Уральские горняки

Вячеслав Воложин
Шурфы* всё глубже, глубже роем,
А крепь лишь сверху – ниже нет.
Рискуем жизнью, рухнет – взвоем.
Вот так проходит много лет.

Бадья туда-сюда над нами
Пустая, полная гремит,
Тут будешь жить в ладу с богами,
Иначе долго не прожить.

Да, мы бичи, да, мы бродяги,
Бываем буйные порой.
У нас портянки, словно стяги,
Висят в балке над головой.

Среди бичей мы есть элита,
Как ни крути – рабочий класс,
А то, что жизнь почти прожита,
Не больно трогает всех нас.

С таким трудом деньгу долбаем,
А после спустим до гроша,
Одно мы в жизни точно знаем –
У нас свободная душа.

Семью, заводы побросали,
Там лишь оковы, кабала,
Ах, если б вы про это знали,
Какая жизнь у нас была.

До глубины пятнадцать метров
Шурфы нам, братцы, надо бить.
Да, много в жизни кубометров
Пришлось кайлом нам надолбить.

На Туй Тюбе бичей нас восемь,
И все отпетый мы народ,
Но ту кликуху гордо носим,
Бичуя так который год.

Вы не смотрите, что бичары –
Интеллигентный в прошлом люд,
И хоть в тюрьме мы мяли нары,
Бичи вас точно не сдадут.

Нам не работать на заводах,
Где от звонка и до звонка,
Кричать охота, как при родах,
От рамок тех берёт тоска.

У нас в отряде есть юристы,
Врачи, сантехники – народ,
Который бросил всё – мы вольны.
Никто не любит нас, не ждёт.

Тот верховой, что крутит ворот,
Наверх таща с песком бадью,
Он мне, как брат, он близок, дорог,
Ему вверяю я судьбу.

Случись – рука его лишь дрогнет –
И нет меня на глубине,
Но вряд ли кто заплачет, вздрогнет,
Что нет меня уж на земле.

Зимой кой-как мы перебьёмся,
Кто на вокзале, кто в фойе,
Весной к геологам наймёмся,
Скучаю, честно, по братве.

Урал большой – везде бывали,
Сегодня здесь, а завтра там,
Шурфы мы разные бивали,
В степи, в тайге и по горам.

Вчера второй я раз родился,
Об этом вкратце расскажу:
Прораб: «Опять без каски, – разозлился, –
Тебя я точно накажу».

Пришлось надеть. Долблю породу,
Бадья туда-сюда скрипит,
Случилось то, что не бывало сроду,
Видать на нас сам Бог глядит.

Когда сказал бичу я: «Вира!»,
То сам прижался в уголок,
У нас ведь нет ни капли жира,
От живота, какой нам прок.

В какой-то миг – прошли секунды –
Удар сильнейший по башке,
Что каска в бок слетела быстро,
Скользнув на жестком ремешке.

На дне лежал большущий лом,
Его забыли мы вчера,
Был закреплён на метре он восьмом –
Летел пять метров – ни хрена!

Спасло лишь то, что под углом
Летел он вниз, иначе мне
Пронзил насквозь бы череп он,
Прорабу точно гнить в тюрьме.

Но даже в каске, всё равно
Пробил бы голову, как есть,
Сижу на дне, а мне давно
Наверх бы надо как-то лезть.

Тринадцать метров глубина,
Недаром чёртово число,
Здесь не напарника вина,
Спасибо Богу, пронесло.

Мы зацепили лом бадьёй,
Я помню точно, как вчера
Его воткнул своей рукой,
Убрать была всё не пора.

До верха выбрался кой-как,
Сидел вспотевший и курил.
Вот угораздило, лешак,
Прораб не зря про каску говорил.

Пусть я бы сгинул – всё равно,
Прожил немало лет и дней,
Прорабу двадцать пять всего.
Есть двое маленьких детей.

Ему б по первое число
Намотан был предельный срок,
И непонятно что спасло,               
Но для меня хорош урок.

          ***

Сидел он вечером в балке,
Писал на родину письмо,
Тетрадный лист, перо в руке,
А за окном совсем темно:

«Закончим, мама, Туй Тюбе,
Я брошу всё, ты только жди,
Приеду, милая, к тебе,
На картах ты не ворожи.

Мы рядом с домиком твоим
Поставим новую избу,
Где места хватит и троим,
Решил давно – менять судьбу.

Когда я был последний раз,
Ты, помнишь, летом приезжал,
Я сразу вспомнил твой наказ,
Когда её вдруг увидал.

Ты всё просила, мол, женись,
Бродить по свету прекращай,
Ведь женщин много – не ленись,
Сватов к ним только засылай.

Девчонка рядышком с тобой
Живёт чуть-чуть наискосок,
Пригожа, с длинною косой –
Не буду больше одинок.

Мы разобьём просторный сад,
Пусть вишни, яблони цветут,
Родятся дети – буду рад,
Они нам счастье принесут.

Прошу, ты только не болей,
И, если можешь, то прости,
Что мы в разлуке столько дней,
Что не могу к тебе дойти".

П о д п и с ь : Твой непутёвый сын


Свернул нехитрое письмо,
Прожжённый бич – лихой горняк,
На сердце стало так легко,
Маманя – это не пустяк.

Лишь матери домой нас ждут,
И днём, и вечером – всегда,
Ни в чём они не предадут,
Мы к ним спешим, когда беда.

В балке все спали крепким сном,
На нарах спал и наш герой,
Счастливый – снился отчий дом,
Где мать и девушка с косой.


 Э п и л о г


О том, что я поведал вам,
Скажу как есть, что не соврал,
Людей тех знал и лично сам
Порою с ними бичевал.

Прошу их строго не судить,
Они такие, как вот есть,
На воле им привольно жить,
Таких на свете и не счесть.

Не знаем все мы, что нас ждёт,
Настолько зыбок мир вокруг.
Сейчас успех, удача прёт.
Мгновенье – рухнуло всё вдруг.

И вот уж где тот лимузин,
Семья, красавица жена,
Она не с вами, а с другим
Навек теперь обручена.

*Шурф (нем. Schurf) — вертикальная (редко наклонная)
горная выработка квадратного, круглого или прямоугольного
сечения, небольшой глубины (редко более 20—30 м),
проходимая с земной поверхности для разведки
полезных ископаемых, при инженерно-геологических изысканиях,
для вентиляции, водоотлива, транспортирования материалов,
спуска и подъёма людей и для других целей.
Площадь поперечного сечения шурфа — от 0,8—4 м;.




27.11.2011