Буян Пролог

Виталий Агафонов
          В утреннем небе ни облачка. Безмерная синь, уходящая далеко в пространство манит своей первозданностью. Вглядываясь вдаль, теряешься в необъятности, появляется ощущение лазурной слепоты. Бездонность, неописуемая объёмность, завораживает безупречной однотонной чистотой и одновременно пугает. Что там за невидимым? Есть ли другие миры? Возможно, во всей Вселенной, найдутся планеты, в которых мечтают о встрече с живущими рядом разумными существами. Если бы был такой прибор, который бы мог показать общую картину живущих планет. Интересно, как бы всё это выглядело? Что бы мы увидели? Стало бы страшно, от кровожадности, жестокости и желания уничтожить всё живое, для тех, кто хочет доказать своё превосходство? Или же красиво, от стремления жить единой идеей, единой мечтой, о улучшении своих планет, за счёт взаимовыгодного обмена, достижениями в разных областях науки и техники? Но, человечество, до таких высот, ещё не додумалось. Мы, можем ежедневно созерцать только то, что подвластно нашему зрению, без приборов, по размерам и величинам, которые осваивают глаза. И жить той жизнью, данной матерью природой, познавая мир, делать её лучше и краше, ощущая единство всех живущих нашей планеты.
          Звенит летнее, деревенское утро. Именно звенит, своими многоликими голосами. В такт многоголосья певчих птиц, поют петухи, гогочут гуси, мычат коровы, блеют овцы. Вдруг, заглушая все звуки, затарахтел двигатель какого-то механизма, сначала так задорно, весело, потом надрывно, словно пытается ковырнуть тяжёлое и огромное. Звук резко прерывается. Тут же, подхватив, что-то грозное, сильное, рыкнуло, заурчало и превратилось в монотонное бурчание: завёлся трактор. Начало рабочего дня. Мощь, которая будет выполнять всевозможную работу, подменяя человеческий труд и лошадиную силу. И только вечером, уже на заре, на том же месте, рыкнув последний раз, заглохнет, чтоб утром завестись и повторить свой дневной цикл. Слышатся людские голоса разных интонаций и тональности, они: разговаривают, смеются, иногда кричат, ругаются. Они живут. Вдалеке топот табуна, возвращающегося с ночного выпаса. Для них тоже начинается обычный, рабочий день. Лошадь, вечный спутник, первейший друг и помощник человека. Никакая машина, ни какой механизм, не заменит это доброе, благородное, трудолюбивое животное. Местами, в траве поблёскивают искринки, ещё не высохшей росы. Это хороший знак. Сегодня, первый сеноуборочный день. Время раннее, определённо, не надо спешить с выходом на работу. Лучше подождать совсем, совсем немножко, когда роса исчезнет и тогда, засучив рукава, всем колхозом, без промедления, собрать всё накошенное, высушенное, до прихода спорых* и слепых** дождей. По календарю, обязательно закончить работы до второго августа. А там, быстренько передохнуть и снова за работу. «Делу время, потехе час!»
          Городской житель, работающий на производстве, отдыхает два дня в неделю. Там, где нельзя останавливать производительный процесс, рабочее время делится на смены. Работник, отработав по графику, согласно нормам и требованиям, получает время для заслуженного отдыха. Праздники отмечаются, или в выходные дни, или, если этого требует знаменательная дата, в специально выделенный праздничный день.
          Говоря про выходные сельских жителей, можно сказать одно, в деревне не так, как в городе. Сельчане, живут совершенно в других отношениях и такой график не приемлем. Обычно, приходится отмечать праздники вечернее время, между работой. Такова жизнь, таковы условия, которые диктует крестьянину сама природа. Проще говоря, корове не объяснишь, что у колхозника сегодня праздник, пусть она потерпит с доением и кормёжкой. В основном, праздники у сельских жителей, связаны с землёй, которые повелись, ещё с незапамятных времён. Такие как: Русалий день (день первых ростков)***, Ивана Купалы, Петров день****, окончание сенокоса (день святого пророка) и т.д.
          «Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши!» – говаривали старики. Интересно то, что на всякое событие, или случай, у них, всегда, в запасе находится присказка, народная мудрость, или поговорка. Окончив уборку сена, по традиции, всей деревней отмечают праздник – окончание сенокоса. «На пророка Илью баранью голову на стол!» – любимая поговорка колхозников. Со следующего утра, пока колхозники работают, несколько женщин суетятся, готовят стол для вечернего, деревенского праздника. Обычно, в общем котле варится крупяной суп с бараниной, вытаскивается заранее приготовленный квас из солода, или пиво. Вечером, после рабочего дня, народ собирается, отмечает окончание застольем, с песнями и плясками. Веселье продолжается не долго. Летняя пора не тот период, чтоб веселиться подолгу: «День год кормит! Не забывайте об этом!» – тут же высказывается одна из бабушек, обращая внимание на то, как веселится молодёжь. На следующее утро, выходят на уборку зерновых, слышится новое выражение: «Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник!» Традиции селян и колхозников, написанные самой жизнью живут, чтутся, продолжаются из поколения в поколение.


          * Спорый дождь – льется отвесно, сильно.
          ** Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца; в русском народе о таком говорят: «Царевна плачет»
          *** Русалий день – праздник воды и огня. Две дуальные в человеческом понимании стихии становятся одной благодатной силой. Это день первых ростков, отмеченный на календаре аграрных молений IV в.н.э. 15 мая по современному календарю.
          **** Петров день – день святых апостолов Петра и Павла, отмечаемый 29 июня (12 июля) В народном календаре славян, это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня. Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.