Свиток и сапог. Глава 65

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы начали рассматривать радикальное переосмысление социальной и культурной ситуации и связанное с этим изменение стратегии выхода из экзистенциального общественного кризиса (который,как я уже указывал, был частью первого экзистенциального кризиса древних средиземноморских обществ) в заключительной трети книги пророка Исайи (которая была написана в начале персидской эпохи, во второй половине 6 в. до хр.э. т.е. в период возвращения из Вавилонского плена).

2. Матричный анализ позволяет нам детально проследить различные аспекты этого радикального переосмысления. Прежде всего, как я отметил в прошлой главе, это переход от революционно преобразовательной и разрушительной центральной горизонтальной парадигмы идентичности, которую мы называем неономикой DGA, тематизирующей трансцендентный регион (вдоль левой боковой номотетической вертикали DA) матрицы идентичности, к этономике CEB, симметрично противоположенной центральной горизонтальной парадигме милосердия,сочувствия и сотрудничества,тематизирующей имманентный регион (вдоль правой боковой идиографической вертикали СВ) матрицы идентичности.

3. Кроме того мы обнаружили тематизацию контекстного поля автономной личности С суверенной личностью Бога, использующей нижний горизонтальный прагматический регион матрицы идентичности CD и связанную с этим регионом рыночную,меновую парадигму прециономики СЕН(от лат. pretium цена)для внешнего (выкуп)преодоления отчуждения (контекстное поле "чужих" Е в середине левой вертикальной номотетической линии DA)согрешившего,наказанного и изгнанного народа и перемещения этого народа в центральное нижнее поле Н обьектов/работников/ценностей внутри матрицы идентичности.

4. Однако,как я отметил в прошлой главе, такое перемещение не означало отказа от намеченного в начале книги Исайи (1я глава)проекта трансформации и переориентации основного типа социального поведения с тем, чтобы привести его в соответствие с запросами справедливости и истины (контекстное поле общих принципов А). Просто способы и пути достижения этой цели изменились и усложнились. Был взят курс на а)разграничение (упор на инаковость, несходство божественного и человеческого см. ниже). в)интериоризацию и с) интенсификацию индивидуальной и групповой культуры. Об этом новом подходе и пойдет речь в настоящей главе и в нескольких следующих главах.

Начнем с текста книги Исайи (глава 55я и 56я), обрисовывающего в общих чертах эту новую стратегию.

1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
2. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
3. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
4. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
5. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя.
6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
12. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
13. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
(Исаия 55:1-13)

1. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей.
2. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла.
3. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево».
4. Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, —
5. тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
6. И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7. Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
8. Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.
9. Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.
10. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать.
11. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть;
12. приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше.
(Исаия 56:1-12)

5. Теперь посмотрим как матричный анализ в сочетании с использованием исторической контекстуализации помогает нам раскрыть глубинные смысловые структуры этого текста и их связь с тематическими компонентами проекта Иисуса.

6. Также как и в рассмотренном нами в прошлой главе тексте из 43/44й главы книги Исайи перед нами здесь интересное сочетание центральной горизонтальной этической парадигмы этономики СЕВ (о ней см. выше)и рыночной, меновой парадигмы прециономики СЕН. Обе эти парадигмы имеют общую полугоризонтальную ассоциативную линию СЕ, которая отображает сочувствие и сотрудничество, как в нравственном, так и в деловом контексте рыночной купли/продажи.

7. Также как и в 43/44 главе книги Исайи контекстное поле автономной личности С занято суверенной личностью Бога, который сам или через своего специального представителя выступает здесь в роли Продавца. Этот продавец просит нуждающихся (контекстное поле "чужих" Е) покупать у Него хлеб и молоко (контекстное поле ценностей Н и снабжающая супплементальная угловая диагональ НЕ внутри прециономики СЕН), но не за серебро, а в обмен за внимательное слушание (ассоциативная диагональ СЕ прециономики и этономики): "Жаждущие идите все к водам и т. д.). Ср. восклицание Иисуса в последний седьмой день праздника Кущей/Суккот (Хошана Рабба)в Храме: "...кто жаждет иди ко мне и пей" (Евангелие от Иоанна 7. 37).

8. Речь и в тексте Исайи и в евангельском отрывке идет о внутреннем (интериоризация) духовном познании. Отсылка в обоих случаях (Исайя 55 и Евангелие от Иоанна 7:37-39)на исходный, разобранный нами в прошлой главе текст 43 и 44й главы Исайи и специфически на следующее высказывание: "Ибо я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя Твое и благословение Мое на потомков твоих " (Ис. 44.3)

9. Хошана Рабба считалась границей между летом и зимним дождливым сезоном, когда Бог определяет сколько в данном году прольется дождя (см.статью Хошана Рабба в Электронной Еврейской Энциклопедии)что внутри аграрной экономики в сухом климате Иудеи было крайне важно для выживания населения.

10. От нижней ассоциативной СЕ линии этономики (которая одновременно является верхней линией прециономики) изложение затем переходит к верхней рекогнитивной/признавательной ВЕ линии этономики, которая соответствует седьмому дарительному шагу основного алгоритма идентичности. В тексте Исайи Бог предлагает людям уже не купить, а просто получить от Него в дар подлинное благо, но условием этого также является внимание и слушание.

11. Призыв слушать внимательно (т. е. вдумываться и стараться понять) в тексте повторяется трижды. Очевидно необходимость такого настойчивого повторения обуславливается человеческой склонностью ограничиваться поверхностными данностями. Здесь же речь, по словам Бога, идет о глубинной реальности.

12. Это различие между данностью человеческих помыслов и глубинной реальностью божественных замыслов ясно обозначается (разграничение) в 55. 8-9: " Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути-пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших,и мысли Мои выше мыслей ваших".

13. Таким образом признание этого фундаментального различия определяет необходимость специального усилия с обеих сторон в рамках разграничения, интериоризации и интенсификации, как важнейших аспектов новой динамики внутренней жизни. В матрице идентичности этот упор на внутреннюю жизнь отображается тематизацией центрального субстанциального региона вокруг точки J на пересечении центральной вертикальной инструментальной FH и центральной горизонтальной коммуникативной GE линий матрицы идентичности.

14. Центральная горизонтальная линия матричного квадрата GE (свои/чужие)тематизируется не только внутри преодоления изгнания и отчуждения еврейского народа, но и в контексте обращения к Богу других народов, цитированный выше текст является одним из наиболее ярких выражений религиозного универсализма в пророческих книгах еврейской Библии.

15. Подвергается в этом тексте радикальному переосмыслению и центральная вертикальная инструментальная линия FH, соединяющая субъект власти F в середине верхней "небесной" сигнификативной горизонтали АВ  принципы/формы с нижним контекстным полем Н ценностей и обьектов в середине нижней "земной" репрезентационной горизонтали личность/мир СD.

16. Центральная инструментальная линия FH от субъекта власти F наверху, к ее объектам и производимым ими ценностям Н внизу является центральной линией главной земной рыночно-властной парадигмы эгономики CFD (эта линия разделяет эгономику на две половины: правую сосредоточенную на корыстной выгоде хрематономику CFH и левую, сосредоточенную на беспощадном подавлении и угнетении архономику DFH). Эгономика, точнее связанный с ней тип земной власти в цитированном выше тексте Исайи подвергается острой критике: " Стражи их ... псы жадные душою, не знающие сытости...пастыри бессмысленные, все до последнего смотрят на свою дорогу, каждый на свою корысть...".

17. Этой корыстной эгоистической земной власти в тексте противопоставляется бескорыстное служение божественного слова, опирающегося не на внешнее принуждение, а на внутреннее сочувствие и внимание (см. выше Ис. 55.10-11). Этот фрагмент из 55 й главы Исайи важнейший источник притчи Иисуса о сеятеле и семенах (МФ 13. 3-23), где речь идет о четырех видах слушающих.

18. Движение слова/семени вниз с "небесной" сигнификативной линии АВ вдоль центральной инструментальной линии FH и его последующее возвращение к Богу таким образом определяется не инструментальной динамикой господства/подчинения, а месономной действительностью опосредующего взаимодействия между нижним центральным полем смысловых ориентаций К и верхним центральным месономным контекстным полем смысловых соответствий I ( Блага).

19. О благе упоминается (55.2) и в приведенном выше тексте Исайи, в контексте служения задаче открытия людям доступа к божественному благу рассматривал свою деятельность и сам Иисус. Именно поэтому в евангельском тексте на обращение к нему как благому учителю, то есть источнику блага он дает следующий бескомпромиссный ответ "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19.17).

20. Внимательное, углубленное вслушивание и вдумывание в раскрывающуюся динамику внутренней реальности возможно не в контексте эгономного господства, а лишь в контексте растущей снизу, противопоставленной эгономике и тематизирующей верхнюю горизонталь АВ справедливого/истинного и прекрасного парадигме гипономного АНВ служения. Именно в этом контексте гипономики понимал свою задачу и Сократ в Апологии Платона противопоставляя себя как служителя мудрости (контекстное поле объектов Н ) гордящимся внешним могуществом и властью гражданам блестящих Афин. Центральную роль служения как альтернативы внешнему властному господству старался объяснить своим ученикам и Иисус: "Больший из вас да будет вам слуга:ибо кто возвышает себя тот унижен будет, а кто унижает себя тот возвысится." (Мф 23. 11-12).

21. Таким образом речь у Исайи идет о создании культуры и общества в котором внутренняя жизнь, ориентированная на служение, сотрудничество и самоотдачу, пользуется приоритетом над внешней жизнью с ее погоней за индивидуальными преимуществами, властью и выгодой. Только в таком обществе и в такой культуре коррупция, распад элит, вертикальная консолидация капитала, социальное неравенство и несправедливость могут быть преодолены или во всяком случае ограничены, поскольку они не соответствуют собственной структуре и динамике такого общества, а напротив противоречат ей.