Осуществить себя в искусстве

Людмила Корина
Людмила Корина 
Выборгский фотоклуб. Радости и печали Аннеты Ривьер

27.1.58
Сегодня пережила чувство обновления.Не могу, нет, не стану я так жить дальше.Мне  почти двадцать лет, не хочу потонуть в этом огромном безлюбом городе. На лотерейный билет рассчитывать нечего, я не из счастливчиков. Надо поставить цель, сильно неодолимо захотеть и осуществить себя в искусстве.

Какое-то  предчувствие влекло меня сегодня в театр. Этого актёра я видела не впервые, - в фильме “Ночной гость”.Билет в БДТ купила за несколько минут до спектакля. Одета была в тот яркий свитер с нашивками, мой любимый, я в нём  себя счастливой харьковчанкой чувствую.В ложе со мной сидели милые симпатичные люди.”Идиот” Достоевского в постановке Георгия Товстоногова. В главной роли Иннокентий Смоктуновский, остальные роли -Лебедев, Ольхина, Казико, Стржельчик.

 В зале чувствовался большой душевный подъём. Спектакль завороживал и не отпускал.Эта необычность происходящего чувствовалась и в перерыве. В антракте мне показали женщину небольшого роста в скромном коричневом платье -Марина Ладынина. Её муж Иван Пырьеа сейчас снимает на Мосфильме экранизацию этого романа с другими актёрами. Пьеса из трёх действий закончилась заполночь, каждое действие по полтора часа.

Сопереживания этого спектакля опустошили меня, не было сил на аплодисменты. Но я крикнула первое “браво”, и за мной другие.В музыке Шварца было то, что не высказано словом - таинственное, тревожное, глубокое.

Так заканчивался мой фестиваль искусств в холодном и притягательном Ленинграде 58го года. Этот вечер  с Достоевским открывал  мне таинственные новые пути.Моё приближение к искусству.Операторское мастерство Урусевского. Читаю “Творчество молодых” о ВГИКе. На каникулы поехала к родным в Калинин.Домашние чаепития.
Общение с родными успокоили меня.

С тётей Наташей были на кладбище, на могилке у мамы и бабушки. Сосёнка выросла,  чуть наклонившись, бабушкин и  мамин вечный покой оберегает.Очень тихо, падает пушистый снег.По тв смотрела “Дорогой бессмертия”-Смоктуновский в режиссуре Товтстоногова. Купила новое издание учебника итальянского языка Розенталя, который я штудировала на первом курсе.Пробую продолжать.

По приезде в Ленинград сразу встретились с Светланкой, всё выложили друг другу. Сейчас на душе хорошо и спокойно. Вспоминала Аннет Ривьер  Ромэна Роллана. Не нужно ни книг, ни встреч, есть что читать в собственной душе.

13.3.58 Прошло больше месяца, время было так насыщено, не писала. Учила итальянский, повторила французский. Взяла три книги в библиотеке по теории кино и читаю с увлечением.

Смотрела “Коммунист” Габриловича-Райзмана с Евгением Урбанским.Не знаю, талантлива ли я, или мои мечты о кино - это только романтика, но я попробую найти своё призвание.Для поступления на  операторский факультет надо освоить фотографию
Записалась в Выборгкий фотоклуб.

А 30го ноября был вечер-встреча в  институте с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Мы с Светланой пришли в здание нашего ин-та на Мойке часа за два.Без четверти 9 он вошёл в зал стремительно, без шляпы.Серое пальто расстёгнуто. Тающие снежинки на воротнике. Он на подиуме - два прожектора и экран.Высокий, худощавый. Выразительный жест руки - согнутой в локте рукой прикасается кистью к голове.Улыбается и говорит :”Друзья, у меня на первых двух встречах лучше получалось, помогайте мне записками”.

В паузах его молчания зал ждёт спокойно.Говорит о себе искренне, сбивчиво. Жизнь провинциального актёра не легка, о том, что будет сниматься в “Неотосланных письмах” Калатозова, с Самойловой. Вахтанговцы устроили ему теплый приём, Рубен Симонов его поцеловал. Говорит: артисты, знаете, такой народ, и такое признание его успеха в “Идиоте”. Очень тепло отозвался о Николае Гриценко.

Была на выставке портретов в клубе и познакомилась с авторами, молодёжью клуба. Подружилась с Лёвой Шерстенниковым и Геннадием Копосовым. Они друзья. Одета я очень строго, в чёрном облегающем платье.Провожали меня толпой все сразу, как в Харькове.

Вспомнился Аркадий и захотелось послать ему подарок-весточку. Купила козлёнка серого плюшевого. Не хотела писать обратный адрес, но без него  никак нельзя. Ну что же, пусть с обратным. Приёмщице козлёнок понравился. Зачем я это сделала, ведь прошлое не возвращается ? Однако же порывы...

23.1.59 Сдаю английский - от отметки зависит стипендия. Светлана свалилась  - грипп, температура, сердечная недостаточность - вся горит. Вдруг мне показалось, что она не дышит ! Выдохнула : “Света !” Она очнулась, пульс 140. Я сбегала за лекарствами. Пришла врач. Капитан Виктор сказал, что достанет любое лекарство для моей подруги.Я каждый день у неё на Загородном. Ей стало полегче.

Девочки сказали, что меня спрашивали двое молодых мужчин, это инженеры из Ступино, они меня в лицо не знают. В коридоре заметила двух, спрашиваю -вы не меня ждёте ?Я -Люда.Поехали вместе в город - они устраивались на ночлег. Они в городе в командировке и пришли повидаться со мной по просьбе Аркадия. Козлёнок чудесный, Аркадий Иович играет на пианино прелюды Баха, получил комнату, хорошенький. От него мне большой привет.На вокзале ждала их, оформлявших билеты.

В душе буря противоречивых чувств - закрыла лицо руками.Поздно, и не надо никаких приветов.Ужинали в привокзальном ресторане. Я пила крымское вино и ничего не ела.Тост за меня ? Не надо. Могу заплакать. Но потому я так взволнованно вела себя, что писем  передавшему мне привет не будет. Так я второй раз не вышла замуж. Отказалась.(А первое предложение было от Севы  Кунича, его друга 57м в Харькове). Выбрала себя другую, настоящую.Какая есть.На следующий день показывала им город.

Об Аркадии не сказано было больше ни слова.Прощаясь, хотела что-то сказать, но не сказала и ушла не оглядываясь.Вдруг лицом к лицу столкнулась с высоким мужчиной в сером светлом пальто. Спокойный, знакомые черты...оглянулась -Иннокентий Михайлович !Дома меня ждала открытка от Борисов.”Милая Людочка !Уезжая из Ленинграда, мы увозим самые светлые впечатления об этом прекрасном городе и о нашей к сожалению такой недолгой встрече с тобой. Желаем успешно сдать сессию.Ждём твоих писем в Ступино.Борисы”

25го я проводила Светлану.Увидела в институте объявление, что есть путёвка на турбазу нашего института  в Приозёрске, и решила поехать отдохнуть.Еду  в Приозёрск. Ранним утром темно и холодно.Два часа шли по озеру, гуськом.Наша база - несколько домиков, мостик, столовая.Комната тёплая, полуторная кровать покрыта тёплым китайским одеялом.

Катаюсь на лыжах, была в лыжном походе с ночёвкой. Страшно устали. На следующий день стало легче, катались с гор.Спали  на ночёвке на деревянном настиле, в одной комнате девушки и студенты-юноши.Меня опекали и окружали поклонники, фотографировали.

После двух дней я предпочла баню и отдых на базе, одна. Остальные ушли к Приозёрску.Комната тёплая, топят дровами.Какое блаженство спать на удобной полуторной кровати, когда в комнате тепло, а за окном снег, и ни о чём не думать, спать по 16 часов. Одной ходить на прогулку, читать Блока.На душе хорошо, спокойно.Вернулись походники, все  мужчины - мои поклонники.

Смотрели с Светланой “Колдунью” с Мариной Влади.Какое лицо ! В фотоклубе на выставке Бояринского. Гены Копосова не было, а хотелось увидеть. Еле волоку педпрактику, но она мне не в масть, и всё тут.

13.2.59 В фотоклубе говорим в перерыве с Геннадием,нас познакомили.Он поступает во ВГИК, а мне не советует бросать институт.Тон несколько самоуверенный.Мне надо много работать, чтобы приблизиться к высокому уровню в фотографии.Господи, дай мне силы и решимости ! На педпрактике буду фотографировать детей.В Гену я немного влюблена, фотографирует он отлично.

Игорь  Александрович  в лаборатории дал для съёмки объектив Гелиос с двойкой.
Совершенствуюсь в печати  черно-белой, учусь цветной .Надо подготовить фотографии для поступления в клуб. Дома в общежитии нашла записку Светланы- “Пропадаешь ?Давай, давай. Я чуть не обалдела от дум. Не понимаю.Св.”

15го с Кирой  с полудня снимали в Эрмитаже - Гелиосом,Пентакой, в 3 приехал Игорь Фёдорович, с ним режиссёр и оператор  Ленфильма. Познакомилась с Юрой Виноградовым, тоже во ВГИК готовится. Вечером у В.А печатали. Из пяти моих три  снимка стоящие.

21.2.59 Вчера поехала в клуб на выставку нашего председателя Мутовкина. Платье на мне чёрное,воротник заколот,волосы светлые, волнистые. Освещение прожектором, многие снимают.Один спокойно сел рядом, повернул на меня свет и стал снимать. В клубе я номер девятый женского рода, но других особей не видно.Я однако же смущалась.К Геннадию не подходила, он посматривал,председатель ходил именинником,его хвалили.Лучше всех в клубе снимают Копосов и Шувалов,архитерктор.
 
Эти дни я до одурения занималась фотографией, по 10-12 часов. Говорю и думаю об этом.В конце февраля сделала два портрета Светланы и напечатала на мимозе в коричневых тонах.У неё чудный профиль - колдунья, смотрит на одной фотографии в зеркало, свою судьбу читает.Печатали у Виктора Андреевича на его новом польском увеличителе -Крокусе. Свете портреты понравились.

Я устала, вчера закололо сердце в метро. Беру бюллетень на неделю.Вчера на последнем издыхании была в клубе. Выставлялись пейзажи Бори Пономарёва, первого объектива Политеха. Он же пригласил в общежитие. Слушали “Грустный вальс” Сибелиуса.

2го марта написали со Светой письмо моему отцу - убийственно логично.В ответ  его письмо на 6 листах:Адрес твоего текущего счёта не могу найти. Повтори его.Папа

Денег он никогда больше не присылал.  Я общалась с родственниками мачехи на Васильевском -  Л.И. и С.В. знали куда писать и выслать перевод, чем мачеха и воспользовалась в апреле.В  ноябре 60го С.В. заманил меня в Д-ск, чтобы ещё раз предложить дипломированной и два года работавшей в Л-де дочери давний  план  сослать её деревню, где её никто не ждал и как припев - я тебе ни копейки не дам  -слышите мелодию романса?. Продолжает втягиваться в домашние бои, т.к. понял, что остался один со своим барахлом и принципами Макаренко –"воспитывать", ломая руки-ноги, волю и достоинство человека.

8го апреля Л.И. прислала 80 рублей и письмо без моих просьб.  Меня выселяли из общежития, т.к я перешла на заочный. Тот, кто называл себя папой, отшутился  в письме мелкими сплетнями. Иван Иванович умирал, когда  С.В. поспешил вывезти хранившиеся в Амвросиевке вещи. Приезжать к ним ему было некстати.  А впрочем  и они готовились к разводу и суду, пытались перетянуть меня к себе как свидетеля.

Светлана на студенческом вечере была очень хороша, с поклонником, поразила всех наших девчонок. Завтра опять съёмки, проявка, печать.А вечером к Свете - приезжаю и всё ей рассказываю.Мы рассуждали с ней о нашей вере - мы исповедуем альтруизм, любовь к людям,  а Витя Любченко, наш сокурсник из Харькова, пишет что-то Свете о гедонизме - он использует людей, которые его стимулируют.

Свету пугает моя фотография. Я иду, а её болезни тянут назад. Игорь Фёдорович заметил перемены во мне, мою энергию и одержимость.Снимок - моё лицо в необычном ракурсе,  овал лица и крупно глаза на тёмном фоне, серьёзное. В клубе Гена в чёрной беретке, он теперь корреспондент ТАСС. Во ВГИК поступит легко, между прочим.

17 марта 59 фотография весь день. В воскресенье снимали с Кирой на набережной, недалеко от Зимнего. Так получился бегущий мальчик в ботиках.Вечером смотрели с Светланой “Пять вечеров” Володина в БДТ - Копелян, Шарко, Лавров, Макарова. В понедельник вечером напечатала ”Бегущего мальчика”. Всем понравилось, и это меня окрылило.

21.3.59 Кончилась, наконец, педпрактика.Поехала в фотоклуб. Мне объявили, что меня приняли за представленные работы. Хочу поснимать разными объективами
Сегодня в воскресенье поехала к Светланке. Она еле-еле.

5.4.59 Завтра  день моего рождения. Бедность вырвала у меня три дня.С каким-то неистовством перешивала старые тряпки - всё должно быть на месте и в порядке, иначе я не могу.Потеряла фото, которые хотела послать в журнал Расстроилась, подурнела. Поехала к Кире и мы пошли фотографировать.Нина достала ключ от чердака, который выходит к Казанскому, и мы полезли на крышу.Восторг ! Потом зашли в пирожковую, а дома у Киры устроили пир.Фотографировали портреты на двойке в тёмной и светлой тональности.

В автобусе вспомнила маму свою худенькую - как ей трудно было меня рожать перед дипломом на 5м курсе.Я родилась в 5 часов утра .Как всё непросто сейчас - надо устраиваться на работу.Проглотила горькую слезу.Пока мама была жива, 6 апреля был для меня радостным, чистым, вкусным, тёплым.На этот раз день был будничным.

6.4.Утром поехала в лабораторию проявить плёнки, в столовой устроила себе праздничный обед.Затем помчалась к Ростральной колонне на деловое свидание по поводу трудоустройства, к 3м. Колонн оказалось две - бегала минут 15 туда-сюда.На Неве ледоход, на солнечной набережной много художников.Сделала несколько кадров. Ждала В.А. и чуть не столкнулась... с Геной Копосовым. Он меня заметил, но я не приблизилась.Гена сел на скамейку- заметил и ждал ?И только тогда я подошла.Поздоровались, я сказала о деловом свидании, и что мне сегодня 21.

Сказала, что мне нравятся его “Маленькие мамы”, странная композиция, но хорошо. Сообщил мне о месте лаборантки в Лентассе. “Спасибо, Гена”.Он :”Ты будешь завтра в клубе на выставке Столярова ?”
В общежитии меня ждали от Светланы мои любимые духи и цветы.Купила торт для девочек.Смотрели мои фотографии.Проводила Свету, шла по лестнице, оглянулась - она смотрит, я помахала ей рукой.

7го апреля поехала к Алексею Ивановичу, который обещает помочь с работой. Игорю тоже сказала, что перевелась на заочный и ищу работу.Обещал помочь в Лафоки.
Поехала в Клуб на выставку Столярова. Гена обернулся :”Ну как в Лентассе ?” Я губами :”Потом”.

8го пошла к директору,там оказался один тип, который вежливо так мне сказал, что меня выкинут из общежития. Хоть на Марсе теперь пропишись ! Обсудили со Светой, выработали пути  действия.

Гену берут в газету учеником корреспондента.
Писал мне письма школьный товарищ Коля Швецов из Амвросиевки, я ответила на них чётко. И вот его последнее :”Прощай, весна !”Трогательно.

22.4.59 В субботу была у Светланки. Она спросила :”Ты хоть немного соскучилась?
В понедельник смотрела “Ветер” Алова и Наумова :Бредун, Логинова, Леждей. Талантливо, много режиссёрских и операторских находок.

В клубе на выходе встретила высокого и стройного, мне улыбающегося...Гену.Его фраза (смущённо) :”Ты уходишь ?” Ушла, а он может быть приходил из-за меня.

26го апреля поехали на девятке с Светланой к политехам в общежитие.Комната 479.
Боря Пономарёв играл внизу в волейбол, когда ему крикнули, что пришли его гости. Прибежал, как молния, умылся, одел пиджак. Укрыл Светлане ноги своей курткой. Слушали музыку и смотрели книги по фото. Вальс Сибелиуса мы слушали с Светой, прижавшись.Он спросил, кто Светлана. Сказала - девочка с 4го курса иняза, фото не увлекается.Большой голубоглазый Уно хорошо улыбается Светлане ,нам такие нравятся.Провожали нас до самого дома.Какие хорошие, добрые, милые. В общежитии поела хлеба с салом.Завтра опять надо думать о работе, опять в бой.

Во вторник посмотрела последнюю часть трилогии А.Толстого. Нежная дымка  сестёр в дыме боёв утонула, стёрлась.Бежала под вечер по Невскому, народ шёл лавиной, в автобус не сесть.
На Ленфильме Иосиф Хейфиц приступает к съёмкам с Баталовым. А кто же будет дама ?

Май Отец в письме ищет примирения со мной.Он написал поэму на шести листах. Враль и лицемер 26.5.59

Ты боишься всякого моего совета. Кто же так поступает по отношению к отцу,да ещё при отсутствии  матери(Мама умирала по его вине - без лекарств, возможности платить медсестре и купить тапки. Она просила брата не отдавать меня ему на растерзание и Л.И.-разлучнице).

"От дурного в себе надо избавляться, вот и я, преодолев всё неприятное между нами, собираюсь на почту, чтобы послать тебе “пособие по безработице”(так и прособирался все оставшиеся 50 лет), хотя ты меня не просила об этом. Достал из чемодана фотоаппарат. Верю, что ты не нуждаешься в моём наследстве, но мне не хочется, чтобы оно досталось не тебе. Напрасно ты не написала номер твоего счёта в банке".
(Адрес для  перевода – чтобы показать судье при разделе имущества со второй женой,что мне помогает,чтобы ущемить её с сыном).Но он уже готовился к третьему  браку до конца дней своих в 95лет. Демобилизовавшись не в Москве ,откуда ушёл в армию, а на Украине, он лишил меня прописки, угла).

С работой не получается. Рабская прописка. Всё это вылилось в горькие, не облегчающие слёзы. Примочки не помогают. Пришла к Свете, она испугалась, но виду не подала. Ходили в вестибюле метро и решали, что делать.

17 мая.  А в клубе Наровлянский делал обзор по книге фотохудожника Кестинга. Пришёл Копосов, волосы ёжиком, сел сзади меня, потом рядом. Говорили. Едет в командировку в Минск, потом в отпуск, будет работать в Лентассе. Поступает на журналистику, не во ВГИК.

31го мая Эти дни корпела над книгой Яштолда-Говорко.Бывала в клубе.И дни какие-то хорошие.Много сил потратила на письмо отцу...
"При возможности дележа вашего имущества Л.И. принадлежит половина, она трудилась все 12 лет вашей совместной жизни.Следовательно, ей покушаться не на что.Наш летний спор и твоё “попросишь”, моё “не попрошу”.Он то и определил всё последующее. Стала жить на стипендию, в общежитии, ищу работу, тружусь, сдала за весь курс институтский на год раньше и хорошо.
      
Появится у тебя искреннее желание мне помочь в том пути, который я избрала, я назову то, что мне сейчас нужно -  зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой.
Практика, у тебя есть”.

8.6.59 У меня новое шёлковое платье цвета чайной розы и туфельки в тон, ленточка  в волосах.На платье бантик и юбка в глубокую складку. От портнихи Анжелики Францевны поехала в лабораторию.

В общежитии сказали :”Приходила Света с цветами. Она тебя преданно любит”.Решила - пора увидеть Феликса. Мы уже два года в одном городе, скоро он заканчивает военно-морское училище.Надо повидаться, и платье кстати новое.Оделась, нашла здание, стою около КПП, чтобы вызвать курсанта. Он сдавал экзамен по навигации, дежурный посоветовал придти в 4-5.  Поехала на Сенной рынок, купила розу в тон платья, чайную, и две ветки персидской сирени. В 5 стою у КПП, читая объявление. Обернулась - Феликс сказал одно слово :” Люда”. Не ожидал увидеть меня, с часу дня всё гадал, кто к нему должен придти. Протягиваю веточку.”Спасибо”.

Сердиток на его лице  много. Говорю : “Ты не можешь так глубоко в жизнь не вгрызаться ?””Нет, иначе жить не стоит”. Вступил в партию, дружит два года с хорошей девушкой - Валей.Город её не испортил, а он в патруле нередко видит других городских. Многие его окликают, знают.Один полковник спросил :”Вы в Москву ?” “Ещё не знаю”.Здорово его казарма обтесала. В руках это чувствуется, в позе, в разговоре. “Не жалеешь ?” “Нет. Юрка Витер во сне краны свои видит, а я буду воспитывать матросов.”

Вспоминает Амвросиевку.А я - как они меня с Юрой встречали после ставка, два рыцаря. Домик на стадионе, ставок и как мы убежали ото всех после выпускного бала. Закончила институт, собираюсь в другой, во Вгик. Милый, хороший Феликс, как моя  влюблённость в тебя  скрасила мне Амвросиевку ! Я встала первая :”Тебе пора идти”.Дотронулась до веточки - “выбросим, подзавяла”. “Нет, не надо”. В дверях, залитых ярким солнцем, дотронулась до его руки -“Прощай”.Ушла, ничего не добавив.

23 июня поехали с Светланой в клуб, хотела показать ей наших. Записывали на поездку для съёмок с вышки. Симпатичеый лохматый мальчишка сказал :”И меня запишите. Шерстенников”. Лёва Шерстенников - звезда первой величины среди клубной молодёжи, хвалебный очерк о нём в 3м номере “Сов. фото” - индивидуальность, становление почерка. Вызвался провожать нас с Светланой. Дул холодный ветер, но Лёва  упрямо тащил нас дальней дорогой, через мост. В разговоре я упомянула о Вгике. И он просто, как о хлебе -“Надо два года стажа , иначе не допускают к экзаменам. Да ещё дадут для съёмки какой-нибудь фотокор !” Я тихо-тихо сникла, шла - еле волочилась до станции метро. Отчаянье холодное, предельное. Света тоже молчала.

Получила письмо от Юры Витера, зовёт приехать летом в Амвросиевку. Феликс тоже там будет в августе, приглашал. Вспомнят меня, свою  первую любовь.
3го июля уехала Светланка. Она совсем похудела. Расстроилась за меня : еду отдыхать, а ты здесь одна и всё неизвестно.Провожала её до метро и шла обратно две остановки, на душе тяжело и слёзы какие-то не облегчающие,а многие завидуют моей энергии, неутомимости, уверенности в себе.

Сейчас я одна в нашей большой пустынной комнате общежития. Кто на стройке, кто уехал домой. Я в западне, а сколько было перелопачено для ВГИКа ! Сдам одиннадцать экзаменов, один за одним, благо на заочном так можно. Затем Госы. Сейчас, когда моя душа так опустошена после всех порывов, наполнить бы её любовью. Господи ! Прости меня и дай мне силы…6.7.59

Началась моя сессия. Сдавала - щёлкала я эти экзамены  на энергии, оставшейся от неосуществлённой попытки  ВГИКа. Пять-четыре-пять.
В садике за Европейской моё внимание привлёк непривычно элегантный молодой мужчина, читавший книгу, иностранец. Спросила его - откуда он. Из Америки. Рискнула поговорить, может быть, впервые на английском с американцем.Он с группой студентов.Они поют народные песенки у памятника Пушкину - “Мой ягнёнок, мой маленький невинный ягнёнок”.

Поехала к директору за разрешением сдать госы осенью.
Мои сокурсницы тоже познакомились с американскими студентами из хора, ездят к ним на свидание. Розите друг подарил  чудесную книгу”Частная жизнь Пикассо” с фотографиями, снятыми Дугласом Дунканом.

А мне в голову вдруг пришло поехать узнать о работе стюардессой.Долго ехала до аэропорта. Зашла в отдел кадров, сказала, что заканчиваю инъяз. Пригласили зайти 29го.Кто-то сказал :”Да за такую девушку двумя руками ухватятся”.

Торопилась в театр -“Карточный домик” О.Стукалова с Нифонтовой. Взяла такси. Рядом со мной сидела Людмила Хитяева - свободная, уверенная. Немного позирует. В антракте заговорила со мной - нам понравился  Матвеев. Л.Х. сказала, что в Горьковском театре играет главную роль ,ту, что и Руфина. Нифонтовой в конце спектакля кричали “браво”. Она очень мила.

Людмила Корина 18.11.16  Генуя