2. Чёрная книга Гроссмана и Эренбурга

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Расстрел женщин и детей в Ровенской области 14 октября 1942 г. Пленных женщин сейчас расстреляют. Перед казнью их заставили раздеться до гола. Раздеться заставили и детей, которых некоторые из женщин держат на руках. Сейчас голых женщин и детей ведут к оврагу, где будет проходить казнь. Одна женщина разделась последней и догоняет остальных. Расстрел проводят нацистские приспешники (полицаи).


Широкую известность получила книга «Треблинский ад», открывшая тему Холокоста.

Василий Гроссман был одним из первых, кто написал в сентябре 1944 г. о лагере смерти Треблинка.

И прежде, чем этот очерк вошёл в состав «Чёрной книги», он был опубликован в журнале «Знамя» в 1945 г. под названием «Треблинский ад» и в этом же году издан отдельной брошюрой для использования на Нюрнбергском процессе. По отзывам современников, очерк Гроссмана произвёл потрясение, которое нельзя было передать словами.

В 1946 году в соавторстве с Ильёй Эренбургом им написана «Чёрная книга». В очерке «Убийство евреев в Бердичеве», подготовленном для «Чёрной книги», Гроссман с огромной любовью и чувством скорби описал свой родной город и насильственную смерть его жителей.

В Бердичевском гетто погибла мать писателя.  «Чёрная книга» была опубликована (с купюрами) в Израиле лишь в 1980 году.

С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Льва Толстого и повествующий о Сталинградской битве, после разгромной критики в партийной печати Гроссман вынужден был переработать.

На втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году Александр Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой.

Роман Гроссмана «Жизнь и судьба» носил резко антисталинский характер, и когда редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников обратился к куратору ЦК Поликарпову с просьбой разрешить напечатать роман, тот передал её в КГБ. Все найденные экземпляры рукописи были в 1961 году конфискованы, но, к счастью, рукопись сохранилась, поскольку Гроссман предусмотрел возможность конфискации и передал два экземпляра рукописи «на хранение» верным людям.

В середине 1970-х рукопись романа попала на Запад. Роман был опубликован за рубежом в 1980, а в СССР — в 1988 году.

Вместе с «Жизнью и судьбой» в 1961 году была конфискована и рукопись повести «Всё течёт». Копий у него не сохранилось, и писателю пришлось создать новый вариант повести, который он завершил в 1963 году. Эта повесть была опубликована за рубежом в 1970, а в СССР — в 1989 году. В ней суду подвергается не только сталинское государство, но и неприкасаемый «идол» революции Ленин.

В повести чётко показано, что Сталин был единственно возможным продолжателем «дела» Ленина. Романтик революции Гроссман к этому времени уже понял, что свобода и коммунизм несоединимы.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/17/400