Свиток и сапог. Глава 67

Леонид Бликштейн
1.В этой главе мы продолжаем разбор аспектов интериоризации и культурной интенсификации в заключительной части книги пророка Исайи. Ниже я привожу текст 45й главы в синодальном переводе.


1. Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
2. Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;
3. и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
4. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня.
5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?»
10. Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?»
11. Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
12. Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
13. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.
14. Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.
15. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.
16. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
17. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.
19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.
20. Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.
21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.
22. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.
23. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.
24. Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него.
25. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево.
(Исаия 45:1-25)

2. Теперь посмотрим на этот текст с точки зрения матричного анализа. Перед нами здесь в сущности равновесное сочетание формономной CDB и энергономной DAB контекстных групп. Я использую новое понятие контекстной группы для обозначения парадигмы идентичности, которая включает в себя другие парадигмы или организует их таким образом что организующая парадигма играет центральную роль. В данном случае такими включающими и организующими парадигмами являются формономика и энергономика.

3. Бог, как активный источник изобилия жизни и могущества (контекстное поле конкретных совершенных жизненных форм В) обещает своему избраннику персидскому царю Киру (контекстное поле автономной личности С) власть над значительной частью мира и его сокровищами (контекстное поле мира/рынка D). Это и есть формономика BCD. Но какое отношение это имеет к интериоризации и культурной интенсификации?

4. Дело в том, что формономное возвышение Кира (шестой интеграционный шаг основного алгоритма идентичности DB) связано с его приверженностью к энергономной правде/справедливости (контекстное поле общих принципов и норм А):"Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его" (Ис 45. 13 см. выше). Формативная диагональ DB общая у обеих основных парадигм энергономики и формономики.

5. Мы знаем что правда/справедливость играла центральную роль в государственной идеологии Персидской империи, в особенности в ранний период ее существования. Основатель династии Кир Старший в особенности считался образцом справедливого, богоугодного и милосердного правителя. Таким он представлен в так называемом Цилиндре Кира (538 г. до хр. э.)где описывается как он отменяет несправедливые и жестокие постановления вавилонского царя Набонида, восстанавливает храмы (ср. Ис 45.13)и возвращает захваченную вавилонянами храмовую утварь и статуи божеств. Таким его знает и позднейшая греческая традиция (например Ксенофонт, Воспитание Кира 8.2).

6. Справедливости придавал большое значение и царь Дарий I, при котором были заложены прочные основы администрации и организации империи. Справедливость, как общий принцип упоминается в его самой знаменитой Бехистунской надписи, где фигурирует и символ справедливого правителя человеческая фигура с крылатым солнцем вместо лица.

7. Крылатое солнце как символ справедливости употребляется не только в зороастризме и персидской официальной символике, но и в более ранний позднеассирийский период как в Месопотамии так и в Иудее, где этот символ встречается на печатях царя Езекии (Хизкии). Крылатое солнце упоминается и в книге пророка Малахии, где этот символ "Солнце правды" связывается с приходом избранного Богом праведного посланника (Мал 3.1, 4.2).

8. Сближение внешней данности и внутренней реальности сотворенного и упорядоченного Богом мира (законов справедливости/истины и принципов мироздания контекстное поле А) в заключительной трети книги Исайи (см. выше 45. 18-19) в шестидесятой главе Исайи, как и у Малахии связывается с явлением ослепительного света и солнечной символикой.

9. В Новом Завете эта идея избыточного присутствия световой энергии, как символ репарономной/восстановительной ВЕА и энергономной DAB парадигм праведности и очищения грехов наиболее ясно выражена в рассказе о Преображении (Мф 17. 1-6, Мк 9.1-8,Лк 9.28-36), где присутствуют отсылки на тексты Исайи 1 и 60 и на вышеупомянутый текст Малахии.

10. Кроме того символ солнца, как посланного Богом провозвестника алгоритма интериоризации, внутренней работы и праведного поведения, и связанная с ним проблематика детально развивается в 18 псалме. Но это отдельная тема, которая заслуживает специальной разработки, и речь о ней пойдет в другом месте (см. главу 71).