Пирожки от бабушек

Валентина Телухова
- И как у тебя получаются такие вкусные пирожки?
 
Вопрос внучки заставил меня задуматься. В самом деле, как они у меня получаются?  Могу ли я дать рецепт приготовления пирожков? Нет.

- Точный и конкретный рецепт я дать не могу. Который бы был похож на все кулинарные рецепты, где соотношение составляющих указывается в граммах. Пирожки я готовлю по своему усмотрению. По своему собственному рецепту. Слушай внимательно и наблюдай. И запоминай. И помогай мне. Вот смотри: я беру свою любимую желтую чашку для теста с высокими бортами и красивым цветком на дне. Она выглядит празднично. В неё я насыпаю немного муки. Сыпну из ведерка, в котором она у меня хранится уже просеянная. Я просеиваю её сразу после покупки. Высыпаю в ведерко и накрываю деревянной крышкой. Чтобы она дышала и хорошо хранилась. А потом беру из ведерка. Посмотри, какая горочка в чашке получилась.

Даше семь лет. И она уже отличная стряпуха. Она помогает мне работать с тестом не первый раз и давно уже научилась лепить пирожки. Первого сентября она станет первоклассницей.
   
- Воду я грею. Никогда её не кипячу. У нас вода привозится из артезианской скважины. Она без хлорки, очень чистая и вкусная. Беру примерно половину литра. Я не знаю конкретно сколько. В красивой черной кастрюльке она занимает треть объема. Кастрюля – на полтора литра. Воду нагреваю до температуры градусов сорок. И прямо в кастрюльку высыпаю пакет быстрых дрожжей «Момент». Весь. Без остатка. И размешиваю дрожжи лопаточкой до полного их растворения и даже взбиваю их слегка.

Даша наблюдает за моей работой пристально. Я доверяю ей вылить растворенные дрожжи в муку, а потом беру в руки старую стальную ложку, производства шестидесятых годов прошлого века. Она мне досталась по наследству от мамы. Ложка большая и очень крепкая. Даша помогает мне и перемешивает муку с разведенными дрожжами очень энергично. Вначале в одну сторону, потом в другую по кругу. Она из бутылки подливает немного растительного масла прямо на ложку, от этого тесто перестает налипать на мешалку из ложки.

И потом я вижу, что тесто замешивается очень хорошо. Я пододвигаю тазик к себе и начинаю замешивать тесто руками. Я чувствую его плотность. Если оно жидковато – я добавляю муки. Здесь главное – не переборщить. Тесто должно быть легким. Когда я замешиваю тесто, я добавляю две ложки майонеза. Это мой секрет. От майонеза тесто становится пышнее и вкуснее. И солю тесто перед самым завершением процесса замешивания. Потому что соль, на мой взгляд, мешает дрожжам растворяться и оживать. И вот, наконец, я чувствую руками своими, что тесто уже сформировалось. Оно мягкое и нежное, оно дышит у меня под руками. Оно совершенно не липнет. И все-таки я поливаю его постным маслом совсем чуть-чуть. И тогда оно так легко разделывается!
 
Перед тем, как заняться тестом, я сварила картошку для начинки пирожков, слила её и разбила прямо в нее, горячую, пару яиц. И быстро потолкла старой деревянной толкушкой. А для красоты и вкуса добавила много мелко порезанного зеленого лука.  Получилась такая красивая на вид картошечка. В неё я добавила маргарина и посолила по вкусу. Мой внук не выносит жареного лука. И даже зимой, если нет зеленого лука, а только репчатый, я никогда его не жарю, а просто мелко режу и добавляю в пюре. Но есть у меня здесь маленький свой секрет. Чтобы лук не горчил, я его на несколько минут погружаю в холодную воду с добавлением ложки столового уксуса. Горечь уходит, и лук приобретает удивительный вкус.

Пока я готовлю начинку – тесто стоит в теплом месте и очень быстро зреет. А мы с Дашей готовим начинку для пирожков из яблок. Многие в нашей семье любят пирожки с яблоками. Мы берём два мытых зеленых яблока, не чистим их от кожуры, а только вычищаем сердцевину и режем некрупной соломкой и добавляем несколько ложек сахара. Начинка готова!
 
Ура! Теперь можно продолжить работу с тестом. Оно, как говорят хозяйки, расстоялось, подошло. Я опять перемешиваю его руками. Мягкое и пышное, оно уже совершенно не липнет к моим рукам. И оно дышит. Пузырьки воздуха выходят из него, как маленькие воздушные шарики.

Даша выкладывает его на большую разделочную доску, которую она уже посыпала щедро мукой. Оно возвышается белоснежным мягким шаром и ждет прикосновения наших рук. И вот мы отщипываем от его податливого тела небольшие кусочки. У меня руки такие же, как были у моей бабушки. Они легко гнутся, а когда прикасаются к тесту, похожи на лебедей. 

У внучки тоже красивые руки. Гибкие и умелые. Она берет небольшой кусочек теста и, поставив ладошки домиком, быстро катает круглый колобок. Я тоже катаю колобок. Они получаются у нас разными. У Даши – маленькие и аккуратные, а у меня – побольше. На разделочной доске мы кладем наши колобки ровными рядками на небольшом расстоянии друг от друга. Потом мы хлопаем по колобкам ладошками. Я осторожно, внучка с радостным смехом. Облачко муки поднимается над столом.

- Даша, осторожней!

Все. Лепешки для начинки готовы! Маленькие лепешки, сделанные маленькими ручками моей внучки, мы начиняем яблоками. Пирожки с яблоками должны быть маленькими. Когда они прожарятся на сковороде, яблоки под воздействием тепла превратятся в яблочное очень нежное повидло. С тонким сладковато-кисловатым вкусом.

Пирожки с картошкой должны быть крупными. Чтобы в руку взять, чтобы откусить, чтобы насытиться одним или двумя пирожками. Начинке из картофеля не нужно пропекаться. Она уже вполне готова.

Даша лепит пирожки очень ловко. В серединку круглой лепешки она кладет яблоки с сахаром так, чтобы кусочки лежали вдоль пирожка, аккуратно защипывает края и формирует маленький пирожок в ладошках. Только на сковородку с кипящим маслом я не позволяю ей их выкладывать. Делаю это сама.

- Молодец, ты уже умеешь пирожки печь. Будет чем мужа кормить, когда вырастешь и создашь семью.

- Да я пока только пирожки могу стряпать. А если я его одними пирожками буду кормить, он с ума у меня сойдет, правда же, бабушка?

Я замираю с пирожком в руке и прячу улыбку.

- Не волнуйся, - говорю я любимой младшей внучке, - я к тому времени научу тебя готовить и другие блюда.

- Смотри, обещалась, так научи.

- Ты мне разве не веришь? Я ведь тебя никогда не обманывала.
А между тем пирожки с яблоками на сковородке уже зарумянились с одной стороны, я их переворачиваю на вторую.

Стоит лето. Во дворе шум и гам. Старший брат Даши – Никита - периодически заглядывает на кухню.

- Ишь, ходит, - сердито говорит Даша, - ждет, когда нажарим. А помочь нам не хочет. Мужики – они все такие. Правда же, бабушка?

- Всех я не знаю, но некоторые действительно такие.

Множество горячих пирожков остывают на тарелках.

Никита опять заглядывает на кухню.

- Друзей моих не хотите угостить?

- С удовольствием! А сколько вас там?
 
- Пять человек.

Даша подает Никите тарелку с пирожками.

Мы жарим и жарим пирожки и вот уже их так много, что хватит на всех. И на друзей, и на семью нашу.

- Никиткиных друзей мы угостили, а моих еще нет.

- Так бери пирожки и угощай.

Даша кладет на тарелку целую гору горячих пирожков и идет во двор.

Оттуда сквозь открытое окно доносятся радостные восклицания.

- Тут всех пирожками угощают? – заглянул на кухню мой взрослый сын.

- Всех.

- А что ты так расщедрилась. По одному пирожку всем Никита принес, а Даша – по два.

- Так Никита своих друзей угощал, а Даша своих.

- Наивная, ты, мама! У них друзья общие.

- Пусть едят на здоровье! Мы вон как много напекли!

- Да, Постарались! И как они у тебя такие вкусные получаются. И с картошкой, и с яблоками. Научи!

- А я уже научила. Даша умеет. Я ей по наследству все тайны открыла.

- А тебя кто учил?

- Меня? Бабушка. Кто же еще?

- Получается, что пирожки дважды от бабушки?

- Получается. Ну, как там ребятишки во дворе, справились с угощением?

- А выйди во двор, сама посмотри.

Во дворе, как стайка малых птичек, везде сидели ребятишки и уплетали свежеиспеченные пирожки. И лица у них были счастливые!

Самая маленькая гостья Леночка, которая всюду ходила за своим старшим братом, сидела на скамейке под старой грушей и в руках держала сразу два пирожка. Она ела медленно. Никита принес стаканы и бутылку минеральной воды и поставил все на стол. Дети подошли напиться.

- А кто пирожки стряпал? - спросила Лена.

- Я.

Даша вышла на середину двора. Все посмотрели на неё уважительно.

- А это трудно?

- Да что тут трудного? Ставь ладошки домиком и катай колобки. Потом постучи по ним ладонью - будут лепешки. И клади начинку. И бабушка на сковороде поджарит - ешьте, кто хочет!

Солнце светило ярко. Лето было в разгаре. И столько тепла было в природе, что его хватало всем даже с избытком.

Я почему-то в эти минуты вспомнила свою бабушку - Акулину Андреевну и её певучий голос, которым она говорила мне давным-давно, когда я сама была такой же, как Даша.

- Ставь, внучка, ладошки домиком и катай колобок. Напечем вкусных пирожков и всех накормим, а вкусная еда - всегда праздник.