Благоуханный белорозовый Восток в апреле 65го

Людмила Корина
Людмила Корина Записки переводчицы Интуриста

Ташкент . Чайхана. Апрельская теплота ещё не стала жарой. Белорозовое цветение деревьев -кипень садов на фоне голубого безоблачного неба.
На веранде постелен чистый ковёр.Поджав ноги по - узбекски, рассаживается группа молодых американцев.Гид приносит и разливает из чайников зелёный чай.
Завсегдатаи чайханы уже знают кто эти молодые, но не уходят. “Смотри, белые какие...солнца боятся, худые”.
Американцы слышат эти слова .В ответ говорят по-русски.Это не удивляет местных. А гости продолжают между собой по-английски :”Смотри, наблюдают за нами, будто мы звери диковинные”.

И вправду двадцать высоких бледнолицых в очках выглядят необычно в кругу загорелых темнолицых узбеков.
Слышны реплики с их стороны :”А садись так(показывает), это просто”. Скрестил ноги , сел и встал легко, не изменив положения ног.
Гид поясняет  местный обычай :”Чем меньше чаинок в чае после заварки, тем больше уважения к гостю” и прикладывает руку к сердцу. Студент переводит это своей жене на английский.

”Я из Невады, там  где Лас-Вегас”,- говорит он круглолицей переводчице в тюбетейке.”Развод в две недели ?””Да, только в нашем штате”.
“Как, вкусный чай ?”- спрашивает гид. “Очень.Вы его здесь выращиваете ?” “Нет, импортируем.От  умения заваривать вкус зависит”.

Группа сидит разувшись, туфли сняли при входе. Невдалеке перед чайханой речка.На том берегу раздаётся детский плач.Виден  дом, в саду мать с детской коляской.
Рядом с этой террасой - другая. Группа узбеков сидят на ковре.Двое играют в карты. Узбеки едят шурпу, которую приготовили сами.При входе стоит  большая миска, в ней мясо для шашлыка.На столе блюдо с тонко нарезанными огурцами и луком.Группа  местных держится с достоинством.Гид попросил по-узбекски старшего, можно ли их сфотографировать.Тот спокойно кивнул.

“Т-е-е”- заблеяла овца. “Т-е-е тебе”- передразнил её долговязый американец.Переводчица и гид посмотрели друг на друга и засмеялись.
Кто-то из местных говорит, показывая на переводчицу :”А эту рыженькую не увозите, здесь оставьте”.Гид :”Она тоже из Сан-Франциско”.”Нет, чужая она им всё-таки”- заключают узбеки.

Гид говорит американцам :”У эмира бухарского было триста жён, а законом всем остальным разрешалось иметь 3-4- жены. Муж хлопает в ладоши, и жена должна понять, что он хочет”.
“Как это ?”- переспрашивает студент. Гид показывает - два коротких хлопка. “Нужно будет попробовать так с моей женой”-решает один.”Попробуй, она тебе ответит тоже двумя- пощёчинами по щекам.Теперь и с одной женой не справишься, а то - три или триста”.

“Они тебя чужой среди американцев назвали. Скажи, как будет по-английски “притягательная, влекущая”- appealing ?”-говорит гид девушке
“Эффи, кажется идёт дождь”- замечает молодая жена  мужу.”Дождь ? Не знаю. Нас учили в институте, что здесь дождей не бывает”.

БУХАРА

15  апреля.Авиценна ибн Сина, 10й век, 450 томов,дошли 150.До 23х лет жил в Бухаре, бежал.От его имени -слово медицина.Математика с тех пор недалеко ушла.Источники воды с йодом излечивали бездетных женщин.Однако не лишним был контакт со здоровыми  мужчинами.

Иногда помогало.После нашествия Чингисхана остался один минарет и одна мечеть.Город сдался, 300 стрелочников закрылись в крепости,пали после 20 дней сражения с 55 - тысячной армией.Оставшиеся в живых сожгли себя на костре.”Этот город ослепляет мне глаза”- сказал завоеватель и приказал разрушить всё, оставив главный минарет в дар потомкам. 45-метровой высоты,15-метровый фундамент, он не пошатнулся, не осел за 12 веков.250 мулл с других минаретов вторили основному, этому. Создатель минарета захоронен в радиусе 15 метров.Плита вверху прикреплена смельчаком, который взобрался  вверх босым.

В тюрьму сажали пожизненно, за неуплату долгов.Однажды в яму смерти посадили двух англичан из посольства.Они подкупили стражу и одному удалось бежать.Второго заставили написать ему письмо.Беглец вернулся и казнили обоих.
Спят на плоских крышах домов.Глину для построек привозят из Самарканда.Почва Бухары - плодородный ил.Таджикский язык родствен  персидскому, а он в свою очередь - язык поэзии, благозвучный.

Эмир бежал, забрав золото, по потайному ходу, который не нашли.Свастика встречается в орнаменте древних мечетий мусульман.Коран возник в 7м веке - свод законов.В Духовном училище муллы учатся 9 лет, женаты.Каникулы - 4 месяца летом и 2 недели зимой.Их 50 человек, каждый год поступают ещё 10.Мавзолей Исмаила Самани -10й век.Мечеть Улукбека.

16 апреля 65, Самарканд.”You are collecting boyfriends on your run”(Вы собираете поклонников на бегу)- сказал мне сегодня один турист из группы. Мы в саду перед мечетью Биби-Ханум.Прохладно.Цветут вишни.Гид рассказывает легенду о прекрасной жене хана и её отважном любовнике.Это Борис, голубоглазый, и он по-моему в меня влюблён.Мы подошли к деревьям и он сорвал мне ветку цветущей вишни.В этот момент мне сказали фразу о поклонниках и я смутилась.Арон, Глеб Сергеевич, Борис - всё сходится. Один за другим.Сирень и тюльпаны на Ташкентском базаре. Г.С. покупает сладости и пирожки для меня у всех на виду. А я - стану лучше, стану строже всем годам, заботам вопреки.

17е апреля. Сегодня посещаем Гур-Эмир и три медресе.Ведутся реставрационные работы, вручную, потихоньку, но сделано много.
Женщина и мужчина на скамейке в тенёчке лепят кирпичики.Глина мягкая.Они по линейке аккуратно отрезают кубики.Так дети играют.Мы наблюдаем и переговариваемся.Мне предлагает гид- хочешь делать кирпичики ? Садись.Даёт нож и я, как те двое, сажусь верхом на скамейку.Долго мы стоим и смотрим.Цвета медресе - голубое и лазоревое.

Деревья в белорозовом. На базаре в Самарканде - зелень, овощи. Сушёные и мочёные фрукты, виноград прошлого урожая, специи.Едим с Борисом мочёные яблоки, солёные помидоры и огурцы. Опять он, смущённо улыбаясь, подшучивает надо мной :заставил узбека приготовить мне два  мешка для урюка, дал попробовать ложечку крашеной крупы(для украшения пасх), пирога, взял у продавщицы зелёного лука, рассуждая - видите как в ресторане нас надувают с ценами на зелень.

Потом мы смотрим старинные кувшины,примеряю мягкие узбекские сапожки.Пьём чай в чайхане.Долго сидим напротив древних медресе .
Весенний солнечный  прохладный день в апреле.После обеда едем в горы,отъехав км 60.На подъёме руку мне подаёт этот милый гид -Борис Иванович Тимченко.  Роста среднего, спортивная фигура, голубые глаза, застенчивая улыбка. Я сажусь на камень, он снимает  моей камерой на фоне цветущего абрикоса. Я в синем костюме джерси, вместо шапки повязка из тёмной норки, светлый плащ на плечах.Он часто стоит поодаль, не подходит. Только в автобусе решается сесть рядом.

Мы снова в Ташкенте.Я в брусничном костюме.”На тебя невозможно смотреть”-говорит Арон.И продолжает :”Я падаю в колодец, проваливаюсь, когда смотрю на тебя.Пусть она не подходит, не прикасается ко мне”.

В Баку идёт дождь. На  молодёжном вечере нам подают хороший кофе по-турецки.За столом  я рядом с тамадой.Обаятельный некрасивый парень.Я не расслышала его имя.”Хусман ?”Кто вы по-национальности"-спрашиваю “ Юлий Гусман.Who can I be with such a name ?Chinese ?”Кем же я могу быть с такой фамилией-отвечает.Я засмеялась.

Потом он приглашает  меня танцевать, дурачится, спрашивает, большая ли у меня печень.Танцую и с нашими американскими мальчиками.Джек неплохо ведёт меня в танго.
Подъезжаем к гостинице.Юлий организовал  хор.Наутро город под дождём.Памятник бакинским комиссарам из красного мрамора, Меркуловский, вид города с холма, сосны.В консерватории выпускники хорошо играют для нас классику, американцы сочли это пустой тратой времени.В ресторане едим долман - пельмени из мяса в виноградных листьях.На обратном пути наш гид Юлий едет грустный.”Что вы, говорю, расскажите что-нибудь весёлое”, а он посмотрит на меня и молчит.

Тбилиси. Едем по Военно-грузинской дороге с заездом в Мцхету. В Пассанаури осматриваем удивительный сад цветов, местную достопримечательность.Знакомимся со столетним стариком-садоводом.Добрались до Гудаури.Горы в снегу.Небольшое село, в нём живут человек 20, разводят скот.На шоссе играем в снежки. Сохранился снимок - ещё сильна привычка к жанру в фотографии.

В Тбилиси в художественном салоне купила синее с серебряной ниткой вязаное платье.Одела, приколола розовый бутон на груди.Увидел меня в этом наряде наш гид Гиви(с таких красавцев Руставели Витязя писал), смущённо засмеялся, говорит :”Можно я вам принесу билеты ?Я буду дежурить и ждать вас”. А я помню, не забывала прекрасного князя Реваза Табукашвили, мужа Медеи Джапаридзе, и моего поклонника с первой встречи в прошлом году.Надо, чтобы и он меня увидел.

Но день кончается, а я его не ищу.Выхожу из лифта, иду на ужин - серебряносиняя чешуя облегает тело,бутон и губы розовые, и мне навстречу он, Реваз, в окружении польских гостей.Улыбается, целует руку,знакомит.Говорит, что искал  меня в Москве по адресу, где больше не живу.”Найду тебя в июле”.

В Театре  “Демона”танцует Гунашвили - выразительное тело.В фойе промелькнуло красивое белое лицо жены Реваза и, показалось, её о чём- то меня спрашивающий взгляд.

“Как вы естественно и красиво держитесь”,-говорит мне по дороге, в автобусе  молодой американец Джек.

В середине - конце мая 65го в приезд Светланы в Москву решила уйти в отдел Европы, в итальянскую группу.Им нужны переводчики, Цветков приглашает. Быков позлится, но отпустит.Так и порешили, что после отпуска я перейду в новый отдел .
Еду в Ленинграде с последней англоговорящей группой.Город весенний, тёплый, солнечный, период белых ночей. В первый же вечер в новом синем платье бегу в театр Товстоногова. “Ещё раз про любовь”.На следующий день “Три сестры”.Мне опять легко, до вполне ощутимого счастья.

На свет мой опять залетел мотылёк - театральный критик со вздёрнутым носиком, из Москвы.Злюка, поклонник Эфроса, он завёлся в споре со мной, сравнивая несравнимое, свою любимую Ольгу Яковлеву с Дорониной. Он  не мог перенести мой смех,  с такими надо быть начеку, а то и впрямь  укусит.

В Чеховском удивительном неожиданном спектакле  заняты все звёзды.Ирина пела под гитару, кричала Маша у лукоморья, болела голова у Ольги, а Вершинин хотел есть. Юрский-Тузенбах был лучше всех, настоящий.Мне надо записывать на магнитофон свои впечатления, спектакли, а потому его надо купить.

И ещё один подарок от жизни после театра на Фонтанке - Домский собор.В нём на концерте Гейне-Вагнер я прикрывала глаза,и золото органа теряло свои очертания, сливаясь с серебром труб.Играл Петерис Сиполниекс.”Аве  Мария, Как дух Лауры, Лебедь Сен-Санса” и прелюды Баха в исполнении органиста.

Мой летний отпуск в июле я проведу в Прибалтике.Изучаю материал экскурсий на итальянском. Ирма Дрондина пригласила меня к своим тётушкам в Суздаль.Ехали долго на автобусе и пробыли три дня, переселившись в 19й  век. Мы лежали на гамаке с Ирмой в саду и вели наш нескончаемый “чеховский” разговор.

Неделю  отпуска провела в Риге в гостинице, ездила на побережье.Гуляла вдоль моря, обедала в кафе в Юрмала, слушала Гмырю в Домском соборе.
Прохладно и ветренно. Немного загорела, беспокоит пятнышко неровного загара на шейной впадинке, оно не проходит и его придётся прикрывать косынкой летом.Не смогу носить открытые платья.Хорошо, что есть бирюзовый костюм из шелковистого джерси, он выручит.Ведь мне на кинофестивале работать.В этом костюмчике я простилась с Юрой, когда работали вместе на ралли Минск-Монте Карло в Минске.
16 августа 65 года Москва

Присматриваюсь, советуюсь, чтобы купить магнитофон.Он мне нужен и как диктофон, чтобы учить итальянский. С 13 по 20 июля работала на кинофестивале с актрисой Сандрой Мило.По паспорту она на 4 года меня старше, по фамилии Греко.Замужем за продюсером.С ними была его дочь от предыдущего брака.У неё манеры кошечки избалованной и дивы.Я сдержанная(сказывается робость от плохого знания языка), только улыбаюсь мило:Как вы прелестны, Сандра Мило!Вся работа - заказывать ей икру в номер.

В Гуме она подошла к прилавку купальников и трусов, и смотрела на этот дикий товар, как марсианка.Приложила одну “модель” к себе.Ей был нужен купальник для бассейна.Но и в ситце с её фигурой она будет лучше всех.
В аэропорт мы ехали в машине Калатозова с Юлием Райзманом. Сзади я, картавящая Попова и переводчик для Антониони Валерий.
Райзман завёлся, зло и долго ругал строительство гостиницы “Россия” вблизи Кремля( и оказадся прав.Из кинохроники итальянцев встречали супруги Монгловские. Народу много и все ждут ЕГО.

Вышел Антониони, бледный, худой, нервное интеллигентное лицо.Снимают его и проход свиты.Садимся за стол, что-то кудахчет господинчик из оргкомитета фестиваля, чинит карандаши молодая журналистка, метушится Богемский.Все смотрят на Мастера и ждут чего-то. Бледный Антониони сидит прямо, молчит и пьёт воду. Через несколько минут встречающие выходят на балкон.Я обращаюсь к своей белокурой синьорине :”Сome sta ?””Sto bene, ma Antonioni sta male”.(Как ыв себя чувствуете? -Хорошо, а вот Антониони плохо).Мы вышли из балкона в холл - Антониони лежал на скамейке, ворот рубашки расстёгнут. Притихшая свита стояла  поодаль, переговариваясь.

Фотографы не снимали. Кто-то послал за доктором.Доктор сделал ему укол. Маэстро встал и пошёл, улыбаясь, на балкон, ожидая машину. Сзади я услышала голос Райзмана :”Удивительное лицо у вашего знаменитого гостя”.”Да, лицо удивительное”.Из аэропорта я ехала с Богемским и Генде-Роте, прославленным фотографом, с кем мечтал познакомиться Боря Пономарёв в 59м.

Время обеда в гостнице “Москва”. За столом итальянской делегации шумно.Антониони сидит неподалеку от меня, через одно место,незанятое.Заказывает много по меню, ест только отварной рис. Остальное - вприглядку.Я обернулась к кому-то с вопросом и встретилась взглядом с Антониони. Чудесно он мне улыбнулся и я ему в ответ.

Ещё я вспоминаю недавнюю  поездку с группой в Ленинград  и господина Форменти.Я в своём синесеребристом платье,хорошо причёсанная, во мне сохранилось то очарование,начавшееся весной, что так привлекает многих. Но нет ему выхода. Я одна и это наваждение дано мне в ощущении себя женственной, в ожидании, которому ещё несколько месяцев не суждено сбыться.Наша руководительница Тоня Муратова, которую туристы прозвали фельдфебелем(марещалла), что она  могла с её гэбешными инструкциями думать обо мне в период расцвета и моего женского цветения ? Мои правила строже их инструкций.

Туристов тысячи, орды. И вот так, по 12 часов на ногах, на каблучках,                которые к вечеру врезаются гвоздями в голову.Так вот - господин Форменти...
Помню только,что в Загорске он оказался в моей группе, но ходил поодаль.Нам показывали алмаз в митре, и он приложил свою ладонь к стеклу -блеснул  большой алмаз в  его кольце. Около часовенки он попросил показать, как устроено моё кольцо-ребус.

Попробовал сложить вслед за мною - не получилось. Давайте меняться, предложил. Я смутилась.Нет, говорю, моё мне больше нравится. И притом - подарок. Так прошли 6 московских дней, где с нами была Муратова. А в Ленинград я везла итальянцев одна. Дел много, причёсывалась сама.Хожу, улыбаюсь, всё ладится. И к Светланке успеваю заехать в больницу.

Мауро Минетти, толстячок, испугался, что дорогая кинокамера пропала из номера, прибегает ко мне. Я открыла тем же ключом соседний номер - она там. Он снимает с шеи золотую цепочку с медальоном и дарит мне.Взяла - подарила Светочке. А Мауро с тех пор от меня не отходит.Подошёл предпоследний вечер. Я одела синее платье-талисман.И долго-долго дозванивалась по его просьбе его жене.С облегчением вздохнула, когда они наконец поговорили.

Ужинаем.За столом Форменти, вокруг его свита шумит. Танцуя, я увидела их и сидящего ко мне спиной этого итальянца.Пригласил на танец , и в танце возникло притяжение, когда важно, как ты причёсана, одета, и ясно - для кого…
Волны наших душ настроились воедино.Музыка быстро кончилась, он - обескуражен, недоумевает.Музыканты уходят. Форменти хлопнул в ладоши - его помощники приносят магнитофон. Мы танцуем, пока не кончается плёнка.”Моё сердце сегодня принадлежит вам”,-говорит он мне по-французски.Говорили, что он владелец завода по сборке телевизоров.

Идёт за мной. Меня вызывают– в номере мучается животом старая итальянка. В номере вонько. Вызываем медсестру. Конец романтики.

Людмила Корина 19.11.16