Отшельник Шулдана

Странница Любовь
Из цикла "По Крыму с Любовью"
***
-Да, вы правы, это удивительное место! – раздался  низкий с хрипотцой голос  у меня за спиной, словно прочитав мои мысли… или я не заметила, как запричитала от восторга…  стоя на краю скалы, обомлев от красоты, открывающейся с Шулдана панорамой… Кто здесь? Ведь пока я поднималась, а кое-где и ползла по отвесной стене, а потом взбиралась по шаткой, готовой грохнуться со скалы лестнице, никто не встретился на моем пути… и тут,  на вершине,  ни одной живой души  не было! Я обернулась… никого… горное плато на скале, заросли кустарника, цветущие дички… Глюк, что ли? И я снова вернулась к созерцанию  мира подо мной… Внизу, в Шульской долине, откуда я поднялась, все казалось с высоты плато крошечным, словно игрушечным… долина, лес, горы обрамляющие долину, дорога бегущая в еще неизведанные мною места… Я  созерцала  мир, в котором я была совсем недавно … Вообще вся эта скала - монастырь… Да, да – монастырь! А переводится Шулдан, как «отдающий эхо». Это такой христианский культовый комплекс в скале в несколько ярусов. Главный храм  находится в низу, в первом ярусе, это прямоугольный зал с подковообразной алтарной частью.  Когда-то стены храма были сплошь расписаны фресками, а сейчас остались только обрывки росписей, время не щадило эти места, то византийцы, то турки, то еще какая напасть… С севера храма часовня с неправильной формы, как была пещера, так ее и оставили, а с юга – крещальня, это где крестят... Вторая церковь находится на втором ярусе. Она тоже неправильной формы, поскольку ее так же возводили, используя природную пещеру. Монахи восстанавливают монастырь, проводят службы… А выше, на самом плато возведена башня-часовня. Золотым блеском купола она показывает место расположения монастыря и хорошо видна из долины. Попасть на плато к башне от монастыря можно по лестнице, что я и сделала.
-Созерцание, хорошая практика! – продолжил все тот же загадочный  голос.
-Да, я не зря сюда поднялась… - не оборачиваясь, я решила  поддержать разговор с глюком.
-Идите сюда, тут очень благостное место и вид отсюда иной.
Я  обернулась… на каменных ступенях плато в позе лотоса, сидел молодой человек с длинными, черными, словно смоль,  распущенными волосами, с голым торсом и шортах. Его шею, грудь и запястья рук украшали амулеты, бусы, браслеты  типа «фенечки», так у нас называют плетенные вручную браслеты.
 Нас разделяла пустота… в этом месте скала была разделена провалом… я стояла на выдающейся части скалы, уходящей вперед, где была возведена эта башня-часовня…а мой собеседник, расположился на каменных ступенях, которые словно амфитеатр, спускающийся к обрыву. Камни, вырезанные из этого «амфитеатра», думаю,  послужили строительным материалом для сооружения башни, с позолоченным куполом, сверкающем с высоты Шулдана.
- А вы местный абориген? – спросила я, пытаясь подойти по краю скалы к молодому человеку. Он указал на место неподалеку от себя, где я и расположилась.
- Можно и так сказать… – ответил он, не отрывая взгляда от горизонта…
Да, с этого места, где мы находились,  мир под нами выглядел действительно  иначе… иные краски, другое освещение? Изумрудные леса покрывали огромную территорию долины, деревья взбирались на холмы и спускались в низины… а дальше… по  всему горизонту тянулись синие-синие горные хребты… даже дыхание перехватило от восторга…
- Потрясающе! –  выдохнула я…
- Представляете, какой тут закат? А рассвет?  Вот уже десяток лет я встречаю и провожаю с этого места солнце…
Я перевела изумленный взгляд на отшельника (как я его окрестила) ведь по внешнему его виду, дала бы ему самое большое лет двадцать пять…
- Десять лет? – высказала я свое изумление, но о возрасте решила не спрашивать… и вдруг выпалила – А что вы едите?
Этот вопрос просто слетел с языка. Ведь если этот человек находится в таком месте десяток лет…  конечно место не безлюдное,  в Крыму везде туристы снуют… вот и я сейчас вторгаюсь в Мир этого отшельника… но он же человек? Он же должен добывать пропитание, что бы прожить… а добывать пропитание сидя в позе лотоса нереально…
- Это волнует вас, но не волнует меня… вы, думаете, зачем вы здесь?
Вдруг вспомнилось, что у меня в рюкзаке лежит пакетик с фруктово-ореховой смесью. Я достала свою заначку и протянула отшельнику, предложив угощаться. Тот взял пакет и медленно с наслаждением начал есть содержимое.
- Спасибо, добрая женщина! Вот так и живем…
Ого! Это что? Пропитание все десять лет к нему само пыхтит-лезет в гору? Однако...
- Так вы не один здесь?
- Монахи живут обособленно, я иногда общаюсь с Владимиром,  он ниже живет. Когда поднимались сюда, видели келью в скале?
Да, действительно на обрывистой скале есть пещера, и даже окно со стеклами и труба от буржуйки торчит из каменой стены. А к пещере  ведет такой мосточек из сомнительных жердей, я проходила по этим скрипучим, вибрирующим под тобой жердям к прикрытой жердяной калиткой пещере, звала, звала… но никто не откликнулся.
- Да, я подходила, но там никто не отозвался…
- Если он молится, то не дозовётесь, нужно подождать…
- А вы, тоже молитесь?
- Можно и так сказать… 
- Простите за любопытство, а вы какого вероисповедания?
 Я бесцеремонно разглядывала  амулеты на его шее, пытаясь понять… христианин?...нет… буддист?... нет...
- А что надо обязательно относить себя к какой либо религии, что бы встречать здесь рассветы, провожать закаты и благодарить Бога за эту благодать?
- Конечно, нет… я сама позиционирую себя, как человека вне религий, но верю в единого Бога…для меня храм божий вот в таких местах…
- Значит мы одной веры. Оставайтесь в нашем храме, сегодня будет дивный закат, а утром вы увидите рождение нового мира… тут поистине благостно и Бог ближе…
И я осталась…
***
Если вам доведется побывать на Шулдане, идите туда с палаткой. Такого заката и такого рассвета вы не увидите нигде! А Бог там и правда ближе и он общается с нами… только надо распахнуть ему навстречу душу и впустить туда любовь.