О внимании

Владислав Плеханов
               

Бог открывает свою Любовь готовым безмолвно внимать Ей. О таком внимании хорошо написал Митрополит Сурожский Антоний: «В жизни французского католического священника, "Арского Кюре", Жана-Мари Вианнэ, есть рассказ о том, как старый крестьянин часами неподвижно сидел в церкви, ничего не делая; и священник его спросил: "Что ты тут делаешь всё это время?" И старый крестьянин ответил: "Я смотрю на Него, Он смотрит на меня, и нам так хорошо вместе!"»* 

Как же быть тем, в ком это внимание ещё не созрело, но им всё же очень хотелось бы иметь его в себе? Нужно быть внимательнее, во-первых, к себе, во-вторых, к крестной жертве Христовой и в-третьих, к своей молитве. Казалось бы простые вещи, понятные каждому, но какие драгоценные тайны они открывают!

1. Если будешь внимательнее к себе, то изумлённо увидишь, что согрешаешь больше всех. Конечно все согрешают, но себя-то знать нам дано лучше, чем других. С собою мы имеем дело постоянно, каждую секунду и изнутри, а с другими значительно реже и со стороны. Поэтому каждому человеку изначально дано видеть свои прегрешения лучше, чем прегрешения своих ближних. Только невнимательность и лесть самому себе может привести к обратному мнению. Когда же, наконец, увидишь, что все вокруг лучше тебя, станет намного легче, потому что избавишься от прелести и осуждения.

2. Если станешь внимательнее к крестной жертве Христовой, то вместо того, чтобы унывать по поводу своих грехов, с изумлением увидишь, что прежде всего ради тебя, самого грешного, принял Господь эти страдания: «...был бит, бесчещен, оплеван, заушен, связан, уязвлен терновым венцом; ради тебя пригвоздил руки и ноги Свои на Кресте, вкусил оцта и желчи, прободен был копием в пречистое ребро Свое; ради тебя излиял пречистую Кровь Свою, искупил тебя Кровью Своею; тебя ради положен был во гроб; тебя ради в третий день воскрес из гроба – да дарует всем нам воскресение от гроба.» (Исайя Копинский) Не предавайся при этом лукавой мысли, что Он это сделал для более достойных. Не умаляй тем самым любви и милосердия Божия. И не думай, что тебя можно было бы спасти более лёгкой ценой.

3. Если будешь внимательнее в своей молитве, то опытно познаешь нераздельность имени Божия и Бога, о котором Святой Иоанн Кронштадский сказал: «Имя Божие есть Сам Бог. Посему призовя только имя Господа ты призовёшь Господа, спасителя верующих, и спасёшься. Молящийся, имя Господа, или Богоматери, или ангела, или святого да будет тебе вместо самого Господа, Богоматери, ангела или святого. Имя Богоматери есть сама Богоматерь, имя ангела — ангел, святого — святой. Когда ты про себя, в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы или Господа Саваофа или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа. В нём его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени.»


 Вот три степени внимания, возводящие нас к Богу.


----------------------------------------------------------
* О таких людях говорят, что они не от мира сего. Они несут в себе нетварную Любовь, которая в них чудесным образом долготерпит, милосердствует, никого не осуждает, не смущает, не обижает, любит друзей и врагов, ни к чему земному не прилепляется, никогда не скорбит, а всегда радуется и за всё благодарит.