Три индийских дня было у меня. Часть 9

Шестакова Евгения
Город Агра. Красный Форт.

Когда многочисленные рабочие строили Красный форт в Агре,  произошло слияние индусской и мусульманской культур.
 
Это привело  к развитию нового архитектурного стиля.  В нем  основные элементы остались индусскими, а внешние формы и отделка стали персидскими.

Появлялись новые ремесла, мастеровые учились делать глазурь и производить мозаику. Талантливые резчики по камню приезжали в Агру со всей страны.  Появлялось много мастерских, изготавливающих золотые и серебряные изделия.
Умирал один падишах,  на его трон восходил другой, многочисленные жены и наложницы  оставались так же жить в гареме. В то время, когда  к власти пришел Шах Джахан, в гареме жили жены и Акбара Великого,  и Джахангира, то есть деда и отца нынешнего правителя Индии.

Часто девочек брали в гарем совсем юными.  Старшие жены следили, чтобы падишах возлежал с ними только один раз. Дальше эти женщины могли проживать в гареме безбедно всю оставшуюся жизнь,  но про них больше никто не вспоминал. Наверное, это было лучше, чем жить в нищете и бедности.  Но и в этой золотой клетке всем было тесно.

Читая книги про эпоху Великих моголов в Индии, у меня создалось впечатление, что гарем  был настоящим осинником. Жены и наложницы ненавидели друг друга, плели постоянные интриги с привлечением евнухов и тд и тп.

Когда я посещаю какое- нибудь новое для себя место, меня всегда заинтересовывают детали. И во дворце в Красном Форте в Агре я не могла оторваться от них. Хотелось заглянуть в каждый уголок, рассмотреть кладку, инкрустацию,  резьбу по камню, необычные элементы отделки колонн и потолков.

Опять мы попали в  роскошный дворец в самое плохое для съемки время.  Солнце было в зените... Нужно понимать, что дворцы Великих Моголов,  это не Зимний Дворец или Лувр. Это не одно большое помещение под единой крышей. Это с десяток – другой залов с огромными  открытыми дворами, садами, переходами по солнцу из одной части в другую.

Как только к власти пришел Шах Джахан, он тут же начал расширять и перестраивать Красный Форт.

Более четырех лет Великий могол с женой Арджуманд Бану Бегам и с детьми был изгнанником. Незадолго до смерти своего отца,  ему удалось вернуть милость падишаха и трон для себя.

Арджуманд, которую Шах Джахан любил всем сердцем, получила имя Мумтаз Махал, что переводилось как Украшение Дворца.

Казна Моголов в те время просто ломилась от сокровищ. Если предыдущий повелитель Джахангир любил сады и живопись, то его сын тратил всю свою энергию на возведение новых зданий. А Арджуманд  так и оставалась его единственной любимой женой.

По традиции Великие Моголы принимали посетителей в Диван - и – Аме. Это такое крытое, продуваемое всеми ветрами одноэтажное здание, которое обычно стояло в середине большого двора.

Шах Джахан снес старую, деревянную кровлю  строения и возвел новую из красного песчаника.  Из такого же камня были выложены и стены крепости. Но больше всех других строительных материалов Шах Джахан любил белый мрамор.
Новый правитель большой империи хорошо помнил многочисленные аудиенции своего отца в темных и душных залах. Все эти годы Шах Джахан мечтал перестроить дворец в светлое и просторное помещение, которое будет достойно имени властителя обширной империи.

Великие моголы  себе не принадлежали. Например, они не могли долго спать по утрам. С первыми лучами солнца правители выходили к народу. Простой люд уже толпился под стенами крепости.

Вниз, с крепостной стены людям  опускали золотую цепь. К ней бедняки могли прикреплять свои прошения.

Самым большим бедствием было, если правитель утром не вышел к людям. Могли начаться беспорядки и бунты.

Далее цепь приносили во дворец.  Шах Джахан лично изучал  прошения.  Оставшуюся часть утра он проводил в Диван - а - Аме принимая посетителей, придворных, разрешая многочисленные споры.

Когда Шах  Джахан пришел к власти, он приказал казнить своего сводного брата.  Этого парня в годы изгнания нынешнего правителя Индии,  жена Джахангира  пророчила в правители империи.  Хитрая и расчетливая женщина выдала за него замуж свою дочь. Казнили так же  и двух его малолетних сыновей. Кстати эта дама приходилась тетей любимой жене Шах  Джахана. И даже это не спасло от смерти ее внуков.

Моголы долгое время жили по закону Тимура, который гласил, что нельзя убивать своих родственников, чтобы они не совершили. Шах Джахан первым нарушил этот закон. А вообще нет, не первым. Его отец тоже был замешан в убийстве родственника.

Продолжим рассказ про распорядок для властителя.

После завтрака Шах Джахан встречался с министрами и советниками, решая государственные дела. Обычно приемы проходили в Диван - и - Кхассе (Зал приемов) или в Гусль - Кхане (Комната для омовений).

После завершения утренних дел Шах Джахан отправлялся лично следить за строительством дворца. Он вникал во все детали.

Талантливых работников собирали со всей империи. Мусульмане и индуисты работали бок о бок. Шах Джахан обращал внимание только на умение мастеров, а не на их веру.

Но не только в Индии находились талантливые мастера.  Во дворец прибывали рабочие из Турции, Исфахана, Самарканда.

Доходим до очередного информационного камня.  На нем можно прочитать про новый дворец Шах Джахана, который состоял из двух частей. Старой из красного песчаника и новой из белого мрамора.

Когда-то в новой части дворца было невероятно красиво. Все цветы  и узоры, вырезанные в мраморе на стенах помещений, были инкрустированы драгоценными камнями. Из новой части дворца открывается вид на Тадж Махал. Чтобы  построить на нужном месте этот мавзолей, много лет меняли русло реки.

Мы оказались возле небольшой мечети. В ней молился только Шах Джахан. Здесь он проводил много времени в последние 8 лет своей жизни, когда был в заточении после предательства своего сына Аурангазеба. Этот сынок был еще той сволочью. И он продолжил традиции отца убивать родственников – конкурентов на трон. К тому же Аурангазеб был настоящим религиозным фанатиком - мусульманином. Родители его не любили. И с детства ему мусульманская религия замещала родительскую любовь. Аурангазеб жестоко преследовал индуистов, разрушал их храмы, уничтожал фигурки богов. Ни о какой веротерпимости больше не было речи.
 
Часть дворца, выстроенная из белого мрамора, смотрится потрясающе! Она  разительно отличается от красной. Большие пространства между строениями, все какое-то легкое и воздушное. Превосходная резьба по мрамору, кое-где даже сейчас можно найти остатки инкрустации драгоценными камнями.

Тут мне хотелось остаться навечно.  Люблю резьбу по мрамору. Особенно, когда понимаешь как раньше  все это вырезали примитивными инструментами, и сколько было вложено труда даже в самый незамысловатый рисунок. На самом деле одно неверное движение резцом и все могло пойти насмарку. Мастер мог годами обрабатывать глыбу мрамора, превращая ее в тончайшее кружево. Потом все поверхности долго полировали речным песком, добиваясь необычайной гладкости камня.

Неспешно мы дошли до какого-то Зала приемов.  Сейчас тут все запущено. Почерневший мрамор и грязь. Но во времена Шах-Джахана все  поверхности были инкрустированы драгоценными камнями. Представляете, как тут было красиво! Зал достаточно большой, но внутрь него нас не пустил охранник. Эти бравые индусы по территории дворца ходят с большими бамбуковыми палками. Где-то между переходами сохранилась резная мраморная решетка. Она напоминала тонкое кружево….
В этом же месте, если подняться чуть выше, можно разглядеть интересные крыши у некоторых строений. Кажется, что они медные.

Переходим в следующую часть дворца. В центре разбит цветник. Наверное, сейчас он не такой роскошный, как был в те времена, но все равно симпатичный. Вот бы еще фонтаны работали!

 Туристов бы ждала вожделенная прохлада. Хотя я не скажу, что было очень жарко. + 30. Мне было хорошо гулять, я почти не устала.  Дошли до какого-то зала. Здесь мраморные элементы были чистыми, без некрасивой черноты.

А дальше мы немного заблудились. Вернулись опять к месту, откуда виден Тадж Махал, чтобы понять, куда нам идти. Для этого начали просто наблюдать за толпой туристов с гидом и поняли, что нам воооооооооон туда. Путешествуя одна, я так часто делаю - если потерялась, стою жду. Пристраиваюсь за какой-нибудь организованной группой с гидом и понимаю, что да - мне как раз туда (сюда) и нужно. *улыбка*.

Оказывается, нам нужно было обойти очередной дворец по его периметру под навесом. А там, а там… А там опять мраморная красота с целыми инкрустироваными цветами и тонкими мраморными решетками. В одном из углов стоял грозный охранник и была раскидана куча одежды. Низкая дверь, которую он охранял  вела на лестницу.  Она уходила на два этажа вниз.  По лестнице туристы спускались в настоящий подземный двухэтажный лабиринт. Тут был  гарем. В среднем в этом гареме проживало около 500 наложниц. Получается, что в Красном Форте было целых два гарема.