Прощание с Финляндией

Марьша
      Иллюстрация из интернета: финки в национальных костюмах.

 На следующее утро Сиррка объявила, что программа заканчивается, и наша туристическая поездка  подходит к концу.  И еще добавила, что в связи с тем, что мы передвигались по Финляндии на автобусе, мы устали, и она  возьмёт  нашу группу  на отдых  в Центр отдыха для дипломатического корпуса в Хювенькяя. Город Лахти находится северней, а Хьювинькая  расположена южнее, между Лахти и Хельсинки. Может чуть не так называется, но произношение финское выговорить трудно.

      Я РЕШИЛА, ЧТО СИРРКА И ФИННЫ РЕШИЛИ НАД НАМИ ПОДШУТИТЬ!  Кто же нас возьмёт  в такой центр, где отдыхает дипломатический корпус? Помятуя  о том, как нас чехи  кормили в глухом забитом углу не первой свежести и без окон!
Но мы после завтрака действительно поехали  с вещами.
 
         КАК ПОТОМ ОКАЗАЛОСЬ, ФИННЫ НАС НЕ ОБМАНУЛИ.

      Автобус ехал долго, везде лес, сугробы по 3 метра высотой и наш автобус  в этой циничной белизне казался  небольшой букашкой. Было жутковато. Не дай Бог, кто-то будет ехать навстречу и нас  просто не увидит  за этими сугробами!   Наконец,  автобус чуть поднялся в гору, свернул налево, и прямо перед нами в лесу оказалось одноэтажное  приземистое модерновое  здание из стекла. Под крышей  был виден большой и  длинный бассейн. Какая-то нереальность в жизни:  везде снег, а здесь в лесу- здание из стекла. Казалось, в лесу  потерялся  сказочный  домик для детей.
         Мы насторожились. Сиррка сказала, чтобы мы свои сумки и чемоданы забрали с собой, и мы вошли в это здание.  После обустройства, сразу должны  выйти в холл и пойти в ресторан на обед. Внутри это помещение было внушительней.

        Подошли к клеркам и нам стали выдавать ключи от номеров. И единственный случай, когда номера представлялись на 2 человека. Коридоры – это сплошные лабиринты, нам показали наше направление, и мы пошли по коридору с ковровым покрытием. Мы настолько привыкли к этим покрытиям, что даже снег на обуви нас не беспокоил.

       Зашли в номера, и остолбенели от увиденного. Во-первых, окон нет. Это всё - сплошная стеклянная стена. Но тепло. На этих стенах,  предполагаемых окнах, висела мешковина бежевого цвета вместе тюли. Вместо портьер висела та же мешковина, поплотней, и коричневого цвета. На мешковине ни орнамента, ни красок, ни вышивки. В комнате стояли кровать и  диван. Под  стеной-окном  стоял стол, 2 кресла и 2 стула. У входа  стоял шкаф для одежды, обуви и чемоданов. Над диваном висели часы – будильник. Гостиница  была совершенно не похожа на все предыдущие. Что-то в дизайне было кричащее, что-то непонятное. Много нового. Вообщем, вызывало много вопросов.

           Обозрев всё это, мы разделись. Приготовились к обеду, и вышли в коридор, где уже галдели наши туристы. Дружной компанией  прошли в холл. Сиррка повела нас в ресторан.
После обеда Сиррка дала нам время для прогулки по лесу, чтобы отдохнуть от долгой дороги. Оделись, вышли.

 С горки катались четверо детей возраста 5-6 лет. Одна наша «Корова» попросила детские саночки, села,  и  санки тут же рассыпались. Ребёнок не заплакал. Но мне было так стыдно за нас! Хоть бы ребёнку дала денег любительница катаний или что-то иное. Ничего! Ребёнок собрал  части бывших саночек и ушёл домой. Это безобразие до сих пор стоит перед моими глазами. С испорченным настроением мы прошлись немного по дороге и вернулись назад.

         Сиррка стала собирать нас в сауну. Мы всё время ждали этого момента! Всем выдала купальники, простыни и полотенца. Предупредила, чтобы  с телом в мыльной пене не входили в бассейн, придётся спускать всю воду, так как после нас сауну займут другие. Еще добавила, чтобы грязными в бассейн и сауну не заходили, а помылись  в душевых, которые расположены в первой, после зала отдыха, комнате. Кажется всё понятно? Да! Если люди  не идиоты!

         Гид привела нас в сауну и ушла. Оставив нас  торкнуться западной цивилизации, так как на моей памяти, в то время  саун в нашем городе на Украине не было.
Мужчины зашли в мужскую половину, женщины - в женскую. Мы стали принимать душ, чтобы чистыми войти в сауну и в бассейн  поплавать. На полках были выставлены моющие средства на все вкусы и нюхи.  И вдруг с мужской половины выходит весь в мыле наш преподаватель музыки и плюхается в бассейн. Пены было столько много, что у нас отобрало речь. Идиоты что ли мы?

         Напарившись, наплававшись, мы вышли в комнату отдыха, посидеть на кожаных креслах, и удивились заботе Сиррки. Несмотря на свою беременность, она не стала отдыхать, а принесла для нас  напитки по нашему желанию, которое мы высказали после ресторана. В центре стоял столик, на котором выставлены  пиво,  Пепси, Колу, Лимонад, Морс. Всё, что мы заказали.Комната отдыха была оформлена  очень оригинально: обита деревянной вагонкой полностью. И люстра  была  из вагонки. Уютно, красиво.
Отдохнувшие мы вышли из сауны, и пошли по своим номерам отдыхать.
Было стыдно от того, что Сиррке придется оплатить  стоимость воды в бассейне, которую поменяют из-за нашего идиота – преподавателя.

           Мы настолько расслабились, что все заснули. И в это время  зазвонил очень громко  в номере  директора школы с супругой  будильник.  Они спросонья не поняли ничего, в белье вылетели в коридор и двери, конечно же, захлопнулись. Директору  пришлось в трусах  и майке пойти к клеркам – ребятам молодого возраста. Тем, видимо, захотелось подшутить и на объяснения директора, они махали головой, что ничего не понимают. Как оказалось, никто в  выданный нам Разговорник  на финском,  и не заглядывал, и ничего не выучил!  А я, когда выпадало свободное время, заглядывала и выучила по-фински счёт до тысячи, элементарные слова: Куда? Сколько стоит? Спасибо и т.д.

        Возвращается наш директор в трусах, зрелище еще то: огромный живот  нависает над трусами. Стучится к нам в дверь  и кричит: «Маша, иди, объясни этим туркам, что наша дверь захлопнулась». Сравнение с турками было смешным, так как финны все высокие и светло русые.
Оделась и пошла к клеркам, они все встали и ждут, что же я буду говорить? Я   сказала: » пейве»  - привет!  Они заулыбались и тоже ответили приветствием. Продолжаю     дальше: «Неrra, и объясняю, что закрылась дверь  такого-то номера по-фински. Они заулыбались, один  клерк тут  же берёт связку ключей и идёт быстро к этому номеру. Я за ним не успела. Прихожу, и что вижу? Открыты  двери 3-х номеров. Наши стоят и хохочут, а директор успел напялить на себя брюки.

         Не помню, в тот же день или на другой день Сиррка объявила прощальный ужин, и мы пойдём в зал для  дипкорпуса. Она всегда улыбалась и мы не поняли – очередная шутка?
Но оделись соответственно. Мой вес был 60 кг, а не такой, как сейчас,  и я могла позволить надеть на себя любую одежду. Надела чёрную бархатную юбку в пол, тёмно-коричневую  обтягивающую блузку  и пояс из чешского стекла. Другие наши дамы « в грязь лицо тоже не положили» и одеты были достойно. И вот вечером в 21 час мы вышли в холл, оттуда Сиррка повела нас вверх по лестнице, заходим в здание и немеем на время. Конечно, в нашем областном  центре на Украине тоже были рестораны. Какие? Обычные, как во всех городах: зал, в углу сцена для  музыкантов и певца, если они есть. Могут отличаться покраской стен, в одном ресторане столы квадратные, в другом - прямоугольные. В основном – всё!

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ ПОСПОРИТЬ, НАПОМИНАЮ, ЭТО – 1978ГОД!
Правда, в Днепропетровске  молодые архитекторы Университета перестроили старую мельницу в «шинок», но внутри  - обычный дизайн.

        Что нас ошарашило?  Величина ресторана! И дизайн, конечно! Самый первый зал размещён  глубже от других залов. Он выдержан в  строгом стиле: прямоугольный, белый, столов мало. Вверх от этого зала поднимаются   лёгкими каскадами другие залы с прозрачным ограждением высотой с одного метра. У каждого  столика мягкие уголки, которые ограждены тканевыми полосами ровно на столько, чтобы соседи не глазели на другие столики. На столах лампы с приглушённым светом. Где можно мило побеседовать и не бояться, что соседи  будут слышать твой разговор.

       Наш зал имел отдельный вход С ЛЕСТНИЦЫ, это был третий каскад, но уже ровный.  Наши  столы на 2 человека стояли вдоль загорождения. Видимо, чтобы нам посмотреть и нас показать! Сиррка опять нас предупредила, что будет шведский стол, берите хоть 20 раз, но нужно всё съедать  и тарелки должны быть пустыми.

      В первом зале появляются  2 пары англичан. Их сразу можно было узнать по одежде: женщины в бледных с цветами платьях со складочками юбки, а сверху серый  пиджак с воротами апаш.
Мужчины оделись во фраки. Было какое-то торжество, так как им поставили огромный стол, зажгли огромной длины белые свечи и обслуживали их 4 официанта. Повар подтянул электроплиту на колёсиках к их столу. Второй официант принёс  блюдо и предложил каждому из них выбрать мясо. Выбранное мясо положили в сковороду, облили спиртом и подожгли. Это я сейчас так спокойно об этом пишу, а тогда мне казалось, что это пожар и я чуть не стала кричать «караул»!
Буквально через 1-2 минуты повар накрыл крышкой сковороду, огонь потух, и бифштекс с кровью стали подавать каждому англичанину.
В душе я благодарила Сиррку, ну, где бы я еще увидела, как готовится английский бифштекс с кровью?

        Но тут наше внимание от англичан было направлено на нашу группу. Встал лысый Юрасик, который своим поведением всё больше вызывал неуважение группы и сказал слова благодарности в адрес Сиррки! И в знак благодарности преподносит от нас   …… лампу в виде  царской кареты пошлую и аляпистую. Опять стало стыдно! Получилось, мы показали свою безвкусицу.
        Да Украина славится  своими вышивками! Купить бы вышитую скатерть, или полотенце. Эта вещь и себе бы пригодилась, и показать гостям не стыдно. Я больше, чем уверена, что после нашего уезда эта лампа будет в комиссионном магазинчике.
 
       Сиррка в ответ тоже сказала: «Вы – самая лучшая группа из всех моих групп! (Мы опустили глаза,  стало стыдно! Неужели были группы  из СССР еще хуже нас?) Мне с вами было интересно, спокойно и хорошо»  И добавляет: « Я знаю, что некоторые из вас  посетили ночной клуб. (Это она так тактично говорит об инциденте с трусами в ресторане). Но многим тоже хочется  увидеть ночной клуб и я вам дарю ночной клуб до 5-ти часов утра!» Мы за аплодировали! Действительно, нам очень хотелось посмотреть ночной клуб.

       И  говорит  с обычным  юмором: « Я  сейчас уйду, мой живот не влазит за стол. А вы отдыхайте, сколько хотите, в ночном клубе ваши места никто не займёт». И начался праздник живота! Шведские столы стояли за огромными колоннами. Мы вначале скромненько подходили и  смотрели, что на столах. Ребята! Не хватало только птичьего молока! Пожалели, что желудки такие маленькие. На овощном столе были овощи всего мира. На фруктовом столе – фрукты всего мира. На рыбьем столе – рыба, не выразить словами. Я засмотрелась на рыбные кусочки, копчённые, жирненькие, жир насквозь видно. И уже хотела взять. Как кто-то крикнул: «Маш, это же лягушки для французов!». Ой, как я благодарила этого кричащего!
Набрала на свою тарелку  копчёной остеринки и пошла к столу. Съела, встала и опять к ней же. Вообщем, ребята, я больше ничего не ела. Это была такая вкуснятина, что выразить словами нельзя было. А к столу я подходила 5-6 раз. Никто не обращал на меня внимания.
Мы шутили, разговаривали. Уже не обращали внимания на англичан и французов. Мы были ни чуть не хуже их. У них своя манера одеваться, у нас – своя!

       Ну, сколько можно обжираться? 2-х часов вполне хватает. Поднялись и пошли в ночной клуб в 23 часа. Действительно, наши места были не заняты, а на столах стояли графины с клюквенным морсом. Ну, всё понимает эта финка! Заняли свои места и стали обозревать, что собой представляет ночной клуб.
Итак, танцпол находится в глубокой яме, а по периметру каскадами, каскадами -уютные уголочки со столиками с лампами с приглушённым светом, мягкими диванчиками, ограждёнными от других столиков очень милой тканью с цветочками. Дизайн был бесподобен.

Музыка уже играла, мы спустились танцевать. С начало скованно, а потом пришла раскованность. Никто ни на кого не смотрел, всех увлекли танцы.
Поднялись опять к своим столикам на отдых. Там стоят новые кувшины с новым морсом. Опять опустошили. Вообщем, надолго меня не хватило. Я выдержала до 2-х часов и пошла в номер.

      Утром нас не будили до 10-ти часов. Накормили, погрузили  в автобус, и мы поехали назад в Хельсинки к нашему поезду. Об устроились, в это время никто ни на кого не обращал внимания. Сколько чемоданов везут Юрины друзья. До границы.
Проводник был наш, мужчина около 40-ка лет. Прошёл по всем купе и предупредил, что через 30мин. будет граница. Нужно воспользоваться туалетом, т.к. потом туалет закроют на 30 мин. и открывать не будет возможности.
Послушались. Сходили.  (В то время био-туалетов не было).
       И вот тут всем сразу стало понятно, кто вёз товар в большом количестве. На  вторую Юрину  подружку вдруг напала диарея, в народе – понос! Она мечется по вагону, обмахивает себя полотенцем и кричит на проводника: «Ты - фашист! Пусти меня в туалет!» Покрасневший проводник отвечает, что, если он сейчас откроет туалет, его уволят с работы.

Вообщем, зрелище было неповторимое. Прошли финскую границу. А финнам – хоть всё вывози, только подтверди покупки  чеками.

 А вот при проезде нашей  границы девочка чуть не  обделалась (пардоньте). Как они выкручивались, не знаем. При прохождении таможни, они закрыли дверь купе.

     Остановились в  нашем городе Выборге. Зашли в привокзальное кафе, надо же что-то поесть. Огромная и толстенная официантка нас отправила на 3 буквы. Вот! Наконец мы в своей любимой стране! Звучали до боли знакомые слова. Только было очень больно, что за той полосой  границы - культура обслуживания, доброта, уважение к человеку, а у нас  - хамство, грубость, отсутствие элементарной культуры обслуживания.

Добрались на Украину без проблем.

А Финляндия на всю мою жизнь осталась доброй сказкой с феями, волшебниками и чудным местом! Низко кланяюсь вам, финны, что вы нас принимали, как любую другую нацию. Но больше всего мне запомнится отдых в месте отдыха для всех людей, не  деля людей  на западных и восточных.
С тех пор я финнов просто обожаю!