Свиток и сапог. Глава 69

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы познакомились с тем, как одономная контекстная группа СBA парадигм идентичности используется для культурной интенсификации и интериоризации внутри заключительной части книги пророка Исайи. В этой главе мы посмотрим на другую основную контекстную парадигму/контекстную группу,связанную с внутренним личностным/коллективным развитием и культурным углублением, а именно на альтерономику CAD.

2. Мы разберем как используется альтерономика на примере 58й главы книги пророка Исайи.  Ниже я привожу текст этой главы в синодальном переводе.

1. Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
2. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7. раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10. и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11. и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
14. то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
(Исаия 58:1-14)

2. Очень полезно сравнить этот текст с текстом  48й главы Исайи, который мы разбирали в предшествующей главе. Те, к кому пророк обращается в 58й главе, явно несовершенны, отсюда призыв указать народу на его беззакония и грехи, с которого начинается 58я глава. Однако при всем их несовершенстве эти люди далеко ушли вперед от той группы к которой пророк обращается в 48й главе, там он указывает, что они вероломны, преступны, склонны к идолопоклонству и поклоняются Богу "не по истине и не по правде". Здесь же в 58й главе о народе говорится совсем по другому: "Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу".

3. Иными словами одономная СВА стратегия, о которой я подробно писал в прошлой (68й )главе, принесла свои плоды, перед нами, новый, более продвинутый этап культурной интенсификации и интериоризации. Об идолопоклонстве (как в буквальном, так и в переносном смысле манипуляции данностями) речь здесь уже не идет. Одономика с присущей ей тематизацией контекстного поля общих принципов  А, таких как истина и справедливость (в ходе первого систематизационного шага основного алгоритма идентичности, активирующего вверх направленный вектор СА вдоль нормативной диагонали, связывающей контекстное поле автономной личности/группы С с контекстным полем общих принципов А),уже утвердилась здесь в качестве основной парадигмы идентичности.

4. Оставшиеся проблемы теперь решаются с помощью использования другой контекстной группы/парадигмы внутреннего личностного и коллективного развития, а именно альтерономики CAD. Под контекстной группой я здесь понимаю центральную, наиболее значимую парадигму идентичности, которая может включать в себя и использовать ряд других вспомогательных парадигм. Часто (хотя и не всегда)эти вспомогательные парадигмы входят в обозначенный в матрице геометрический состав центральной парадигмы, которая дает свое название соответствующей контекстной группе.

5. Как я уже указывал выше наиболее важной для той группы населения, к которой обращена 58я глава, является одономная контекстная группа СВА. Однако в состав этой контекстной группы входят две более узких парадигмы идентичности: эндономика CBF и метаномика CFA. Какая из них в данном случае получает преобладание? Насколько можно судить это более авторитарная и буквалистская эндономика CBF, которая опирается прежде всего на внешнее исполнение заповедей (уделяя при этом недостаточно внимания их внутреннему смыслу, связанному с их отношением к общим принципам истины и справедливости в контекстном поле А)и рассматривает Бога, как авторитарного начальника, требующего беспрекословного повиновения и угрожающего строгим наказанием за каждую погрешность.

6. Они строго соблюдают заповеди и посты, придают большое значение знакам внешнего смирения перед Богом (одеваются в рубище, посыпают голову пеплом и т.д.) и вместе с тем грубо и жестоко обращаются с нижестоящими, зависимыми и близкими к ним людьми, по отношению к которым они сами играют роль таких авторитарных начальников.

7. В матрице идентичности эндономика CBF имеет общую верхнюю горизонтальную линию BF с параномикой BFD , основной парадигмой незаконного злоупотребления властью (греческий предлог пара, в данном случае означает против, т.е. буквально противозаконие).На такое бесконтрольное поведение и связанное с ним злоупотребление указывает присутствие в этой парадигме не уравновешенной и не интегрированной распорядительной/диспозитивной линии FD, связывающей контекстное поле субьекта власти F с контекстным полем (контролируемой части) мира D.

8. Чтобы исправить эту ситуацию Бог использует две парадигмы идентичности, входящие в состав альтерономной контекстной группы:1) социономику САЕ и 2) харитономику CED. Характерно, что Бог при этом начинает с социономики, поскольку она имеет общую нормативную диагональ СА с уже знакомой и принятой внутри этой группы населения одономикой CAB. Таким образом соблюдается важнейший педагогический принцип: при изучении нового материала опираться на уже известное и освоенное.

9. Социономика САЕ сочетает стремление к справедливости (нормативная линия СА)с сочувствием к "отчужденным" (контекстное поле "чужих" Е) и стремлением помочь им, насколько это возможно, оставаясь в рамках правосудия (в матрице это сочувствие и сотрудничество отображается полугоризонтальной ассоциативной диагональю СЕ).  Таким образом именно социономика соответствует указанию Бога "разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу,и расторгни всякое ярмо" (см. выше 58. 6).

10. В свою очередь социономика CAE делит ассоциативную линию СЕ с харитономикой  СЕD, парадигмой социального милосердия, о которой идет речь далее в тексте: " раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого одень его и от единокровного твоего не укрывайся." (там же 58. 7).

11. В общем речь, как и в проекте Иисуса, идет в первую очередь о горизонтализации религии и о преодолении социального отчуждения, связанного с преобладанием вертикальных политических и экономических структур и вертикальной консолидации социального и культурного капитала (разрыв между массами и элитой). Такое сходство не удивительно, поскольку все известные нам международные экзистенциальные общественные кризисы (в данном случае речь идет о первом и третьем таких кризисах, а наша эпоха это, по довольно условному счету эпоха восьмого экзистенциального кризиса)имеют целый ряд общих черт, выявить которые помогает использование матрицы идентичности как одного из методов социального и культурного анализа.

12. Харитономика CED привела изложение в точку D (контекстное поле мира), которая является исходной точкой шестого, интеграционного шага идентичности DB(формативная диагональ матрицы идентичности, отображающая восстановление, строительство целостных,полноценных жизненных форм, соответствующих контекстному полю совершенных жизненных форм В) то есть благоустроения общества внутри уже известной населению и принятой им формономики DBC. Сделанным в рамках формономной контекстной группы описанием благотворных последствий поворота к социальному милосердию и заканчивается рассматриваемая нами 58я глава.