Норвегия. Расследование продолжится

Борис Готман
   Boris Gotman,Ph.D

   Когда мы были в Осло первый раз, знаменитые "Опустевшие Стулья" на набережной – Памятник жертвам Холокоста  нам показали из окон автобуса, проезжавшего мимо крепости Акерсхус, причём с некоторым опозданием –  автобус уже миновал крепостную стену.

   В свой следующий приезд мы пошли туда пешком с противоположной стороны - от ратуши к входу в крепость со стороны набережной.
 
   Мы шли вдоль причалов, разглядывая боевые корабли норвежских и датских ВМС, ошвартованные там и открытые для всех желающих подняться на борт.
 
   Глядя на корабли непривычных очертаний, мы не увидели сразу скульптурную группу, к которой приближались.

   А когда, наконец, подошли почти вплотную к композиции, изображавшей полуодетую женщину с длинными растрёпанными волосами со следами копоти, с грудным ребёнком в одной руке и  тянущей второй рукой маленького мальчика, который упирается и не хочет идти, пока не подберёт выпавшего у него медвежонка, решили, что это часть мемориала жертвам Холокоста.
 
   Решили так, потому что видели раньше скорбные произведения, которые несколько напоминал этот бронзовый памятник, расположенный рядом с "Опустевшими Стульями".
 
   Однако переведя взгляд на памятную доску, привинченную к скале под стенами старинной крепости, поняли, что ошиблись. 

   В центре было отлито:
                "Звезда Скандинавии.
                Те, кто потерял жизнь".

   Под этими надписями – столбцы с фамилиями погибших.

   Слева от списка погибших отлиты в бронзе на норвежском и английском языках три предложения:

  "Факты о трагедии.

   Пассажиры  "Звезда Скандинавии" сгорели ночью в апреле 1990 года.

   Этот мемориал в память о каждом из тех 159 человек, кто погиб в стихийном бедствии".
   
   Тогда мы вспомнили, что слышали вскользь об этой трагедии, произошедшей ровно через год после гибели во время выполнения секретного задания у берегов Норвегии советской атомной подлодки  К – 278 "Комсомолец". Которая так и осталась на дне Норвежского моря с заглушенной ядерной силовой установкой, с боевыми торпедами и ракетами с ядерными боеголовками...
 
   По стечению обстоятельств обе трагедии случились 7 апреля.
 
   В обоих случаях на судах были новые экипажи: подменный 604-ый экипаж на "Комсомольце" и только-только набранный в нескольких азиатских странах экипаж на "Звезде Скандинавии".
 
   В обоих случаях на судах произошли пожары.
 
   В обоих случаях, по официальным заявлениям, точно установить причину пожаров не удалось.
 
   И в обоих случаях экипажи допустили роковые ошибки и промедления.
 
   О техническом состоянии "Комсомольца", самой глубоководной советской лодки, установившей мировой рекорд глубины погружения – более километра (!) - мне не известно.

   А вот  выписки из  протоколов расследования пожара на "Скандинавской Звезде"  я читал в переводе с норвежского с помощью ГУГЛ.

   Конечно, если бы мне не пришлось достаточно серьёзно заниматься вопросами пожарной безопасности крупных общественных зданий, я бы из этих бумаг мало что понял.
 
   В частности, в качестве итогового резюме написано, что почти всё, связаное с безопасностью людей, запроектировано и сделано в соответствии с нормами, оборудование во время пожара работало с общей оценкой "удовлетворительно".

   Но дальше перечисляются всякие "за исключением".

   Приведу примеры этих исключений. Сразу поясню, что записано это не всегда так, как публикую я. Просто я сразу "перевожу" названия материалов и дефектов в их влияние на результаты трагедии.

   Часть лестниц и коридоров были запутаны и не имели чётко различимых знаков  маршрута эвакуации и понятно обозначенных аварийных выходов.
 
   Отделочные материалы огнезащитных перегородок  при возгорании выделяли сильнодействующие ядовитые вещества. В частности, сцена, представленная в композиции памятника, в тех условиях была бы невозможна: через 30 секунд вдыхания цианидов, выделявшихся отделкой перегородок, наступает потеря сознания, а через минуту – смерть.
 
   Эти материалы горят без видимого пламени, не впитывают воду при её использовании для пожаротушения, поэтому после мнимого гашения могут вспыхнуть снова, что и имело место.
 
   Часть дымозащитных дверей остались открытыми или полуоткрытыми. Причём открытыми остались те двери, через которые мощный приток воздуха способствовал быстрому распространению огня.

   На "Звезде" не было автоматической системы пожаротушения. Системы, дистанционно включаемые с мостика, вовремя не были задействованы.
 
   В спринклерной системе пожаротушения при расследовании обнаружили ржавчину. Это значит, что вода не поступала в разбрызгивающие головки.

   Система вентиляции не создала избыточное давление в каютах, которое предотвратило бы попадание в них продуктов горения.

   Динамики тревожного оповещения во многих каютах работали слишком тихо.
   
   Инструкций, как действовать в случае пожара, на норвежском языке не было вообще.
 
   С экипажем не было проведено ни одной учебной пожарной тревоги.

   Можно продолжить список дефектов и упущений.

   Надо только сказать, что злополучное судно подозрительно часто меняло владельцев. Настоящего последнего владельца так и не установили, вину на себя принял "директор Фунт".

   С самого начала подозревали, что причиной пожара стал поджог. Полиция даже "назначила" виновного, назвав его "пироманьяком".  Подозреваемый погиб в пожаре – очень удобно для закрытия дела.
 
   Но были специалисты, которые считали, что очагов было несколько, причём в разных местах, доступных только экипажу. И поджигатели были подозрительно хорошо знакомы с системами корабля.

   Тогда к их мнению не прислушались. Но родственники погибших на "Звезде" пассажиров создали инициативную группу и наняли частных детективов, сумевших найти новые данные о причинах пожара.

   Кстати, одним из вопросов остаётся и то, откуда родственникам погибших стали известны некоторые неопубликованные детали поджогов.
 
   В результате в 2015 году стортинг (норвежский парламент) назначил комиссию для нового  расследования, результты которого должны быть переданы в парламент в 2017 году.