Брестская крепость

Андрей Горбач
Я мысленно возвращаюсь в крепость. В моей голове она триедина по числу проходов через монолит восточных ворот. Я вижу темное небо с мириадами звезд, штык упирается в квадрат большой медведицы, Вечный мелькает на металле штыка, гогот туристов, по монументу пробегает фонарь, образ человека-крепости ложится трепетом по нервам я сжат в комок и он же подпирает горло. Ощущение, что и меня уже здесь нет. Ночь тиха и наш путь среди теней развалин кривыми тропами лежит к Жажде. Я вижу и не вижу его, но река рядом и берег с травой. Я падаю на него вижу трупы в Буге вижу солдата простреленного на вылет с каской-черпаком, грязь и вывороченная земля мира вокруг нет- есть только этот солдат, я, мои друзья, речка, развороченные снарядами и очередями ивы, крепость-человек сзади, и вообще везде, я сижу на ней в ней и сам как она-кирпич и воздух. Я вижу мальчика лет 10 смотрящего на прострелянного солдата чувствую его отчаяние, его решимость, его боль. По щекам ровно ложится вода, это не жертва- это принятие, принятие того, как оно есть. Все вижу как днем, словно глаза прожектора, вот только вычленяют они то, чего уже нет - все минуло. Комок не отступает, хочется рыдать в голос, но что-то держит. Звезда изломанная тенями лежит наградой на теле крепости-человека нет ни мыслей о достоин не достоин, нет мыслей о празднике или горе- есть только пустота и боль... Звезда освещена восходящем солнцем. Людей нет-мы одни. Свет искрами ложится вокруг. Все словно декорации, а солнце яркий софит. Все ночное заперто внутри, наружу вылазят только гулкие комментарии, совершенно не нужные. Все можно разглядеть- отверстия пуль в воротах, развалины, пушки, монумент... Масштаб поражает, теряешься, начинаешь думать, разум уносит к тому, что-да-как- все шелуха. Только взгляд монумента пересекает меня, смотря в мою ночь. Стоя на мосту долго смотрю на Жажду и реку- вновь вижу войну.. Ощущение недосказанасти-чего-то не понял. Полдень принес весть об отъезде, она была прозрачна, но понимание дошло не сразу. Чувство незакончености выливается в понимание, того что нужно возложить цветы. Не потому что так делают, или так надо, а потому, что так чувствую. 12 гвоздик разошлись по рукам. Вокруг-что то происходит, но все словно мимо. Взгляд выхватывает монумент, крепость, тени, вокруг люди, но не до них-их нет. Я вижу нас троих и крепость, слышу цокот марша- дети идут в не по размеру форме-несут знамя. Что-то не здешнее есть в этом, глупый выкидыш пространства- порожденный чей-то волей. Они мимо, они не с нами. Цветы к вечному. Идем к Жажде. Возлагая гвоздики тянусь зачем-то дальше. Тело пронзает ощущение- чувство я-он. Долго, а может нет стою на моcту смотрю на солдата- Буг делает красивую петлю- хороший кадр. Кадр жизни в стенах смерти. Начинают бить колокола. Изломы звезды наполняются "вставай страна огромная" крепость-человек провожает нас, странным торжеством. Все взрезано- нет больше слов о войне-я что-то понял, но сказать не могу. Изломы бетона над головой строят тени- я сам вдруг оказываюсь в катакомбах, вижу танец огня по кирпичным сводам. Я сам там был, мне нечего добавить.