Превращения оркестра Камерата Крым

Ирина Обухова
  Перелистывая страницы каталога сокровищ Оружейной палаты Московского Кремля, каждый отмечает непревзойдённую красоту золотой скани, черни серебра и сверкания алмазов. В этих восхитительных работах - жесточайший труд мастеров, безукоризненно исполнивших желания как будто самого капризного заказчика... Сердоликовые рыбка и мушка фирмы Фаберже, украшенные бриллиантами, запоминаются своими тёплыми оттенками цвета и постепенно открывающейся тайной: в переходах от красно-янтарного к светло-розовым прожилкам камня мастер задолго до окончания отточенной работы увидел очертания золотой рыбки и очаровательной двукрылой. У этой самой энергозатратной профессии - резчика по камню - есть главная мотивирующая привлекательность – Превращение шершавого бесформенного куска минерала в изделие, заставляющее веками любоваться всеми тонкостями ювелирного дела. Превращение сухого нотного текста, написанного несколько столетий назад, в живую музыку – привлекательность ещё одной редкой профессии - дирижёра симфонического оркестра. У Александра Юц карьера дирижера только началась, но размах деятельности и энергию музыканта уже ощущают и оценивают везде в Крыму. Взгляните только на эту географию – Симферопольское музучилище ( концерт для скрипки с оркестром П. Чайковского), Севастополь, древний Херсонес, овеянный музыкой В. Моцарта, Голубой зал краеведческого Музея (премьера с большим вкусом подобранной программы с участием ансамбля старинных инструментов "terra barocco" (Виктор Юц, Марианна Черкасова и Елена Проскурняк исполнили в том числе Ave Maria для голоса и флейты Джулио Каччини), и наконец, - Художественный музей Симферополя, где камерный оркестр Крымской филармонии «Камерата Крым» выступил с чудным «Духом Вивальди». Этот просторный, но уютный богатый зал с подлинниками немецких художников 18 века услышал в тот вечер два ля-минорных Скрипичных концерта RV 356 и RV 357, Концерт для флейты RV 441, c-moll, Арию для сопрано vedro con vio diletto и 2 Концерта для виолончели RV 401 d-moll и RV 407 c-moll.

  Миссия дирижера амбивалентна - он и господин, и раб одновременно: занимая положение перед оркестром, но спиной к публике, он ведёт за собой зал, в то же время предупреждая музыкантов заранее о моменте их вступления. А в феерически сменяющихся местах каким-то особым, «чертящим» в воздухе жестом он способен повести оркестр в нужной динамике. Для этого надо знать досконально все математические «кружева» партитуры, биографию автора, психологию зашифрованных им в нотах, но передаваемых в звуках чьих-то чувств, надо жить этими произведениями круглые сутки. Слаженность оркестра зависит и от исполнителей, представляющих себя, кстати, чаще солистами, и от стиля, концентрации, умения владеть и коллективом и залом, выносливости стоящего за пультом.

  Дирижёр учитывает, что сидящий оркестрант не слышит своих коллег во время звучания- такова физика резонанса. Интерпретация произведения – ещё одна составляющая успеха ансамблевого исполнения. Здесь уж мы, слушатели, поймём –тронуло ли нас то, что хотел сказать Бах, Корелли, Вивальди 300 лет назад, или это были отрывочно-обрывочные листки календаря, пробежала ли божественная искра между оркестром и залом – спутница настоящей любви - или как медяшка мелькнула коротким блёклым светом. Коллектив музыкантов «Камерата Крым» под руководством Александра Юца весьма продуктивен: исполнив несколько концертов, впервые прозвучавших на Крымской земле, он в скором времени мечтает сыграть Музыку на воде, отметить 330-летие со дня рождения великого И.С.Баха всеми его скрипичными концертами, и др. Столь гибкого и требовательного к себе и музыкантам специалиста крымская оркестровая сцена не видела давно. Этого молодого руководителя уже можно увидеть в 3-х качествах - солиста оркестра, дирижёра и …импресарио: своей энергией он заражает и привлекает к выступлениям новых талантливых солистов. Лауреата всероссийских и международных конкурсов, яркую 21-летнюю виолончелистку, концертирующую по всей Евразии, исполнившую с блестящей артистичностью концерты для виолончели в Художественном Музее - Полину Яруллину - присутствующие не хотели отпускать. После этого концерта информация на «файле «Виолончель» в их коре головного мозга будет ассоциироваться только с ней и всей атмосферой главного зала Музея. Картины, молчаливо смотрящие со стен в обычный день, способствовали и сами полному, гармоничному звучанию вместе с прекрасной акустикой зала, и загорались более сочными красками от единения с музыкальным искусством.

Искрящийся Вивальди словно заново давал всем почувствовать не ванессо-мэйевский электронный темп, а переливы дорогих пейзажей висящих полотен, складки бархата и атласа старинного костюма на портретах. На премьерном концерте в Голубом зале Краеведческого Музея во время звучания «Аве Марии» на щеках присутствующих мужчин блестели слёзы: не часто так трогает музыка сильную половину человечества… Старинные флейты погружали переполненный зал в архаику пасторали и классики, спокойствия и расслабления в сосредоточенности… И, наконец, впервые за многие годы перед началом классического музыкального вечера можно было услышать: нет ли у вас лишнего билетика? Высекаемое из-под смычков, объединяющее в едином порыве слушателей и музыкантов Превращение, когда звуки владеют человеком на самом возвышенном уровне – состоялось, и «на фермате». Коллективное бессознательное зрителей было наполнено одним: желанием слышать снова выступления оркестра «Камерата Крым» ; -коллективное бессознательное оркестра – работать с А. Юцем над новыми концертами, вместе оттачивать исполнительское мастерство, сравнимое со щепетильностью и королевской капризностью ювелиров Фаберже.

 Психолог, музыковед Ирина Обухова