Свиток и сапог. Глава 66

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы начали разбор стратегии интериоризации и культурной интенсификации в заключительной трети книги пророка Исайи. Такая интериоризация начиналась с отказа от того, что можно назвать поклонением данности, фетишизмом очевидности. Поскольку период Нового времени (включая и нашу собственную эпоху)это период широчайшего распространения фетишизма очевидности, как в наиболее утонченных, так и в самых грубых формах (что прекрасно понимал Карл Маркс), эта древняя критика фетишизма заслуживает серьезного внимания.

2. Ниже я привожу относящийся к этой теме текст 44й главы книги пророка Исайи (в синодальном переводе).

9. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
10. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
11. Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены.
12. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает.
13. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме.
14. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его.
15. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.
16. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».
17. А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».
18. Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели.
19. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»
20. Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?»
21. Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня.
22. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя.
23. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле.
24. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю,
25. Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью,
26. Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю»,
27. Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу,
28. Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»
(Исаия 44:9-28)

1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
2. Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;
3. и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
4. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»
10. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?»
11. Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
13. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
14. Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.
15. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
16. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
17. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.
19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.
20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.
21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.
22. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.
23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.
24. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.
25. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.
(Исаия 45:1-25)

3. Здесь, как две тысячи лет спустя у Маркса, упор делается на то, что фетиш, как часть данности, представляет собой результат человеческого труда, является продуктом актуальности, как сферы человеческого действия. В этом плане он оказывается отчужденным и противопоставленным человеку моментом динамики идентичности.

4. В терминах матрицы идентичности можно говорить о нескольких ходах фетишистского алгоритма, на которые указывает автор библейского текста. 1) фрагментономный ход ED в рамках фрагментономной парадигмы идентичности: дерево (контекстное поле "чужих" Е ) срубают, то есть превращают в контролируемое человеком сырье (контекстное поле мира D). 2) аллономный ход DH в рамках аллономной парадигмы ADH, часть дерева потребляют, например используют в качестве топлива, а другую часть как некую ценность (контекстное поле ценностей Н)оставляют в качестве заготовки для производства вещей, включая статуи божеств. 3) проприономный ход HG в рамках проприономной парадигмы идентичности AHG: используя творческие трансформирующие ремесленные навыки с одной стороны (трансформативная диагональ АG)и общие правила и принципы геометрии с другой стороны (регулятивная диагональ АН)ремесленник создает "свое" изделие (контекстное поле "своих" G) в которое он при этом проецирует часть собственной и коллективной психической энергии. На эти три первых хода можно найти более или буквальные указания в вышеприведенном тексте.

5. Далее библейский автор переходит непосредственно к факту контекстной перестановки: неодушевленное изделие оказывается хозяином, а его создатель молящимся просителем/рабом, автор использует литературный прием остранения и тем самым подчеркивает абсурдность ситуации.

6. Постараемся осмыслить, что здесь произошло. Это можно сравнить с возникновением долговой зависимости: заимодавец может получить все свои деньги от платежей должников (деньги как эквивалент коллективной психической энергии, сосредоточенной в данном "идоле"), но индивидуальный должник тем не менее может быть привлечен щедрым авансом и быстро оказаться на положении униженного просителя.

7. Привлекательность идолопоклонства по видимому состояла в том, что "боги"/статуи были тесно зависимы от людей, их психическая энергия искусственно поддерживалась ежедневной процедурой "кормления" и жертвоприношениями. Поэтому личными божествами, можно было манипулировать, например отказывая им во внимании и "еде" если дела у просителя шли неважно. Такое манипулятивное отношение к личным божествам зафиксировано в ряде клинописных текстов из Древней Месопотамии. Иными словами статуи божеств фактически были магическими медиумами и не случайно библейский автор в этой связи упоминает о волшебстве.

8. Такое отношение можно отобразить в матрице парадигмой рыночного взаимодействия сенсономикой GHE. В ходе четвертого сенсономного шага GE фетишистского алгоритма создатель идола (контекстное поле "своих" G)отчуждал его от себя (контекстное поле чужих Е)а затем вступал с ним в "деловые" отношения (контекстное поле ценностей Н).Однако такие деловые отношения не были равными, ведь статуя/божество накапливала коллективную психическую энергию многих поколений и людей,а индивид имел очень ограниченные ресурсы и энергию. Это можно сравнить с отношениями индивида и гигантской корпорации.

9. Неравенство отношений между человеком и божеством уже внутри четвертого горизонтального сенсономномного "делового" этапа этих отношений, где жертвоприношения сравниваются с отдачей денег взаем, хорошо улавливает автор известного вавилонского философского диалога, известного как Разговор господина и раба (перевод Владимира Якобсона).

VIII

"Раб, повинуйся мне!" - "Да, господин мой, да!"
"Поскорее неси мне воду для рук, ее полей мне,
Совершу я жертву своему богу!" -
"Соверши, господин мой, соверши.
Кто свершает жертвы своему богу,
у того хорошо на сердце,
Один заем за другим дает он".
"Нет, раб, не свершу я жертвы!"
"Не свершай, господин мой, не свершай.
Приучишь ли ты своего бога ходить за тобой
как собака,
Раз он требует то обрядов, то послушанья, то еще чего-то!"

IX

"Раб, повинуйся мне!" - "Да, господин мой, да!"
"Давать в рост я буду!" - "Верно, давай,
господин мой, давай.
Кто дает в рост, сохраняет свое, доход же огромен".
"Нет, раб, давать в рост я не буду!"
"Не давай, господин мой, не давай.
Давать в долг - что любить женщину, получать
назад - что порождать детей непутевых.
Люди твое же зерно съедят, а тебя изругают,
И тебя же лишат на твое зерно дохода".


9. В основе этих отношений лежит актуальность, то есть человеческая трудовая деятельность (на актуальность как источник данности идолопоклонства указывает в своем анализе и библейский автор), однако накопление этой актуальности позволяет корпоративной верхушке чувствовать себя господами, данность таким образом порабощает создавшую ее актуальность. В матрице это превращение труда и сделки в отношения господства/подчинения отображается пятым шагом фетишистского алгоритма переходом от горизонтальной сенсономики GHE к вертикальной преферономике FGH и властно/рыночной эпиномике/эгономике CFD, где создавший идола человек в свою очередь оказывается беспомощным рабом (контекстное поле обьектов/ценностей Н ) воплощенного в статуе грозного и властного всесильного божества (контекстное поле субьекта власти F). Сама статуя в этой связи идеализируется как воплощение энергий неба и земли.

10. Вот поэтическое описание такой статуи из речи владыки богов в вавилонской поэме о воителе Эрре (перевод Владимира Якобсона).

Что до дела, о коем сказал ты, воитель Эрра,-
Где же камень-дерево, плоть богов, украшенье царя вселенной,
Чистое дерево, высокий герой, достойный власти,
Что средь моря широкого на сто поприщ воды простирает корни до преисподней
А вершину вздымает до неба Ану?
Где блестящий лазоревый камень, что я изберу для тиары?
Где Нинильду, великий резчик, воплотитель моей небесности,
Обладатель златого резца, знаток искусства, которое он как день просветляет,
К моим стопам заставляет склониться?
Где Гушкинбанда, творец богов и людей, чьи чистые руки?
Где Нинагаль, обладатель молота и наковальни,
Кто твердую медь жует, словно кожу, вещей созидатель?
Где отборные камни, порожденье широкого моря, украшенье тиары?
Где семь мастеров из Бездны, священные рыбы "пураду"
Чья премудрость, как Эйа, владыка их, совершенна, очистители моего тела?"

11. Однако противоречие между реальным происхождением статуи,как продукта человеческого труда (на что указывается в книге Исайи), и ее высоким религиозным статусом не давало покоя самим вавилонянам, на что указывает например следующий вавилонский ритуал.

12. После изготовления статуи, орудия труда зашивали в шкуру и бросали в воду, стихию покровителя ремесла бога Эа, связанные кисти рук ремесленников символически отрубали деревянным мечом, а их самих заставляли приносить клятву что создавая статую они действовали по внушению божества.

13. Такая манипуляция должна была представить часть данности (статую) как воплощение божественной реальности, скрыв ее подлинное происхождение, как продукта/результата трудовой человеческой актуальности. Эта подмена реальности данностью, внутреннего внешним, превращение религии и государства в маску для господства властных выгодополучателей, обладателей (но не создателей!)культурного
и социального капитала лежит в основе экзистенциальных общественных кризисов.

14. Внутри таких кризисов культ успеха, результатов, эффективности, права силы вместо силы права сопровождается презрением к самой актуальности и ее носителям, простым труженикам. Данность этим презрением демонстрирует свою независимость от трудовой актуальности, и тем самым старается обосновать свои претензии на то, чтобы быть воплощением и выражением глубинной реальности.

15. Так в нашу эпоху восьмого экзистенциального кризиса хреономный ВЕН и проприономный AGH промышленный и торговый капитал, глубоко связанный с трудовой актуальностью и зависимый от благополучия общества уступает место преферономному GFH финансовому и бюрократическому капиталу, для которого источником дохода является не общество, а доступ к привилегиям власти (позиционная линия GF преферономики, связывающая контекстное поле "своих" G с контекстным полем субъекта власти F )и к продукции печатного станка (селективная/избирательная линия НG преферономики, связывающая контекстное поле ценностей Н и контекстное поле "своих" G).

16. В наше время целью сосредоточенных на манипуляции внешней данностью властных групп порой оказывается сохранение власти любой ценой, даже ценой разрушения обществ (включая и собственное общество) например в результате внутренних и международных войн и переворотов и т. п. В той же поэме о воителе Эрре произвольное разрушение людей и человеческого общества описывается как необходимый атрибут божественной власти.

Семь богов она породила, он нарек их Сибитти.
Пред ним они встали, он назначил им судьбы.
Одного он призвал и дает повеленье:
"Где б ни буйствовал ты, соперника не встретишь!"
Молвит он второму: "Как огнь сожигай, полыхай, как пламя!"
Третьего заклинает: "Уподобься льву, тебя узревший да сгинет!"
Четвертому молвит: "От взмаха твоего оружья гора пусть рухнет!"
Пятому молвит: "Дуй, словно ветер, возмути всю землю!"
Шестому велит: "Рази налево и направо, никого не милуй!"
Седьмого змеиным ядом снабдил: "Истребляй живущих!"
Как назначил судьбы всем Сибитти Ану,
Эрре, воителю богов, он их отдал: "Пусть идут с тобой рядом.
Когда надоест тебе человеческий гомон
И ты пожелаешь свершить расправу,
Перебить черноголовых и стада Шаккана, -
Да станут они твоим грозным оружьем, да идут с тобой рядом!"
Они свирепы, их оружье подъято,

17. Произвольное уничтожение людей, просто от того что производимый ими шум становится помехой, это разумеется крайний случай. Но если они по тем или иным, не важно каким причинам не повинуются властному божеству, такое уничтожение предписывается божеством и приводится в исполнение неистовым воителем Эррой.

Ишум услышал такие речи,
Состраданьем охвачен, он молвит воителю Эрре:
"Владыка, зачем на богов ты злое замыслил.
На погибель страны, на людей истребленье безвозвратно ль ты злое замыслил?"
Эрра уста отверз и вещает,
Советнику Ишуму так говорит он:
"Внемли, о Ишум, речь мою слушай,
Обо всех живущих, кому просишь пощады,
О предводитель богов, чьи советы ко благу!
Я на небе тур и лев на земле я,
В мире я царь, средь богов я грозен.
Средь Игигов отважен, среди Ануннаков всесилен,
Для гор - таран, для дичи - охотник,
В тростниках я огонь, в лесу я секира, в походе - знамя.
Я вею, как ветер, гремлю грозою,
Как солнце озираю окружность вселенной,
В степь выхожу я диким муфлоном, брожу по пустыням, не строю жилища.
Все боги боятся схватки со мною,
Но черноголовые люди мною пренебрегают!
Поелику они не страшились моей славы,
И Мардука слово отвергли, поступали по своей воле,
Сам я сделаю гневным Мардука, государя, подыму его из жилища, людей ниспровергну!"…

18. В политеистических религиях древнего Ближнего Востока безусловно можно найти не только инструментальный культ власти и силы любой ценой, но и призывы к справедливости, состраданию и праведному поведению. Но насколько эти призывы соответствовали культурной структуре самих этих религий, в которой было очень сильно влияние инструментальных аспектов (предсказания, магия, идолопоклонство)? В этих условиях культ вертикальной власти любой ценой вне зависимости от горизонтальных этических параметров мог получить значительное развитие и легко оправдывать неограниченное насилие и разрушение.

19. Мы не видим здесь описанных в пророческих книгах Библии усилий обьяснить ситуацию и убедить грешников, постоянных отлагательств, предложений исправиться и периодических отмен обещанных пророками наказаний (о  таких отменах специально упоминается в книге Исайи), которые приводили в отчаяние пророка Иону,когда его проповедь в столице Ассирии Ниневии оказалась неожиданно успешной и привела к очередной отмене предвозвещенной кары.

20. Это отсутствие этических параметров в структуре идолопоклонства, как такового отмечается и в Новом Завете, где предложение дьявола Иисусу носит характер сенсономной и преферономной сделки ради приобретения эгономной власти.

8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(Мф 4:8-10)

21. Еще конкретнее критика манипуляции данностями,как утонченной формы идолопоклонства, выражается в параллельном месте Евангелия от Луки, где дьявол утверждает что "слава" (кульминация данности)эгономной власти "дана" ему, т.е. относится к его сфере полномочий:

5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
(Лк 4:5-8)

22. Отказываясь стать манипулятивным царственным выгодополучателем в контексте эгономной парадигмы идентичности CFD и выбирая тяжкий путь труда и служения Богу и людям в контексте модифицированной гипономики AHB(ср. Сократ), где больший призван служить меньшему, Иисус ориентируется на иного, живого Бога, который сам активно действует в природе и в истории и не нуждается ни в статуях, ни в "кормлении", ни в жертвоприношениях. Этот Бог ищет от людей прежде всего реализации истины, справедливости и милосердия.