Окна. 4. Мыслить как он

Анна Филимонова
Когда они выходили гулять, Савва людей сторонился, мог подолгу наблюдать за играми других детей, однако не участвовал в них.

Но, словно зачарованный, он смотрел на весеннее небо, на облака, на распускающуюся нежную листву деревьев.

Особенно они любили гулять в парке, где Савва словно оживал, начинал носиться по дорожкам и траве и даже улыбался. Он с нескрываемым интересом рассматривал каждый весенний цветок, но больше всего ему нравилось наблюдать за муравьями.

Он присаживался на корточки перед муравейником и следил за их на первый взгляд хаотичной, но в сущности упорядоченной и целенаправленной суетой.

- В детстве я тоже любила наблюдать за муравьями, - говорила ему Ангелина, - меня всегда удивляло, насколько слаженно они работают. В этом большом муравейнике миллионы муравьёв живут и действуют, как единый организм. Можно сказать, что у них коллективный разум. Каждый из них выполняет свою функцию, являясь частью единого целого. Главное для них - это семья. А все муравьи в этом муравейнике и являются большой семьёй. Представь, что это многомиллионный мегаполис, огромный многоуровневый город. И каждый в этом городе знает своё предназначение и следует ему в интересах своей семьи, своего вида, при этом слаженно действуя со всеми остальными жителями мегаполиса. Если что-то происходит, они готовы пожертвовать собой ради семьи. Наверное, в них мало индивидуальности, и всё же людям есть, чему у них поучиться, правда?

Она давно уже перестала разговаривать с ним, как с маленьким ребёнком, причём это произошло как-то само собой. Более того, Ангелина не раз замечала, что с ним она может говорить так, как получается говорить не с каждым взрослым.

Савва поднялся с колен, подошёл к ней и впервые сам взял её за руку.



- Вы принесли мне его рисунки?

- Да, доктор, как и обещала, - Ангелина протянула пожилому врачу объёмную папку, - здесь около тридцати штук, но, разумеется, это далеко не все его рисунки.

- Что ж, посмотрим.

Доктор открыл папку и долго разглядывал её содержимое, один за другим вкладывая рисунки на стол.

- Моё предположение подтвердилось, - сказал он после некоторого раздумья, - ваш мальчик мыслит образами, и рисунки - один из способов его общения с миром. Вот посмотрите...

Врач протянул Ангелине рисунок, где было изображено грозовое небо с молниями.

- Как вы думаете, что здесь нарисовано? Вероятнее всего, это какая-либо угроза, связанная с его ощущением внешнего мира. А что вы скажете об этом?

Он показал другой рисунок, где нежный лотос с почти прозрачными лепестками покоился на синей глади воды.

- Возможно, это его ощущение умиротворения, которое он испытывает при общении с природой.

Врач на минуту задумался.

- Может быть, я и ошибаюсь, и малыш вкладывает в свои рисунки совершенно иной смысл. Но несомненно одно - у него развитое визуальное мышление. Используйте это в общении с ним. Соберите все его рисунки и составьте некий словарь. Спрашивайте его, что он имеет в виду, рисуя ту или иную картину. Подписывайте его рисунки тем словом, с которым он согласится, держите их всегда на виду. И впоследствии, когда вы спросите его о чём-то, он может вам показать нужный рисунок, а вы сразу поймёте, что у него на душе.