Отношение к религии студентов университета

Константин Матаков
ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ СТУДЕНТОВ БГУ


В последнее время все чаще обсуждается вопрос о роли религии в обществе. ВАК признал теологию научной дисциплиной, в части школ преподается предмет «Основы православной культуры». В связи с этим важно понять, как общество или некоторые общественные группы в России относятся к религии, и какую роль она играет в общественной жизни. В частности, как воспринимают религию студенты, которым предстоит решать судьбы России в будущем. Материалом нам послужит исследование, которое автор проводил в 2000е годы, опрашивая студентов различных факультетов Брянского государственного университета.
Мною было опрошено 1000 студентов (из них 680 – девушки, 320 - юноши). Им было задано 29 вопросов, касающихся религиозной проблематики. Большинство вопросов подразумевали ответы «да», «нет» и «не знаю». На вопрос «верите ли Вы в Бога», 75% дали положительный ответ, 9% - отрицательный. Остальные затруднились с ответом. Эти данные заметно выше общероссийских данных, согласно которым, количество россиян, верящих Бога, колеблется в пределах 58-65% [см. 1,2,4].  Это может быть объяснено тем, что в нашем опросе две трети аудитории составляли девушки, и, к тому же, девушки гуманитарных факультетов (иняз, начфак и т.д.), т.е. группы, которые демонстрируют большую религиозность, чем другие группы (что естественно, учитывая контингент БГУ). Исследования во многих европейских странах показывают, что мужчины традиционно «холоднее» и «атеистичнее». Напротив, те факультеты, где преобладает естественнонаучная специфика и процент молодых людей выше – отношение к религии получается более негативным. На факультетах иностранных языков и начальных классов (ныне – ФпиП) количество ответивших «да» на вопрос о вере в Бога, достигало 80%. На фак-те физ.культуры был минимальный результат – 56%, на физмате, фак-те технологии – 65%. Единственным исключением явился исторический факультет с 64% верящих в Бога – это минимальный показатель среди гуманитарных факультетов.
Сам по себе высокий процент верящих в Бога, разумеется, не означает глубокой религиозности. В 60е годы большинство населения СССР верило в коммунизм – и не потому, что все читали Маркса и Ленина, и научно осмысли-ли суть коммунистической формации, а потому что срабатывал принцип «как все, так и я». Сегодня этот принцип срабатывает в противоположном направлении – большинство вокруг вроде бы верит в Бога, - значит, и я склонен верить. Однако попытка детализировать, что для человека значит вера в Бога, доказы-вает, что религиозность большинства студентов в значительной степени фор-мальна.  Например, социолог Е.В. Щербакова на основании опроса студентов Пермского национального политехнического университета, получила следующие цифры: на вопрос о вере в Бога «да, конечно» ответили 42%, «наверно, да» - 14%, «что-то такое есть» - 10%, «нет» - 10% [см. 4]. В сумме получается 66% верящих в Бога, но назвать эту веру твердой нельзя. В нашем опросе студентам задавался уточняющий вопрос: Бог, по-Вашему, это кто – «личность», «безлич-ная сила», «природа»? Понятно, что христианство и ислам, которые исповедуют явное большинство жителей России, обязаны считать Бога Личностью. Однако такой вариант выбрали только 30%, вариант «сила» - 23, 6%, «природа» - 12%. Т.е. в сумме более 35% выбрали варианты понимания Бога, которые свойственны скорее язычеству, но никак не монотеистическим религиям. И это при-том, что 88% отнесли себя к православию. Но что значит в данном случае православная идентичность? К верующим себя отнесли 27%, отчасти верующим – 42%, к неверующим – 20%. Т.е. неверующих оказалось в два раза больше, чем отрицающих существование Бога. Ситуация парадоксальная: количество верующих в Бога среди студентов БГУ (это подтверждают и общероссийские опросы) на 10-15% меньше, чем количество людей, относящих себя к православию! Т.е. такого рода православная идентичность даже не предполагает в обязательном порядке верить в Бога..
Аналогичные проблемы мы видим и при попытке исследовать «практическую» религиозность: часто молятся (по их словам) 17% респондентов, нечасто – 59%, никогда – около 24%. Последняя цифра чуть выше количества «неверующих». Похожая картина наблюдается и в ответах на вопрос: часто ли Вы посещаете церковь? Часто (уточнялось, что это чаще одного раза в месяц) – 4%, нечасто – 77%, никогда – 19%. Тут, конечно, необходимо объяснить, что респонденты понимают под выражением «посещать церковь» - полностью отстоять службу и участвовать в таинствах церкви? Многочисленные исследования показывают, что для большинства россиян «посещение церкви» ограничивается «захождением в церковь», но не реальным участием в литургии. Если у тех же людей спросить «часто ли Вы участвуете в богослужениях», то проценты «час-то» и «нечасто» будут ниже – одно дело просто зайти в храм и «поставить свечку», а другое – 2-3 часа присутствовать на службе. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., только 3,3% россиян «глубоко религиозны» [см. 2]. Что же до остальных, то они могут быть отнесены к то-му феномену, который известный религиовед М.Н. Эпштейн именует бедной религией [см. 5]. Другие религиоведы используют термин «итсизм», обозначающий «веру во что-то высшее», но без конкретной догматики и конкретной религиозной идентичности [см. 3]. Е.В. Щербакова, на основании исследования пермских студентов, приводит такие цифры: 50% полагают, что «Бог один. А религиозные конфессии отражают разные взгляды на Него», 30% полагают, что все «конфессии ведут к одному Богу», и только 13% утверждают, что «различия между конфессиями принципиальны» [4].
Однако не все так просто. Скажем, в нашем опросе, 44% респондентов ответили, что они верят в абсолютную безгрешность Христа, а в Его воскресение верят 66%. В существование рая и ада верят чуть больше половины, а ангелов и демонов – около двух третей. В непорочное зачатие – треть, в бессмертие души – почти две трети. Т.е. «теоретически» едва ли не большинство студентов признает немалую часть христианской догматики, но без «обязывающего аспекта» - так, как признают формулы физики, без того, чтобы это влияло на жизнь в каждое мгновение существования. Следовательно, если мы видим религиозность в смысле «теории без практики», то это, видимо, нельзя до конца отождествлять с итсизмом, предполагающим значительно более полную религиозную размытость. С другой стороны, судя по опросу, мы наблюдаем типичный религиозный синкретизм, говорящий о том, что у людей нет последовательного религиозного мировоззрения. Допустим, в переселение душ верят почти 40% опрошенных, однако на вопрос, где Вы будете после смерти, 77% ответили – «не знаю». И это притом, что 88% отнесли себя к православию! Понятно, что это «совмещение несовместимого», «мировоззренческая шизофрения». Но так было бы, если бы человек «всерьез» верил во взаимоисключающие вещи. Здесь же иная ситуация. Казалось бы, если человек верит в переселение душ, то ответ очевиден – после смерти душа будет в новом теле. Однако это было бы очевидно и логично для сторонника восточных религий – здесь же мы видим веру в переселение душ – но без религии. Просто об этом часто можно «услышать» в «популярных» источниках информации – как и астрологические прогнозы, например. Аналогично, 20%, относящих себя к православию, верят в приметы, 6% - в колдовство и магию [см. 2].
Т.е. перед нами – «мешанина в головах», но с «бессознательной право-славной идентичностью». Любопытно, что хотя 66% верят в воскресение Хри-ста (все-таки Пасха – главный православный праздник), однако во всеобщее воскресение мертвых, о котором повествует Библия, верят только 14%, 57% - не верят. Конечно, в православной догматике эти события взаимосвязаны, но у наших современников (в т.ч. студентов) – нет. В воскресение Христа верят скорее как в исторический или социокультурный факт (многие же празднуют Пасху), но не в том смысле, что это имеет первостепенное значение для тебя лично и для всего человечества. Интересно, что во Второе Пришествие Христа и Страшный Суд – верит уже 31% опрошенных. Опять-таки, в Библии эти события увязаны со всеобщим воскресением, а здесь более высокие проценты, очевидно, связаны с острым желанием справедливости у студенческой молодежи. Таким образом, можно констатировать, что вера в воскресение Иисуса у большинства респондентов не воплощается в жизни и цельном мировосприятии: социолог Б.В. Дубин утверждает, что в 2008 только 7% опрошенных россиян собирались на Пасху «идти в церковь», 20% собирались освящать куличи, и при-мерно столько же – идти на кладбище, хотя Пасха – это праздник воскресения, а не смерти [см. 1].
 С подобной «невоплощенной религией» мы сталкиваемся и в другом аспекте: 85% опрошенных в БГУ студентов собирались крестить своих детей, но только 18% выступают за введение в школах Закона Божьего, в то время как 56% - за преподавание истории религий. Т.е. крещение детей не вызывает заметного противодействия, хотя бы просто как дань «национальной традиции», однако воспитание детей в вере – нет. И тут мы понимаем, что постатеистов среди опрашиваемых явно больше, чем подлинно верующих: молодые люди, которых родители не воспитывали в вере, и сами не склонны думать о воспитании в вере собственных детей. Б.В. Дубин приводит сходные данные: 79% крещены, но 78% - не причащаются [см. 1]. Неудивительно, что знание основ религиозного учения не очень глубоко: хотя в нашем опросе около половины заявило, что знает молитву «Отче наш», но вот правильно все Евангелия смогли на-звать только 16% опрошенных. А.В. Ткаченко признает, что около двух третей московской молодежи не имеет «чёткого представления о религиозных традициях» [3].
Подводя итоги, мы можем констатировать следующее: студенты в БГУ в целом демонстрирует позитивное отношение к религии и в достаточно большой степени разделяют базовые доктрины христианской религии, однако влияние религии на их повседневное существование оказывается значительно менее существенным, что можно объяснить советским наследием современного посткоммунистического общества.

Список литературы

1. Дубин Б.В. Отношение россиян к религии URL: http://www.svoboda.org/a/445614.html (дата обращения: 24.11.2016).
2. Религия в современной России. URL: http://rusrand.ru/analytics/religija-v-sovremennoj-rossii (дата обращения: 24.11.2016).
3. Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодежи URL:  (дата обращения: 24.11.2016).
4. Щербакова Е.В. Отношение к религии в среде студенческой молодежи URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1360 (дата обращения: 24.11.2016).
5. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия URL: http://magazines.russ.ru/october/1996/9/epsh.html (дата обращения: 24.11.2016).