Эмиграция - это творческая свобода и одиночество

Людмила Корина
Людмила Корина
Из записной книжки  начала 90х

"Бродский и Довлатов,почти ровесники, принадлежали к поколению, которое сознательно выбрало себе в качестве адреса обочину, превратив изгнание в точку зрения, отчуждение - в стиль, одиночество- в свободу" Александр Генис.

Сказку исследованиями и фактами не переборешь, разве что новыми сказками.
Дант писал терцинами,где были внутренние рифмы, где всё переливалось, как кожа змеи.Мои внутренние рифмы.Нет ритма в прозе - значит основная мысль не родилась.

К каждой из основных мыслей Ахматова пришла сама. И у меня было две - о фальсификации нашей истории и закон астрологии о влиянии проходящих планет, при совмещении с планетами в карте рождения,до того, как я прочла об этом.

Странное произведение моя “Женщина в море”. Он - герой одноимённой повести Леонида Бородина, Она - живая. В их диалоге нет развязки, потому что Он не слышит её, он не живой. Она попала в виртуальную реальность.

В роковые минуты тщетно всё, полюбленное в жизни.

Ахматовой писал зэк о её стихах - меня поразила их раненая простота.
Мне  в эфире слушательница сказала, что так написаны мои песни,а Надир - о рассказе про Шукшина.

Мои воспоминания написаны по законам творческим, но я вряд ли создаю “благоуханные легенды”.

"Какая есть, желаю вам другую...Целительница нежного недуга.
Чужих мужей вернейшая подруга и многих неутешная вдова".
Здесь я  вписалась в Ахматову.
 
Надежда Мандельштам-
"Поэтический труд сопровождается обострением всех видов чувственности, физиологических и духовных.Любовная лирика,как ни странно,  относится к аскетическому варианту поэзии".

АА-тенденция сглаживать разрывы и сумбур прошлого, у Осипа - раскрывая, изживать их.Во мне больше от первой.
 
АА и её дар дружбы, Цветаева увлекалась не только стихами, но и поэтами. Естественность и своенравие, неистовство и равнодушие.Умение из любви извлекать максимум радости и боли.Во мне - от обеих.

В Италии много лет жила скромно в  гарсоньерке Герси, на малых,не очень квадратных метрах.Квартирка была угловая. Эти углы со мной не совпадали. Моя округлость и квадратность в эти углы не вписывалась. В Москве бонбоньерка на Ракетном долго оставалась удобным квадратом, пока сын из неё не вырос. Поздно, как и всё в моей жизни, вписываемся с ним в просторные квадраты и прямоугольники 3х комнатной в горах. И адрес несомненно мой - те же 1 -6,
код 16161, повторяя предыдущие 11-1-16.
 
Уехали.Цветы забыли. Что отцвело, то пахнет гнилью.

Определить, идёт ли твоё движение по ходу жизни, есть задача астролога.

"Как во всяком общении,то, что увидит и назовёт один в другом, в этом другом вызывается к жизни".(АИС) У меня не так. Я своих героев писала собой. А они оставались всё те же.И к жизни вызывалось как раз другое, что я напоследок успевала разглядеть, оно и разлучало нас.
Пристально всматриваться в человека - опасно.

В”Странных людях” Шукшин ввёл себя в кадр фотографией, а я в инсценировке “Года чуда”  в предисловии инсценировки воплотилась  в девочку из повести Бородина,-голосом, подснежником,способностью любить с детства и  всю жизнь.

Марк Волоцкий Славе Клыкову хотел порекомендовать лепить артиста  Георгия Милляра,известного по роли бабы Яги.”Брось”,-говорю,-“у него своя по мастерской на помеле летает.”Это о мадам-моли.
 
Синяя записная книжка  90й май

Нагибин - не стоит размывать вину, не все одинаково виноваты.Активных холуёв власти надо выставлять на позорище.
Рынок долбанёт по искусству кузнечным молотом. Нас покупают на корню и задёшево.

Пастернак соседям :перед приходом к вам мне ванну надо принимать,такими помоями меня обливают, так я испоганен.

А.Битов “Пушкинский дом"!
Он был человеком “породы”,  той культуры и порядочности, и ничем её не заменишь и никак уж её не выбьешь.

Эмиграция - это одиночество и свобода  (Б.Зайцев)

Аксёнов -заграницей, вдали от литературной суеты литература остаётся в чистом виде.

15.5.90  открыла для себя Элегию Рахманинова.
Снится Светлана. Случайно обнаружила цветные плёнки 70го года,напечатала  кадры Светы с них. ПлАчу." Как же мне жить без тебя, мой бесценный друг ?"

Я стала писать стихи. Сначала эпиграммы.
А затем - героиням идеологической пропаганды Интуриста посвящается...

Григорий Померанц- Как математически рассчитать поведение человека ? Даже органическая молекула ведёт себя так, словно одновременно находится в нескольких состояниях.
Следует допустить наличие сверхчеловеческих сил.Человек действует не совсем свободно, а значит не совсем виноват.

Свидетельства поэтов - они схватывают целое одним скачком интуиции.Эти прозрения ближе всего к сути вещей.

27.4.93
Болит сердце, болит сердце…
Не так, как раньше – не тоскою души, а физически – сжимается, устаёт. Рука немеет с той поры, как ожиданием эфира напряглась  у радио, когда вырвался и записался на кассету мой стон – ведь утрясая программу передач редактор не предупреждает, что эфира обговоренного уже третий раз, не будет. Таня утешала.

У Тургенева: душа рвалась и тосковала, а ум, охлаждённый опытом…
Жила раздумьями рассказа, пела и грустила с Тургеневым. Выстраивала театр своей жизни, основной мотив  которого трагичен.

Писать своей жизнью опасно, дальше так играть нельзя, дальше можно только умереть. Устала от чужого безволия или злой воли… Беспросвет может стать пружиной творчества. Загонять сердце в перегрузках? Бросить?
Станет легче, если снять, сбросить вериги. Добровольное служение - бессмысленное жертвоприношение.

Одна реальность входит в другую. Жила в ритме слова, в звучании интонации, как в наваждении.Моя жизнь излишне плотная для её восприятия другими.Я вошла в поэзию, как в другую реальность.Сейчас попытка выхода из неё болезненна Что-то во мне рвётся остаться в ней, или же окончательно уйти, вернуться к себе «достиховой».

Нет созвучия между внешним и внутренним миром, которое необходимо для написания стихов. Тогда шло созидание, теперь разрушение, или попытка - оттого и боль.Какая реальность не уступит - зовущая в наваждение, или ослабевшая от столкновения с жизнью, прототипами.Зовущая к ним- слабым, цепляющимся и мстящим за это новое знание о них?

Уйти от них, погрузиться в себя? Есть ещё природа – грязноватый мартовский снег и пламя, рвущееся из  мусорного бака.
Я ведь познала их достаточно глубоко  и писала не бытовую, а главную правду о них.Люди порой смешны и трогательны даже когда злятся. Как странно им было читать и слушать мои стихи...

Людмила Корина 22.11.16 Генуя