Пламенные объятия государства с бизнесом

Валерий Казанцев
Для того чтобы объективно нарисовать картину взаимодействия государства и бизнеса и абстрагироваться от идеологической, а значит предвзятой трактовки, данной темы, необходимо как минимум рассматривать ее через призму обывательского взгляда. У нас такой подход принято назвать гласом народа, что по всем признакам математической формулировки можно обозначить исключительно аксиомой, которая, как известно со школьной скамьи, не требует доказательств. В отличии, между прочим, от официальной (цензурной) трактовки, опирающейся на некую статистику (а кто ее будет проверять то?!), здесь все понятно и без рейтинговых агентств, которые, как опять же хорошо всем известно, в этой игре занимают строго регламентированные (ясно кем!) позиции. И в этой-то как раз трактовке народонаселению пытаются навязать свой взгляд сверху, что естественно требует неких доказательств. И вот внимание - сам факт попытки обосновать что-то уже наталкивает на мысль о небезупречности данной позиции.

Итак, модель связки «государство-бизнес» известна нам уже давно и имеет западные корни. Как и любой плагиат, который хочется выдать за свою идею, эта правда нынешней жизни – взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса (можно и перефраз употребить про «мента» и «бандоса» из эпических девяностых) - имеет некие национальные особенности. И в нашей стране, которая привычно разыгрывает карту «русский путь» (можно и на российский заменить, ведь мы все россияне по-ельцински), импортное происхождение дружбы государства (чиновников) и коммерции (предпринимателей) как-то само собой перестало восприниматься сегодня тем, что еще недавно было «из ряда вон». Но у «матрасов» это заняло два столетия, а у шустрых россиян всего-то два десятка лет, что, конечно же, похвально, так как красноречиво говорит о высоком уровне адаптации к внешним условиям. Однако есть вопросы….

Насколько эта связка эффективно работает? Все ли довольны таким раскладом? Есть ли сегодня альтернатива этому «уникальному» содружеству? Вот и попытаемся ответить на эти злободневные вопросы в данном эссе, опираясь исключительно на взгляд, как говорится, снизу. Начнем по порядку. Эффективность государства и бизнеса можно определить (помним про призму обывателя) через качество жизни «простых» людей. А что можно сказать в данной связи конкретного?! Сравнивать можно с «совком» и «допутинской демократией», например. Несмотря на то, что лично я жил при пролетарской гегемонии и в условиях гражданской войны (девяностые годы ХХ века) значительно лучше, чем сейчас, должен признать, что движение вперед имеет место быть. То есть, в стране родился и пытается выжить тот собственно средний класс, на который по всем приметам и должно опираться государство. Это та часть населения страны, которой работу дает крупный и средний бизнес, а социальную и прочую защиту предоставляет государство. Последнее об этом очень много говорит и даже предпринимает некие действия, силу которых можно достоверно определить как исключительно слабую.

Итак, отвечая на первый по релевантности вопрос про эффективность, можно сказать только то, что она есть. То есть, ясно, что вся экономика страны развивается не абсолютно из-за грамотных действий известных государственных деятелей, а в основном по причине готовности, в первую очередь, крупного бизнеса выйти из «зоны тени» и инвестировать самого себя. Повторюсь, что только собственный российский бизнес может существенным образом повлиять на экономику страны, а не международные финансовые организации, на что очевидно указывают примеры развитых мировых держав и, в первую очередь, США. Но, как и любая прочая модель, данный пример сотрудничества власти и коммерции в наших условиях имеет свои уникальные особенности. А потому вся система данных взаимоотношений, опирающаяся в основном на выстроенную законодательную базу, должна учитывать массу нюансов, на которую как раз-то зачастую и не хватает мудрости у ответственных за это «слуг народа». Об этом красноречиво говорят общеизвестные факты. Самое очевидное – перекос экономики в сырьевую область и «пробуксовывание» всех без исключения социальных проектов в национальном масштабе.

Итак, эффективность низкая. Значит, пламенные объятия государства и бизнеса имеют массу недоработок. Государство лукавит, а бизнес боится быть полностью открытым? В данной формуле взаимоотношений всего два участника, так что любому желающему разобраться в тематической ситуации становится все понятно и без глубокого анализа. Далее хочется понять про удовлетворение всего народонаселения страны внутренней политикой государства, которая, как мы уже обозначили здесь, опирается по факту на крупные монополии (они же корпорации), а декларируется как защищающая интересы малого и среднего бизнеса. Совершенно очевидно, что до оваций очень далеко, и мы скатились опять чуть ли не к начальной точке исторического миллениума.

Ясно, что два мощных кризиса, следующих друг за другом, очень серьезно подорвали экономическое состояние нашей страны (объективная данность), но все-таки такие события нужно переживать (экономический аспект) с большей легкостью. Ведь Россия, хоть и постоянно говорит о своих скромных международных амбициях, не может считаться ровней Вьетнаму, например, или той же Украине. Наша страна настолько мощно ассимилирована в мировую экономику, что можно с уверенностью сказать про то, что, к примеру, изоляция даже Великобритании была бы не так сильно заметна в мировом масштабе, тогда как от российской блокады «вздрогнула» вся планета. Важно понимать, что не только мы страдаем от текущей «матрасной» политики, но и очень многие участники международных отношений. Так что, временный характер этих трудностей в силу их объективной несостоятельности (искусственно созданные известными силами) очевиден.

Небольшое отступление от темы данного эссе было необходимо, потому что недовольство населения страны экономическими трудностями некоторые деятели пытаются выдать исключительно в рамках международных событий, тогда как не стоит забывать и о совершенно очевидном акцентировании государственных ресурсов в сторону крупного бизнеса. А это, как всем очевидно, не может не отражаться в негативном виде на «простом» народе. Автор не агитирует за «драконовские» меры, которые могут привести к ситуации по «эмиграции» капитала. Кстати, эмиграция населения-то налицо. Вторая волна ее с момента крушения социализма в нашей стране явно говорит о том, что у нас сегодня много недовольных. А в таких случаях речь в первую очередь идет об эффективности экономики, между прочим. И эмигрирует в массовом масштабе именно средний класс. Другими явными показателями ухудшения экономического состояния основной части населения страны являются все базовые показатели: среднестатистический уровень потребительской корзины (покупательская способность), снижение количества вкладов населения в банковскую систему и т. д. Таким образом, народ не доволен текущим положением (в том числе и вышеозначенными пламенными объятиями государства и бизнеса).

И последнее – про альтернативные условия сложившимся. Мы – не «матрасники»! А потому их модель не может для нас являться безоговорочно приемлемой во всех деталях. Значит, нужно более тщательно проработать механизм взаимоотношений. Ведь очевидно, что неуязвимость любой системы должна опираться на объективные условия. А о какой объективности можно говорить, если в нашем случае вся экономика страны ориентирована на несколько сотен олигархических компаний?! Во-первых, налицо выпячивание корпоративных интересов. А во-вторых и последующих, имеется существенное конфликтное напряжение (и оно только растет), которое можно рассматривать как непримиримое противоречие между государством и населением страны. Эти «недоразумения» несложно устранить. Для этого нужно лишь учесть интересы малого и среднего бизнеса не на словах, а на деле! Это позволит не только устранить негативные тенденции в экономике, но и создаст новый толчок для динамичного развития. Как и всегда, все правильное – очень простое.