Коммунизм как религия

Сергей Столбун
                КОММУНИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

  Идея о том, что коммунистическая идеология имеет черты
 сходства с традиционными религиями, не нова. До "перестройки"
 эту мысль часто высказывали в православных кругах, была она
 популярна в эмигрантской среде, писал об этом и Бердяев.
  Аналогий можно привести сколько угодно: в христианстве - святая троица (Бог дух святой, Бог отец, Бог сын), в коммунизме - объективные законы Истории (Бог дух святой), Маркс (Бог отец), Ленин (Бог сын); двенадцать апостолов в ххристианстве - и двенадцать членов ленинского ЦК, принимавших решение о вооруженном восстании в Октябре 1917 года; Иуда, предавший Учителя - это Сталин или Троцкий (в зависимости от варианта).  У коммунизма, как и у христианства, есть свои пророки,подвижники и мученики за веру: это  Томас Мор и Томазо Компанелла, это герои Парижской Коммуны, это супруги Лафарг и супруги Розенберг это Камо, Сергей Лазо и Павка Корчагин (читай - Николай Островский), это Зоя Космодемьянская и Олег Кошевой, это Че Гевара и Андреас Бадер, это Стаханов и Гагарин, а теперь еще - Костя Калинин и Наташа Петухова.
  И еще одним доказательством религиозного характера коммунистической идеологии является, как ни странно, ее агрессивно-атеистический характер. Научный атеизм просвещает, разъясняет, спорит, но не преследует и не высмеивает. У нас же атеистическая пропаганда носила характер именно щельмования: и в 20-е, и в 60-е годы в ходу были обидные карикатуры и другие приемы высмеивания символов религиозной веры и верующих. Я не говорю уже о прямом преследовании верующих, даже в тех случаях, когда это ни в коей мере не диктовалось революционной необходимостью. Однообразно-начетнический характер атеистической пропаганды также свидетельствует не только
 о забюрократизованности дела атеистического воспитания, но и
 о религиозном восприятии атеизма некоторыми коммунистами.
Агрессивная нетерпимость к другим религиозным течениям бывает  характерна именно для религии. На определенных этапах это было (а, возможно, еще будет) свойственно всем великим мировым религиям: христианству, исламу, иудаизму. А разве идейные конфликты внутри коммунизма, при которых "ближайшие" противники ненавидят друг друга  иной раз больше, чем прямых классовых врагов, не носят характер также и религиозного, а не только идейно-теоретического спора?
      Означает ли это, что коммунистическая идеология несет в себе  черты религии? Да, несмотря на то, что категорически это отрицает, называет себя единственным научным мировоззрением, базируется на  данных науки и действительно использует научные подходы при формировании своих теоретических положений. Означает ли это, что коммунистическое МИРОВОЗЗРЕНИЕ является религией? НЕТ, потому что все сказанное выше относится к коммунистической ИДЕОЛОГИИ в интерпретации массового сознания, партийных и государственных структур 19-20 веков. Коммунизм же, наряду с идеологией, включает и другую  составляющую - МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, и вот эта составляющая коммунизма несет в себе все черты научного
 подхода, хотя и находящегося на ранней (первичное обобщение и
 словесно-логическая доказательная система без математического
 аппарата), второй после чисто описательной, ступени развития науки.
 Математический аппарат у марксизма появится, в этом нет сомнения. Я лично был знаком с человеком, который  лет 15 назад предпринял попытку описания общественных процессов в виде системы из десятка уравнений в частных производных на основе марксистского подхода.
 Кризис, в котором марксизм находится ныне, это не гибель, а преддверие перехода в новое, более высокое качество, и в 21 веке на основе марксистско-ленинского подхода будет создана современная, подлинно научная теория развития общества.
      Я утверждаю, что для коммунистического мировоззрения характерен НАУЧНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ ДУАЛИЗМ, то есть, коммунизм несет в себе черты как науки, так и религии, подобно тому, как свет обладает свойствами как волны, так и частицы. Это значит, что коммунизм как мировоззренческое течение подчиняется законам как науки, так и религии, и для понимания его роли и исторической судьбы могут быть использованы известные исторические аналогии как из истории религии, так и  из истории науки.
      Какие из этого следуют выводы?
      Первое. Обвинения в какой-то особой жестокости и кровожадности, звучащие в адрес коммунизма со стороны религиозных "гуманистов",  являются лицемерием, потому что и под зеленым знаменем ислама, и под знаком креста крови было пролито ничуть не меньше, чем под красным знаменем коммунизма.
      Второе. Не надо защищать коммунизм с позиций христианства!
 Нам такие адвокаты не нужны! Коммунизм не имеет христианских,
 корней, хотя точки соприкосновения и черты сходства
 могут быть. Коммунизм как мировоззренческая система возник на
 своей собственной основе, и как религия, и как наука. А что до
 сходства этических установок коммунистов и первохристиан - то в этом нет ничего удивительного: коммунизм вобрал в себя все лучшее, нравственное и гуманное, что было создано до него, в том числе и  этические установки раннего христианства.
      Третье. Переименование улиц и городов, линчевание памятников и мавзолеев, теле- и радиоанафемы способны лишь укрепить коммунистов в их вере, подобно тому, как гонения в свое время укрепили первохристиан. Как писал Иван Ефремов, память о своих оскверненных святынях вдохновляет на борьбу с врагом больше, чем сами эти святыни.
      И пора прекратить споры о том, в соответствие или не в соответствие с христианскими канонами похоронен Ленин. Ленин похоронен по канонам коммунистической веры, и любое его перезахоронение, христианское или не христианское, мы, люди Красной веры, однозначно воспримем как кощунство, как глумление классового врага над нашей главной святыней, и когда у нас появятся силы, будем мстить за это так жестоко, как только сможем. А как умеют мстить большевики - вы знаете.
      Четвертое. Хоронить коммунизм преждевременно. Великая мировая религия, под знаменем которой совсем недавно шло полпланеты, не может исчезнуть одномоментно. Христианство в течение первых  столетий своего существования не раз то становилось официальной государственной идеологией, то объявлялось "преступным бредом" и сжималось до дюжины фанатиков, тайно встречавшихся в заброшенных катакомбах. Подобного рода "катакомбный период" не раз проходил и еще не раз пройдет коммунизм, и, несмотря на это, у него - великое
 будущее. Коммунизм существует всего полтора столетия, а для великой мировой религии это не срок.
      Коммунизм как наука тем более бессмертен.
      Марксистско-ленинский подход - это не просто социальная теория, это целостная мировоззренческая система, наиболее адекватная из всех существующих. Это значит, что каждому, кто захочет на научной основе понять процессы, происходящие в обществе, эти идеи будут приходить  в голову вне зависимости от наличия или отсутствия в стране  коммунистической партии и вне зависимости от отношения к коммунизму  СМИ и широких слоев обывателей.
      Можно запретить компартии и вообще всякую коммунистическую пропаганду, можно довести ненависть обывателей к коммунизму до всеобщей истерии, можно перестрелять всех, кто выскажет хотя бы сочувствие к коммунизму и всему, что с ним связано, можно сжечь всю марксистскую литературу, но коммунизм в разуме и сердцах людей все равно будет возрождаться вновь, вновь и вновь, даже если в какой-то момент на Земле не останется НИ ОДНОГО человека, который назвал бы себя коммунистом.
      Пока есть наука - будут попытки применить диалектико-материалистический, а, значит, марксистский метод для познания общественных процессов и для преобразования  общества на основе справедливости и гуманизма. И пока есть бедные и богатые, бедные всегда будут мечтать о равенстве. Соединение этих двух тенденций (соединение научного социализма с рабочим движением) будет порождать коммунистическое движение вновь и вновь. Тем более, что капитализм - строй по природе своей тупиковый,
 ведущий человечество к гибели, и осознанание этого рано или поздно приведет людей к пониманию того, что только в коммунизме - спасение  Человечества.
      
                Столбун С.В.     январь 2001 г.