуардович Рущиц родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича

Рущиц Фердинанд Рущиц Фердинанд (1870-1936) - белорусский и польский живописец, график, театральный декоратор. В Варшавской национальной художественной галерее, где собраны произведения выдающихся европейских мастеров, одно из лучших мест отведено картине Фердинанда Рущица "Земля". Он написал ее в 1898 году. Тяжелые, налитые дождем, тревожные тучи, кажется, готовы прижать к земле, раздавить пашущего землю, упрямо идущего за волами крестьянина. Но он, сеятель, непобедим. Он точка опоры, он тот, кто способен преодолеть само время.Ученик И. Шишкина и А. Куинджи, Фердинанд Рущиц умел тонко чувствовать и передавать саму пульсацию природы. Она, природа, была для него способом рассказать о драматических переживаниях простых людей. Он отлично знал традиции белорусского, русского, польского, французского искусства, некоторое время был увлечен модерном. Однако всегда стремился оставаться самим собой, и в этом ему помогала связь с родной землей, которую он не просто знал, а чувствовал.Фердинанд Эдуардович Рущиц родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича.

Род Рущицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.Приехав в Петербург, Рущиц поступил на юридический факультет университета и только в 1891 году подал прошение в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, а потом у А. Куинджи.В своем дневнике Ф. Рущиц писал: "Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников".В Академии Фердинанд Рущиц подружился с А. Рыловым и другими учениками, которые исповедовали реализм, обогащенный опытом французских импрессионистов.Еще во время учебы Рущица как колориста очень высоко оценил И. Репин. После окончания в 1897 году Академии он долгое время жил в усадьбе Богданово, изредка путешествуя по Белоруссии и России.

В это время Рущиц создал своеобразную эпическую сагу о судьбе простых людей. Первым в этой серии можно считать полотно "Земля" (1898), вторым - "У костела" (1899), где крестьяне, будто вырастающие из той самой земли, несут в храм свои горести и беды. В 1901 году появилось еще одно полотно - "В свет" - о тех, кто вынужден уходить с обжитых родных мест, искать работу в далеком краю. И, наконец, "Эмигранты" (1902) - продолжение и мощное завершение темы. Даже в пейзажах "Пустырь" или "Старая мельница" чувствуются живые человеческие переживания. Композиции полотен Рущица просты и лаконичны, однако в них всегда есть ощущение реального пространства. Они очень материальны, воздушны. Картины Рущица экспонировались в Варшаве и Петербурге, критики сразу заметили его исключительный дар колориста.В 1904 году Рущица пригласили на должность профессора живописи в Краковскую академию искусств. В 1904-1907 годах он был профессором Школы изящных искусств в Варшаве, в 1907-1908 - Краковской академии искусств, а позже - в 1919-1932 - Виленского университета.В 1908 году Фердинанд Рущиц вновь приехал на родину, на Беларусь, в усадьбу Богданово, где жил до самой Октябрьской революции.


Он писал интерьеры своей усадьбы, многочисленные этюды. В некоторых его работах, таких как "Зимняя сказка", ощущается воздействие модного в то время стиля модерн.В это же время Рущиц был занят оформлением спектаклей в Виленском театре Младиевской, где создал декорации к "Лилии Венеде", "Варшавянке" и другим постановкам.После революции, которую Рущиц встретил в Богданове, и заключения несправедливого договора с панской Польшей, по которому Западная Беларусь, Западная Украина и часть Литвы были включены в состав Речи Посполитой, Рущиц некоторое время жил в Вильно и принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета, где руководил кафедрой живописи.В 1920-1930 годах он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин, оформлял книги и журналы. Считается, что именно Фердинанд Рущиц был инициатором возрождения старинного ремесла изготовления ви-ленских вербочек, которые стали неизменным атрибутом весенних праздников "Казюкас".Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рущиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина "Старые яблони", где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года

.Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах.

В них - судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa
Г.Б.Библиотека <font color="23697A">» Великие художники XX века








 

В ВАРШАВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ, ГДЕ СОБРАНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕРОВ, ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ МЕСТ ОТВЕДЕНО КАРТИНЕ ФЕРДИНАНДА РУЩИЦА "ЗЕМЛЯ". ОН НАПИСАЛ ЕЕ В 1898 ГОДУ. ТЯЖЕЛЫЕ, НАЛИТЫЕ ДОЖДЕМ, ТРЕВОЖНЫЕ ТУЧИ, КАЖЕТСЯ, ГОТОВЫ ПРИЖАТЬ К ЗЕМЛЕ, РАЗДАВИТЬ ПАШУЩЕГО ЗЕМЛЮ, УПРЯМО ИДУЩЕГО ЗА ВОЛАМИ КРЕСТЬЯНИНА. НО ОН, СЕЯТЕЛЬ, НЕПОБЕДИМ. ОН ТОЧКА ОПОРЫ, ОН ТОТ, КТО СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕТЬ САМО ВРЕМЯ.

 


Ф. РУШЧЫЦ. ДОМ У БАГДАНАВЕ. 1902   

 
ФЕРДИНАНД ЭДУАРДОВИЧ РУЩИЦ РОДИЛСЯ 10 ДЕКАБРЯ 1870 ГОДА В БОГДАНОВКЕ АШМЯНСКОГО ПОВЕТА ВИЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕМЬЕ ОБЕДНЕВШЕГО ШЛЯХТИЧА. РОД РУЩИЦЕЙ ПРОИСХОДИЛ ИЗ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ШЛЯХТЫ, КОТОРАЯ В СВОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕШЛА В КАТОЛИЦИЗМ.


СТАРЫЕ ЯБЛОНИ. 1900.


ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ, КОТОРУЮ РУЩИЦ ВСТРЕТИЛ В БОГДАНОВЕ, И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА С ПАНСКОЙ ПОЛЬШЕЙ, ПО КОТОРОМУ ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ, ЗАПАДНАЯ УКРАИНА И ЧАСТЬ ЛИТВЫ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В СОСТАВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ,
РУЩИЦ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЖИЛ В ВИЛЬНО И ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИЛЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ГДЕ РУКОВОДИЛ КАФЕДРОЙ ЖИВОПИСИ. В 30-Е ГОДЫ РУЩИЦ ВОЗВРАТИЛСЯ В БОГДАНОВО.

ОДНОЙ ИЗ ПОСЛЕДНИХ ЕГО РАБОТ БЫЛА КАРТИНА "СТАРЫЕ ЯБЛОНИ", ГДЕ ДЕРЕВЬЯ С ВЫГНУТЫМИ СТВОЛАМИ И ПЕРЕПЛЕТЕННЫМИ ВЕТВЯМИ НАПОМИНАЮТ ЛЮДЕЙ-МУЧЕНИКОВ.
ЭТО БУДТО СИМВОЛ ЕГО ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ, КОГДА ОН УЖЕ НЕ МОГ ПИСАТЬ ПРАВОЙ РУКОЙ, НО НЕ СДАВАЛСЯ, РИСОВАЛ.