Свиток и сапог. Глава 70

Леонид Бликштейн
1. В нескольких предшествующих главах мы с помощью матричного анализа рассматривали различные методы и этапы культурной интенсификации и интериоризации, развития внутренней жизни личности и народа на материалах текстов заключительной трети книги пророка Исайи. Это развитие должно было подготовить переход от ориентации социальной жизни на внешнюю данность к ее ориентации на внутреннюю, глубинную реальность. О таком переходе и идет речь в 51й главе книги Исайи, текст которой я привожу ниже.

1. Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены.
2. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.
3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.
4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
5. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.
6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.
7. Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
8. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое — в роды родов.
9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?
11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.
12. Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,
13. и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?
14. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе.
15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф — имя Его.
16. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ».
17. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.
18. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его за руку из всех сыновей, которых он возрастил.
19. Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? — опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя?
20. Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего.
21. Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.
22. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их,
23. и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих.
(Исаия 51:1-23)

2. В этой главе перед нами радикальное разграничение внешней данности разрушенного города и изгнанного и притесняемого народа с одной стороны и внутренней реальности приближающегося спасения и Божьей правды с другой. Бог через пророка советует своим слушателям не страшиться внешней данности притеснения и разрушения и готовиться к приходу Божественного обновления и утешения.

3. Каким же образом возможен этот поворот жизненной ориентации с внешнего на внутреннее? Что он может означать в терминах динамики идентичности? Присмотримся поближе к этому тексту.

4. Для того чтобы осмыслить его в терминах матрицы идентичности нам нужно будет ввести новые понятия экзистенциальной и субстанциальной конфигурации идентичности. Под экзистенциальной конфигурацией идентичности я здесь имею в виду имеющееся сочетание парадигм, контекстных связок и факторов идентичности, которое определяет собой специфичность именно этой конкретной идентичности, ее актуальную повседневность. Центром экзистенциальной конфигурации является ее средоточие, или же в терминологии библейских авторов сердце.

5. Очевидно что такая экзистенциальная конфигурация в ее наиболее типичном виде очень неустойчива и постоянно подвержена всевозможным изменениям под влиянием тех или иных факторов, связанных с внешней (ситуации) или с внутренней (моментальные настроения) данностью. Ее средоточие, то есть "сердце" также легко соблазняется, ошибается и обманывается о чем в различных библейских сочинениях говорится многократно.

6. Но где то в глубине реальности под этой экзистенциальной конфигурацией существует другая конфигурация идентичности, гораздо более прочная и устойчивая и в силу своего общего характера неподвластная хаотическим колебаниям индивидуального существования. Мы будем называть ее субстанциальной конфигурацией.

7. Вот конкретный пример того как можно понимать такое соотношение. Представьте себе, что вы вешаете фотографию на стену. Сравнительно непрочная фотография сравнима с экзистенциальной конфигурацией, сравнительно более прочная стена с субстанциальной конфигурацией. Их соединяет крючок или гвоздь.

8. В рассматриваемом нами тексте такой скрепительной связью между непорочной хрупкой экзистенциальной конфигурацией идентичности и глубинной субстанциальной конфигурацией идентичности служит религиозное Откровение в форме Закона, дополненного пророческой интерпретацией. Результатом описанных в предшествующих главах усилий в направлении интериоризации и культурной интенсификации является то, что та группа населения к которой в данном случае обращается пророк внутренне отождествляется с религиозным Откровением или иначе говоря имеет его в средоточии своей экзистенциальной конфигурации: это люди "стремящиеся к правде", "знающие правду", "народ, у которого в сердце закон Мой".

9. Но в условиях земной жизни с присущей ей неустойчивостью экзистенциальной конфигурации идентичности истина и справедливость могут иметь значение только в контексте постоянных и сознательных усилий, направленных на то, чтобы переориентировать всю жизнь и в особенности ее средоточие/сердце на внутреннюю реальность, противостоящую господству хаотической, несправедливой, манипулятивной, унизительной и насильственной внешней данности. Об этом и идет речь в рассматриваемой нами главе. В этом и заключается сущность стратегии культурного углубления, интериоризации и интенсификации, которую, как мы видели подробно разрабатывает автор последней трети книги пророка Исайи.

10. Также как Эпиктет, Сенека и Иисус ("не бойтесь убивающих тело души же не могущих убить" Мф 10.38) автор книги Исайи призывает своих слушателей не бояться притеснителей, ведь они всего лишь смертные люди и их власть ограничена пределами внешней данности с ее постоянной изменчивостью. Соответственно по мере того как жизнь постепенно переориентируется на внутреннюю реальность страх вытесняется из средоточия/сердца экзистенциальной конфигурации.

11. Пророк указывает на предстоящие спасительные изменения, на приближающееся освобождение и непосредственное обнаружение Божественной правды, силы и славы. Но неясно каково соотношение внутреннего и внешнего измерения в этих событиях. Интерпретация этих пророчеств Иисусом согласно Евангелию от Луки отдавала предпочтение внутреннему измерению перед внешним: "Не придет Царство Божие внешним образом...Ибо вот Царство Божие внутри вас есть." Лк 17. 20-21. Иными словами не внешним обстоятельствам, а переориентации жизни на внутреннюю реальность и хотя бы частичное соответствие параметрам субстанциальной конфигурации идентичности, в этой интерпретации отводилась решающая роль.

12. Вместе с тем текст книги Исайи указывает на некоторое сближение внутренней реальности и внешней данности внутри приближающихся событий, так что Божественная правда получает всеобщую известность: "суд Мой поставлю во свет для народов".

13. Но зачем вообще все эти усилия, если, как ясно указывается в самом этом тексте земля и небо прейдут и люди вымрут. Зачем в таком случае Бог уделяет такое внимание и придает такое значение этому повороту человечества к внутренней реальности? И как могут вечно сохраниться правда и спасение, если некого судить и некого спасать?

14. Наша задача в этой книге не вдаваться ни в критику, ни в апологетику, а постараться, используя матричный анализ, понять культурную логику религиозных и философских текстов. И в данном случае эта культурная логика приводит к предположению что речь идет о переходе, переносе индивидуальной и коллективной человеческой жизни вместе с достигнутыми результатами (в плане стабильности и устойчивости если не всей экзистенциальной конфигурации, то хотя бы ее средоточия/сердца приобретенной в ходе переориентации на внутреннюю реальность)в иное трансцендентное измерение. Так от дерева, о котором заботились и с которым работали на протяжении жизни, берут плод и семена, или может быть отросток для прививки.

15. А с точки зрения матричного анализа переориентации экзистенциальной конфигурации на внутреннюю реальность и субстанциальную идентичность соответствует максимальная тематизация геометрического средоточия матричного квадрата, т. е. центрального месономного контекстного поля J смысловых взаимодействий, расположенного на пересечении формативной DB и нормативной СА диагоналей, а также центральной вертикальной инструментальной FH и центральной горизонтальной коммуникативной GE осей матрицы идентичности.

16. Ключевая роль этого центрального контекстного поля внутри личной и общественной жизни не является типичной для повседневной данности, она обозначается только в ходе процесса внутреннего центрирования, постепенного совмещения средоточия/сердца экзистенциальной конфигурации с геометрическим центром матрицы, в котором находится это контекстное поле смысловых взаимодействий. Этот процесс центрирования связан также с постепенным возрастанием роли месономного и субстанциального(центрального) опосредования в конструктивном разрешении противоречий личного и общественного экзистенциального кризиса.