Оттепель

Рута Марьяш
     Послевоенные годы правления Сталина    запомнились обвинениями и преследованием литераторов, композиторов. учёных – генетиков, «космополитов»…
     Об этом в мои студенческие годы мы узнавали из газет, на лекциях марксизма-ленинизма, а затем  на обязательных политзанятиях.
    В марте 1953 года умер Сталин. В моём окружении были люди по разному воспринявшие это событие – был страх перед неизвестностью, растерянность, была и надежда…
     Доклад  Хрущёва на ХХ съезде КПСС в 1956 году, развенчавшего культ личности Сталина, обсуждался, высказывались различные мнения, возникали споры…
    Вскоре в стране наступила пора перемен, названная  оттепелью. Ушла в прошлое  сталинская травля в литературе, музыке, науке. Вышли из подполья «вейсманисты-морганисты» - учёные-генетики…
    В шестидесятые годы вошло в  нашу жизнь много нового -  поэзия, проза, кино… Мне тогда уже было за тридцать , я лишь приходила в себя  после возвращения из подвалов МГБ и реабилитации моих ,  арестованных в 1953 году родителей, и хорошо помню, что происходило в ту пору.
      Началась трансляция Первой программы Центрального телевидения на всю европейскую часть территории СССР и в нашей квартире  впервые появился телевизор.
     Это был телевизор «КВН-49» с крохотным экраном и приставной линзой для увеличения размеров изображения, наполненную глицерином.
        Начала выходить в эфир информационная программа "Последние известия». Мы узнали о том, что 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в мире полёт в космос, увидели репортаж от  первого ведущего телепрограммы «Эстафета новостей» Юрия Фокина - одного из знаковых фигур периода оттепели.
    Многих деятелей культуры  того времени стали в дальнейшем называть «шестидесятниками». Молодые поэты Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко Белла Ахмадулина,  Андрей Вознесенский, выступали перед огромной аудиторией в зале Политехнического музея, становились кумирами.
     В 1962 году в газете «Правда» было опубликовано стихотворение Евгения Евтушенко «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина.
         Мы смотрели тогда  фильмы, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Девять дней одного года» Михаила Ромма…
        Особенно запомнился фильм Григория Чухрая «Чистое небо» – о том, как лётчик-испытатель Астахов, герой Советского Союза, во время войны попал в плен, а вернувшись, был исключён из партии и лишен правительственных наград.
      С того времени стали известны актёры Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, Олег Даль …
     В журнале «Юность» читали произведения молодых и неизвестных  раньше Анатолия Гладилина, Василия Аксёнова, а  в журнале «Новый Мир»,   с 1958 редактировавшемся Александром Твардовским,  -«В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Мёртвым не больно» Василя Быкова.  Но главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях.
       Духовная жизнь менялась на глазах.  В июне  1960 года, когда моему отцу исполнилось 75 лет, его юбилей отмечали в Доме творчества писателей в Дубулты. Пришло много молодых литераторов, с поздравлением выступил Роберт Рождественский.
       Союз писателей Латвии принял решение об издании сборника литературно-критических статей отца. В подробной рецензии на книгу литературовед Эвальд Сокол писал: "...сборник имеет серьезное общепознавательное и теоретическое значение."
     Был заключен договор с издательством, и книга была подготовлена к печати. В информационно-библиографическом бюллетене "Яунас граматас" ("Новые книги" № 12 за 1964 год),: под заголовком "Жизнь - подвиг" писатель Илгонис Берсон  написал: "... Шац-Анин принадлежит к тем критикам, которые восхищаются романтическим стилем, всегда делает упор на гуманистические моменты в художественном творчестве,  пишет именно о тех, кто духовно близок ему, и это родство придает книге общее звучание...".
     Однако шло время, в издательстве статьи, включенные в сборник, кромсались, целые разделы, и среди них раздел о романтике в жизни и литературе, выбрасывались. Книга так и не вышла в свет.
      Атмосфера явно менялась - обострились отношения между властью и свободомыслием. Запомнилась   резкая критика Хрущева и других руководителей страны  работ художников в Манеже, и то, как Хрущёв в Кремле, куда были приглашены писатели шестидесятники, с трибуны их грубо отчитывал.
      Оттепель закончилась, но многое, начатое тогда,  оставило свой след, вошло в нашу  дальнейшую жизнь.