Голубая орденская лента

Вадим Светашов
                Голубая орденская лента.

                Сегодня ходил за грибами. После двухнедельной тридцатиградусной жары с редкими и короткими грозами,  всю позапрошлую ночь, не переставая, шёл дождь. Позавчера и вчера днём опять +32. По моему опыту старого грибника, грибы обязательно должны пойти, причём обильно. Вышел я в начале пятого.  Хотя солнце ещё не показалось из-за горизонта, было  абсолютно светло. Скажу откровенно, не люблю собирать грибы в ясную солнечную погоду. Резкие переходы светотени и солнечные блики только мешают. Глаза начинают уставать и выдавать неверную информацию. То сухой лист примешь за гриб, то наоборот.
           Но я рано радовался прекрасному утру.  Была такая обильная роса, что  пока я проходил луговой тропинкой к лесу(это каких-то метров тридцать), я был по пояс насквозь мокрый. Исходя из этой ситуации, решил направиться в сосновый бор, где ни травы, ни подлеска почти не было. А сначала ведь я настраивался побродить по смешанному сосново-берёзово-осиновому лесу, но там трава и кустарник. И я не прогадал. Едва вошёл в сосняк, как на первой же прогалинке обнаружил целую высыпку молодых сухих груздей. От прогалинки к прогалинке корзина быстро наполнялась. Червивых грибов почти не было. На маслята я даже не обращал внимания, и кроме груздей брал только не раскрывшиеся серо-зелёные сыроежки. Солил и консервировал я их вместе, и по качеству они мало отличались от груздей.
         Переходя на очередную прогалинку, обратил внимание на пролетевшую мимо меня крупную бабочку. Проследив за её полётом, с удовлетворением отметил, что  она села низко на ствол берёзы, единственной в окружении сосен. Поставив корзину на землю как ориентир, я пошёл к берёзе. Уже был метрах в трёх от дерева, но бабочку разглядеть не мог. Очень медленно стал приближаться. Нет, в упор не вижу! Вдруг что-то шевельнулось и кусочек коры (как мне казалось) раздвинул крылья. Я замер. Вот она, бабочка!
            Передние, сизовато-серые крылья приподнялись, обнажив задние.  А на задних тёмно-бурых крыльях чётко выделялись довольно широкие полукруглые голубые полосы и белая окаймляющая бахрома. И только поэтому я её заметил. Ведь передние крылья имеют волнистый рисунок, отлично имитирующий кору берёзы.
           Бабочка эта у нас немногочисленна, и встретить её большая удача. Называется она – голубая орденская лента. Это ночная бабочка. Она самая крупная из семейства совок. Размах крыльев достигает одиннадцати сантиметров. Для человека она является относительно вредным насекомым, так как её гусеницы питаются листьями берёзы, осины, ольхи и ивы.
            У бабочки, которую я сейчас разглядывал и откровенно любовался, был очень свежий вид. Я даже подумал, что это вообще мог быть её первый полёт. Этот вид бабочек выходит из куколок как раз в середине июля. Живут они недолго, примерно до середины сентября, питаясь нектаром ночных цветов. В сентябре они откладывают яйца, причём эти бабочки отличаются плодовитостью. Одна самка откладывает до 850 яиц. Яйца зимуют, и с наступлением тёплых весенних дней превращаются в гусениц. Гусеницы, питаясь молодой зеленью листьев, растут и окукливаются, а из куколок уже выходят бабочки. Жизненный цикл замыкается.
            Все эти мысли быстро промелькнули в моей голове, и вот я уже накрываю бабочку ладонью, сдавливаю пальцами грудь, и она засыпает. Укладываю добычу в специальный футляр, который почти всегда ношу с собой в лес. А поскольку корзина моя почти полная, я довольный отправляюсь домой.