Рассказы о тайге

Юрий Замыцкий
Дорогие друзья!
          Я хочу поделиться с Вами впечатлениями от поездки на Дальний Восток.
В восьмидесятых годах я служил в городе Лесозаводске, в госпитале, начальником анестезиологического отделения. В свободное от работы время мы с друзьями ходили в тайгу на охоту, ловили  рыбу, собирали грибы, ягоды и, что самое интересное и необычное – искали корень жизни « жень-шень ». В  1984г. продолжил службу  в Германии, в Лейпциге был начмедом крупного госпиталя. Закончил службу в  г. Владимире, где сейчас и проживаю. Я часто вспоминал Дальний Восток, друзей, которые остались там, удивительную по красоте природу, и мечтал снова побывать там. И вот три года назад, располагая большим количество свободного времени, первый раз за  двадцать пять лет осуществил свою мечту. И теперь каждый год, летом, сажусь в вагон поезда, еду через всю страну, чтобы 1-2 месяца побыть с друзьями в тайге.
      Расскажу об одном из походов в тайгу.  Нас трое - два Сергея, им по 25-30 лет, я- мне – 70, и собака Дина. За плечами рюкзаки –по 20-25 кг., у них ещё дополнительный груз. Путь в тайгу – это не прогулка по нашему подмосковному лесу. Под ногами раскисшая слякоть. Ноги увязают в жидкой грязи и их приходится с усилием вытягивать из неё, иногда оставляя в грязи сапог. На дорогу часто выходит ключ ( ручей ) и приходится идти по щиколотку в воде, боясь зачерпнуть воды в сапоги. Когда ключ уходит в сторону, на дороге остаётся болото, туда лучше не соваться. Приходится продираться  через  колючие кусты, через завалы из упавших полусгнивших деревьев, густой травы и крапивы. В высокой траве не видно сучков, зато очень чувствительно, когда  наткнё -шся  на него ногой.
          Дорога пошла в гору, хоть и плавно, но ощутимо, когда на спине тяжёлый груз. Добрались до перевала, передохнули с полчаса на пасеке, пошли дальше. Впереди большая берёзовая падь длиной  3-4 км, почти сплошное болото. Идём  по жидкой грязи, иногда прыгая с кочки на кочку. Дорогу перегородила таёжная небольшая речка. Не широкая – метров 7-8, но довольно глубокая. Переходим по упавшему бревну, оно тонкое, слегка пружинит, погружаясь в воду. Рюкзак тянет назад, того и гляди слетишь в воду. Я пережил несколько неприятных мгновений, но всё-таки перешёл вслед за ребятами. Прошли эту поляну, думаем, ну теперь хоть лучше дорога будет. Куда там. Мало того, что местами опять болото, да ещё сплошь завалы и грязь. Опять продираемся по кустам. Иногда ухватишься за ветку, чтобы не упасть, а это окажется аралия или элеутерококк. Лекарственные растения, очень полезные, да только страшно колючие. Взвоешь от боли и идёшь дальше. Жара. Мы взмокли от пота и стали лёгкой добычей для комаров, мошки и клещей. Перед заходом в тайгу мы купили в деревне какую-то китайскую жидкость от комаров. По словам продавца очень эффективную, но уж страшно вонючую. Намазались, куда деваться. Глаза щипет, а комарам хоть бы что. Наверное они не понимают по китайски.
        Идём дальше. Уже 7 часов вечера, а мы прошли только половину пути. Рюкзаки становятся всё тяжелее, привалы чаще, темнеет. Впереди должен быть вагончик, раньше стоял. Решили дойти до него, и заночевать там. Дошли, а вагончика нет, его куда-то увезли. Куда деваться. Отдохнули, и пошли дальше. Тяжело, а идти надо, впереди ещё 10 км. Сжали зубы и как механические роботы, не обращая внимания ни на темноту, ни на комаров побрели дальше. Дошли. Дорога заняла 10,5 часов. Какую радость испытываешь, когда увидели барак, поляну, баню. Можно скинуть рюкзаки и сесть в избушке, даже прилечь на топчан.
       Что только не сделаешь, если это необходимо и некуда деваться. Раньше мы  эту дорогу проходили за  5-6 часов, да ещё с детьми. А нам выдался такой путь. Умылись, затопили печку, разогрели консервы, попили чаю и сразу стало легче.
        Утром  пошли  за вещами, спрятанными недалеко. Потом отправились на корнёвку на ближайшую сопочку. Корнёвка – это поиск жень – шеня. То, из-за чего я приехал за 10 тысяч км. Для ребят это хороший заработок. Как повезёт. Для меня это ещё и романтика. Далёкие и очень радостные воспоминания о корнёвке в 80-х годах. Но это уже другая история.
        Сейчас в тайге многое изменилось. Ходить по тайге стало намного тяжелее. Идти нужно рядом, метрах в 10 – 15 друг от друга, не обходя завалы, продираясь через переплетённые вьющейся травой, лимонником, малиной, виноградом  поваленные деревья, колючие кустарники и всё время смотришь вниз в поисках жень – шеня, и на соседа, чтобы не уйти в сторону. Раньше ходили в кедах, а сейчас в резиновых сапогах, которых хватает только на один сезон. Так мы ходим целый день. В обед короткий отдых на бревне, разжигаем небольшой костёр. Чтобы дымом отпугнуть мошкару и комаров. Полчаса отдохнём, загасим тлеюшие остатки костра и идём дальше.
          Что значит искать жень – шень в июне?. Корень даёт небольшой стебелёк высотой 20 – 40 см., на нём от 2 до 5 листьев, пятипалых, в форме кисти руки. Чем толще стебель и больше листьев, тем крупнее корень. Вверху на стебле кисточка сначала зелёных продолговатых ягод, которые в конце июля созревают, становятся красными и их уже легче найти. А мы шли в начале июня, и искали зелёную траву в зеленой траве, ориентируясь только на форму листьев и зеленую кисточку из ягод. Трава густая, просматривается только 2 – 3 м. Насколько трудно найти корень – мы ищем уже 8-й день, и ещё ничего не нашли. Девятый день. Вечереет, направляемся в сторону барака. Ведёт нас опытный таёжник. Я прохожу мимо дерева, обернулся, и замер. Он, точно он. Сердце радостно забилось. Малюсенький, на 3 листика. Кричу «панцуй». Это значит корень. Мне кричат -« шима панцуй », какой?. Отвечаю – «тунтес». Такой обычай – кричать по китайски. Корешок оказался очень маленьким и мы не стали его выкапывать. Но я был горд,что в таких трудных условиях  сумел найти корешок и утёр нос молодым. Мы ходили ещё 2 дня, но так больше ничего не нашли. Вот такая у меня была корнёвка в июне 2008 года. В дальнейшем были более удачные  походы.