Москва и я. История десятая

Карина Буянова
Меня часто спрашивают, чего мне больше всего не хватает в Москве.

В самой Москве субъективно, но остро не хватает рек и каналов, улиц, оканчивающихся набережными, а не переходящими в другие улицы с забавными, будто уменьшительно-ласкательными названиями. "Варварка", "Маросейка", "Покровка" - это просто очаровательно для любого понаехавшего из культурной столицы. У нас если, скажем, "Васька" и "Петроградка" - то это народное сокращение Васильевского и Петроградского островов. Здесь же "нарочно игривые" названия - более чем исторические, без тени юмора и городского слэнга. Это удивительно в хорошем смысле - и в таком же непривычно.

Как ни странно, ещё часто не хватает усыпанного звёздами чёрного неба в ночное время суток. Хотя, возможно, его я не вижу, потому что сплю. Да, сплю, по-настоящему, много, хорошо, и спокойно, боясь сглазить новшество после долгих лет хронической бессонницы.

Конечно, я скучаю по тому, что было для меня привычным. По пианино в гостиной, на котором я могла играть свои и чужие песни тёмными вечерами. По огромной домашней библиотеке, собранной и родителями, и лично мной. По любимым концертным площадкам, музеям и прогулочным маршрутам. Но это вполне закономерные элементы ностальгии, к которым готов любой человек, решившийся изменить свою жизнь.

В остальном же в Москве хватает абсолютно всего. Даже более, чем хватает. Объективно, искренне - в столице гораздо проще, быстрее и зачастую дешевле можно получить любую услугу, чем в Петербурге - от сферы ухода за собой, ремонта техники, обуви, одежды до самых разнообразных товаров.

Здесь не получить только людей.

Любой человек, покинувший родные пенаты, будет скучать по ближайшему окружению. Разумеется, я, прожившая ровно четверть века бок о бок с мамой, испытываю острую тоску по невозможности ее увидеть месяцами, это непривычно, хоть и естественно. Естественно и ожидаемо то, что я скучаю. По маме, папе, бабушке с дедушкой, подругам, кошке Минушке, которая жила со мной под одной крышей последние девять лет, кошке Эльзе, которую я больше не увижу и не приласкаю, потому что ей пришлось найти новый дом после моего переезда.
Но я даже не ожидала, что буду настолько сильно скучать по мужчинам в моем ближайшем окружении.

По сути дела, только здесь, на кардинально, качественно новом этапе в моей биографии, я оказалась совершенно лишена мужчин вокруг себя. Речь не идет об отношениях или непритязательных связях – в глобальном смысле. С рождения и до недавнего времени я всегда взаимодействовала с мужчинами очень плотно, мужской пол для меня – часть нормы, неотъемлемое явление существования, которое я даже особо не анализировала. Данность.

Данность в виде любящего, заботливого отца, дедушки, дядь, друзей семьи – в детстве и отрочестве. Данность в виде мужских коллективов в школе, техническом вузе, на первой работе. Я привыкла говорить с ними, слушать их, взаимодействовать с ними – и, конечно, дружить. Вне зависимости от их возраста.

В чем выражалась дружба? В общих интересах, беседах, интеллектуальном обмене, шутках, взаимной радости. Долгие летние месяцы на Псковщине я дружила, например, с племянником своей бабушки, моим дядей. С дедушкой моей лучшей подруги. Мне просто нравилось быть рядом, рассказывать то, что вычитала в книгах, слушать их, смеяться над их шутками, задавать вопросы, получать ответы.
Папа любит вспоминать, как будучи девочкой дошкольного возраста, я несколько часов беседовала о космических телах Солнечной системы с подвыпившим родственником, который забыл, что говорит с ребенком, и конструктивно спорил со мной по науке.

С моими школьными и студенческими друзьями было сложно поспорить подобным образом, пожалуй, гораздо чаще я давила их интеллектом и обширными познаниями в самых разных сферах, а они меня смешили и помогали с лабораторными, курсовыми, конспектами. Мы ходили в кино и много смеялись, мы катались на лодках в Центральном парке Культуры и Отдыха, жарили сосиски на Финском заливе, пели песни русского рока под гитару.

С появлением в жизни будущего, а потом и бывшего мужа, все мои друзья постепенно ушли на далекий фоновый план, родственники тоже постепенно последовали за ними. В этом были вполне логичные и объяснимые подводные камни, приведшие нас к пресыщению, расхождению взглядов и приоритетов, а также взаимной усталости, но постоянное, близкое общение с мужчиной на регулярной основе, и так находившееся в разделе привычек, укоренилось до космических масштабов.

После того, как мы разошлись, в жизнь постепенно стали возвращаться некоторые из моих друзей и приятелей, интенсифицировалось общение с папой, дедом, мужчиной, сделавшим счастливой мою маму, которого я давно мысленно величаю отчимом.
Мужчины вернулись в мою жизнь – на непродолжительный период до моего переезда.

Я никогда не анализировала, что давало мне регулярное общение с мужчинами. Казалось бы, человеческую поддержку можно получить от кого угодно, есть ли разница? Есть. Еще какая.
Мужская энергетика заразна. Им, так же, как и женщинам, можно рассказать обо всем, что волнует, радует, огорчает, приводит в бешенство, и они могут говорить примерно те же слова, но… У них будет другая интонация. Другие акценты. Другие взгляды. Другое построение фраз. Мужчины за одно предложение могут успокоить, вселить уверенность, подсказать с выбором курса – не специально, не намеренно. От них это исходит. Они заражают своей энергетикой, это передается. Одно мужское «все наладится», сказанное с особой интонацией, сильным, спокойным взглядом, оказывает эффект, который не сравнить и с часами женских диалогов, даже если это мама или самые близкие, проверенные подруги.

Наверно, именно за это – чувство опоры, заботы, уверенности, поддержки, силы и спокойствия на энергетическом уровне – я с раннего детства беззаветно любила мужчин. А может быть, я просто такая уродилась, источала тепло сама, и мне  тем же. Так или иначе, я росла любимым ребенком, в окружении которого всегда было множество лиц мужского пола.

Теперь я – женщина чуть ниже среднего возраста, переехавшая в столицу, где у меня есть подруги, но нет и не предвидится ни единого друга.

Оказывается, это очень тяжело. Тяжело не только не иметь возможности делиться – тяжело не слышать мужчин, не видеть мужчин, не говорить с мужчинами, не шутить с ними, не ходить с ними в кино, не обсуждать с ними новости, не проводить вместе вечер пятницы в питейном заведении без каких-либо непристойных мыслей.
Я, воспитанница семьи, где было много замечательных, умных, разносторонних, состоявшихся мужчин с высоким уровнем эрудиции и отличным чувством юмора, выпускница физмата и технического ВУЗа, привыкла дружить с противоположным полом, уважать их, дорожить ими. Дорожить при полной, хронической неспособности строить с ними личные отношения, несмотря на эмоциональность и влюбчивость, ввиду глобального непонимания, зачем это нужно, если можно просто хорошо проводить вместе время.

Откуда берутся друзья во взрослом возрасте? Откуда, если единственная существующая дружба между полами бывает лишь при одном условии – если она родом из детства, отрочества или зари туманной юности. И то лично я сталкивалась с тем, что многие мои «друзья» во времена совместной учебы испытывали ко мне романтические чувства, что мне, конечно, даже в голову не приходило ввиду крайне линейного устройства этой самой головы.

Можно ли представить, что я, молодая женщина с телосложением, которое никак не вызывает мыслей о совместном походе в разведку или беге на длинные дистанции, обрету бескорыстных, искренних друзей мужского пола, да еще и в столь прагматичном городе, как Москва?

Конечно, нет. Это фантастика. Новые друзья были фантастикой и в Городе-на-Болотах. Я и там совершенно не умела распознавать флирт, воспринимая общение как просто общение, радуясь личностному и дружескому интересу до тех пор, пока нос к носу не сталкивалась с тем, что дружеским там и не пахнет. Это не изменило принципы построения моей картины мира, скорее, добавило грустных красок и понимания, что с дружбой ничего не выйдет априори.

Нельзя сказать, что со своими «болотными» друзьями я виделась очень часто, даже после развода. Но если мы хотели, мы – могли. И сможем каждый раз, когда я буду возвращаться в Петербург. И наверно, эти встречи будут очень эмоциональными и радостными хотя бы по той причине, что в Москве у меня друзей или даже приятелей мужского пола нет.

- Чего тебе больше всего не хватает в московской жизни? 
- Мужчин.
- В смысле поклонников? Любовников?
- В смысле друзей, товарищей и родственников. Говорить с ними, слушать их, видеть.
- Мужа себе следующего заведи.
- Упаси Боже.
- Ты ненормальная.

Конечно, ненормальная. Какая нормальная Петербурженка в Москву переедет по доброй воле, да еще и чувствовать себя здесь будет значительно лучше во всех смыслах, даже несмотря на острую нехватку мужчин в ближайшем окружении?

Вот и я о том же. 

2016