Туристическая поездка в кап. страну Финляндию

Марьша
      Признаюсь, что при всём негативе от  посещения Чехии, мне очень хотелось  поехать еще за границу, причём, не просто в соц.страну, а посмотреть жизнь в капиталистической  стране. Узнала в Областном Совете профсоюзов, что формируется группа в Финляндию и стала собирать документы. Хотя меня убеждали, что желающих на поездку так много, что в группу я не попаду, так как особых заслуг не имею. Хотя  входила в состав Ревизионной комиссии Обкома профсоюза и часто делала ревизии в профсоюзных организациях  нашего Обкома бесплатно.

      Документы утвердили в моей организации: партийный комитет, профсоюзный комитет, а из комсомола  я в ту пору уже вышла. Работала главным бухгалтером.

      Направили на собеседование в Кировский  райком партии. Беседу проводил выдержанный тактичный мужчина примерно 45 лет. Вопросы задавал обычные: о родителях, об образовании, о работе. Волновалась ли я? Очень! Мне так хотелось посмотреть жизни в кап. стране, что отказ в поездке меня бы сильно огорчил.

 Меня утвердили.
      Это было в январе 1978 года. К этому периоду накопила   финансы для оплаты турпутёвки в сумме 490 руб. В то время это были большие деньги. Для сравнения: стоимость комнатного гарнитура. И на обмен 120 руб. для покупки мелочи. Разве только кримплена.

      Стала  торопливо собираться в поездку. В составе группы оказались: директор школы с супругой, преподаватель музыкальной школы, парикмахеры, продавцы, и люди, не говорившие о своей работе. Впрочем, это не столь было важно. Были супруги – строители.
      Руководителем назначили работника  Облсовпрофа Юрия Александровича. Это  ярковыраженный   лысеющий блондин, который недостаток волос с одной стороны прикрывал длинными волосами с другой стороны и таким образом, был уверен, что его лысину не видно! Чёрта с два! Ростом был невысок, лет ему около 50-ти, хохотун и беспредельщик!

      В чём это проявлялось? Расскажу чуть позже.
      Итак, нас опять собрали на воспитательный разговор и наказали, чтобы мы себя вели достойно, так как едем в кап.страну. Дудки! Оказывается, Юрий Александровичу удалось каким-то образом включить в группу своих близких и знакомых и уже в дороге они вели себя соответственно, бухали в купе до границы.      
     Все они были готовы к поездке здорово! У всех были чемоданы-матрёшки, т.е. в большом чемодане, чемодан поменьше, в нём-еще меньше и совсем меленький. В результате, мы везли с собой по 1 чемодану, окружение Юрия Александровича – по 4 чемодана.
     Вы можете спросить – зачем? Отвечу. В то время был очень модный материал – кримплен. Его в России не выпускали, а может и выпускали,но он  в Финляндии был дешевле и все хотели купить себе этой  искусственной ткани на платье или на продажу. 4 чемодана этой ткани нужно куда-то деть.
    Я практически ни с кем не общалась, никого не знала. Вышла из купе и в окно наблюдала за девственно чистым лесом Финляндии. На лосей,  которые совершенно без страха выходили к железной дороге. На хитрых лис, копающихся  в снегу, на зайцев, перепрыгивающих через огромные  кучи снега. Ну, сказочные места и оторваться  от этого вида не было сил. Снега было так много, что лоси еле выбирались из  массы снега.

       Но тут появился  редкий персонаж из последнего купе, и я стала наблюдать за ним. Без смеха смотреть было невозможно. Это был мужчина низкого роста, с чёрными волосами и бородой, как смоль! И я стала думать – это финн? Откуда тогда  он попал в бледнолицое  население Финляндии?
       Впоследствии оказалось – финн.
      Что меня поражало в нём? Или в его поступках? Он выходил из купе с рюмочкой-напёрсточком в руке (вот ей-Богу не преувеличиваю) и смаковал какой-то напиток. Причём, касался губами, и этого напёрстка ему хватало на 30-40 мин. времени. Затем он опять заходил в купе, и это продолжалось всю дорогу. По-скольку  вдоль купе больше никого не было, он поднял свой напёрсток в приветствии, я тоже поклонилась.
     Он мне предложил попробовать, я отказалась. Вы не поверите, из разговорника, выданного нам, я еще ничего не выучила, но мы с ним понимали друг друга мимикой.
      Финн спросил разрешение подойти ко мне. Я махнула головой. Он подошёл и мы «разговорились». Как? Я по-национальности мокша, моя нация относится к финно-угорской группе. Сходны некоторые слова. Но что-то понять было сложно. Мы начали считать до 10-ти. Почти одинаково. На этом наши познания закончились, и он как-то объяснил, что он работает в туристической фирме АО Ламоматка,  ездил в Грузию  для заключения договора на новое туристическое направление. Грузины подарили ему грузинский коньяк в бочонке с инкрустацией серебром.

     Если бы я поняла, что ему этот бочонок ввезти нельзя в Финляндию, я бы забрала и таможне сказала бы, что это я везу презент.
Но я его не поняла.
И тут случился с ним ляпсус! Да еще такой, что ему не обойтись без огромного штрафа.
Мы остановились на границе уже на финской стороне. С начало прошли высокие и светловолосые финны, очень любезные, проверяли  наши паспорта. Затем зашла таможня, тоже из мужчин с 2-х метровым ростом и мило улыбаясь, осмотрели   наш багаж сверху. Даже не открывали баулы, хотя нас напугали, что проверяют до нижнего белья.

     Оказалось финны-не чехи.

     И тут я вижу достойную кисти Рафаэля картину: впереди идёт таможенник огромного роста с  грузинским бочонком коньяка объёмом не более 3-х литров  подмышкой, а следом, весь пунцовый, семенит мой собеседник.
     Оказывается, в Суоми такой Закон: всё ликероводочное  производство и торговля   принадлежит ТОЛЬКО государству, и ввозить в Финляндию спиртное категорически табу. Кроме туристов, которым разрешено провезти 1 л водки(2 бутылки). Но продать сложно, так как государство  строго следит за своим Законом. К тебе в номер могут придти скупщики, а могут придти под видом скупщиков и полицейские.

     В нашей группе  (из Украины, в то время я там жила) всё обошлось  ладненько. А вот с российской группой произошёл огромный казус. Мужчина решил сразу  по приезду и заселения в гостиницу продать свою водку и вышел с водкой на улицу. Сразу предложил купить водку двум стоящим мужчинам. Те оказались копы, россиянина арестовали, вызвали посла из СССР- страну оштрафовали на 10 000 марок (тогдашние финские деньги). Был огромный скандал.

     Ко мне же в номер постучали 2 финки и спросили: «Руська водка?» Я вначале махнула головой вниз, что в моём понимании – "да, есть".
     Но у финнов это движение означает «нет». У них «да», это взмахи головой в сторону. Я махнула головой в сторону, и они сразу взяли мою водку по базарной низкой стоимости. Там никто в гостиницу не сможет зайти, следовательно, скупкой занимался персонал ресторана, либо гостиницы.

Фуууу! От водки я освободилась! Сразу же, в первый же день и стало легко.
Нас  поселили в отдельные номера. Кровати размерами чуть не с ипподром, с хрустящим от чистоты бельём, со всеми удобствами. Возле каждой кровати тумбочка. На каждой тумбочке Библия на русском языке.
Как мне хотелось взять эту Библию, но нас предупредили: »Если кто-то возьмёт Библию, считайте, что на этом Ваши поездки за границу закончились».
1-ую часть повествования о Финляндии заканчиваю. Но самое интересное в описании, во 2-ой части. Это – не реклама, это - констатация факта.