Ведический Лунный календарь экадаши- это самые лучшие дни месяца: Одиннадцатый день от Новолуния и Полнолуния. В году 12 месяцев, по два дня поста в каждом месяце, всего 24 дня постясь можно получить замечательный эффект.
Как западная, так и аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Современные биологи и древние мудрецы соглашаются, что пост развивает человека физически и умственно. Поэтому понятно, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни. Пост в экадаши очень помогает человеку прогрессировать на пути возвращения к Богу.
Читающий об этих экадаши изучит как правильно соблюдать их. Каждый экадаши дарит особое благо строго соблюдающему их. Тот , кому физически невозможно поститься в экадаши, может читать о величии этих дней и повторять ИМЕНА ЭКАДАШИ, так он достигнет той же цели, что и полностью соблюдающий обет экадаши.
Смотрите Календарь экадаши .
Повествование из БХАВИШЬЯ-УТТАРА Пураны : 3. САПХАЛА ЭКАДАШИ.
Юдхиштхира Махараджа сказал :" О Шри Кришна, как называется экадаши тёмной половины месяца пауща ( декабрь-январь )? Как соблюдать его и какому Божеству поклоняться в этот день? Пожалуйста, поведай мне это, о Джанардана."
Всевышний Господь молвил: " О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Пауша-Кришна экадаши. Я не так доволен жертвоприношениями и пожертвованиями,как соблюдением моими преданными полного поста в экадаши. Поэтому, по мере сил, надо поститься в экадаши, день Господа Хари.
О Юдхиштхира, в полном сосредоточении слушай славу Пауда- Кришна экадаши, который выпадает на двадаши. Как Я объяснил раньше, не надо делать различия между многими экадаши. О царь, на благо всего человечества Я рпишу сейчас тебе способ соблюдения Пауша-Кришна Экадаши. Пауши-Кришна экадаши известен также как сапхала экадаши.В этот день надо поклоняться Господу Нараяне, он является его правящим Божеством. Нало следовать описанным раньше способам поста. Как среди змеев лучший - шеша-нага, среди пернатых - Гаруда, из жертвоприношений наилучшее Ашвамедха-ягья, а из рек наилучшая - Мать Ганга, среди Богов - Господь Вишну Величайший, а из дваждырождённых брахманы лучшие, так из всех дней экадаши лучший. О первый из царей, рождённый в династии Бхараты, тот, кто строго соблюдает экадаши, становится очень дорог мне, и, конечно же, всячески почитаем Мною. Выслушай сейчас, как Я опишу процесс Сапхала экадаши.
В Сапхала экадаши мой преданный должен поклоняться мне, предлагая свежие фрукты соответственно месту, времени и обстоятельствам и медитировать на Меня как на всеблагую Высшую Личность. Он должен поднести Мне плод джамбира, гранат, бетель, кокосовый орех, гуаву орехи,гвоздику, манго и различные виды ароматических пряностей. Также он должен предложить Мне благовония и светильник на гхи, так как предложение светильника в Сапхала экадаши особенно благоприятно. Преданный должен стараться бодрствовать всю ночь.
Сейчас, пожалуйста, выслушай с неослабным вниманием, каковы блага поста и всенощного бодрствования. О лучший из царей, ни одно жертвоприношение или паломничество не принесёт блага, равного или превышающего благо от поста в Сапхала экадаши. Такой пост - особенно нсли бодрствовать всю ночь - даст искреннему преданному тот же результвт, что и аскетическая практика на протяжении пяти тысяч лет. О лев среди царей,, пожалуйста, слушай прославленную историю этого экадаши.
Это случилось в городе Чампавати, которым правил святой царь Махимшмата. У него было четыре сына.. Старший из них, Луспака, всегда был занят очень греховной деятельностью - недозволенным сексом с чужими жёнами, азартными играми, постоянно общался с известными проститутками. Своими злонамеренными поступками рн постепенно растратил бргатство отца, царя Махишматы; также Лумпака стал критиковать полубогов и брахманов и каждый день поносил вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя состояние своего сына, изгнал его в лес. Лумпака был так греховен, а царь так гневен, что из страха перед ним даже сострадательные родственники не стали защищать Лумпаку.
Изумлённый этой ссылкой Лумпака задумался:" Отец изгнал меня, и даже родственники не возражали. Что мне теперь делать?" Он строил греховный план:" Под покровом тьмы я проникну в город и похищу его сокровища. Днём я буду оставаться в лесу, а ночью вернусь в город." Думая так, он вошёл в тёмный лес. Днём он убивал многих животных, а ночью воровал в городе ценности. Горожане несколько раз арестовывали его, но из страха перед царём они оставили его в покое. Они решили, что царевич из-за грехов прежних рождений потерял свои царские достоинства и действует так греховно.
Хотя Лумпака был мясоедом, он каждый день ел также и фрукты. Случилось так, что он жил под баньяновым деревом, которое очень дорого Господу Васудеве. Многие поклонялись этому дереву, как богу всех растений в лесу. В то время, как Лумпака совершал столько греховных и недостойных поступков, наступил Сапхала экадаши. Накануне экадаши он провёл всю ночь без сна, т.к. воздух был холодным, а его одеяло - тонким. Холод не только украл у него покой, но и почти убил его. Когда взошло солнце, он стучал зубами и находился почти в коматозном состоянии. Всё утро того дня, экадаши, он не мог выйти из оцепенения.
Когда наступил полдень Сапхала экадаши, грешник Лумпака встал и смог покинуть своё место под баньяновым деревом. Но с каждым шагом он спотыкался. Он шёл по лесу медленно и неуверенно, подобно хромому, страдая от голода и жажды. Лумпака был так лаб, что не смог в тот день убить ни одного животного. Это заставило его собрать кое-какие фрукты, упавшие на землю. Когда он вернулся к баньяновому дереву, солнце садилось.
Положив фрукты рядом с собой на землю, Лумпака заприитал :" О горе мне! Что мне делать? Дорогой отец, что стало со мной? О Шри Хари, пожалуйста, будь милостив ко мне и прими эти фрукты!" Он был вынужден вновь провести всю ночь без сна, но тем временем Верховная Личность Бога, Мадхусудана, остался доволен подношением лесных плодов Лумпакой и принял их. Помимо воли Лумпака провёл экадаши в полном посте, и это позволило ему без дополнительных препятствий вновь обрести царство.
Выслушай, о Юдхиштхира, что случилось с сыном царя Махишматы, когда лишь часть полученного блага пустила росток в его сердце.
На следующий день, когда взошло прекрасное солнце, перед Лумпакой появился дивный конь и остановился возле него. Одновременно с чистого неба внезапно донёсся голос:" Этот конь твой, Лумпака. Оседлай его и немедленно отправляйся навестить свою семью! О сын царя Махишматы, милостью Господа Васудевы и благодаря соблюдению тобой Сапхала экадаши, твоё царство без дальнейших помех вернётся к тебе. Таково благословение, плученное тобой соблюдением поста в этот благоприятный день. Сейчас иди к отцу и займи своё законное место в династии."
Выслушав эти божественные слова, Лумпака вскочил на коня и поскакал в город Чампавати. Благодаря соблюдению Сапхала экадаши, он стал лучшим царевичем, чем раньше, и смог погрузить свой ум в лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хаои. Иначе говоря,, он стал Моим чистым преданным.
Лумпака выразил отцу, царю Махишмате, своё смиренное почтение и принял обязанности царевича. Видя своего сына с вайшнавскими украшениями и тилакой, царь Махишмата дал ему царство и Лумпака беспрепятственно правил много-много лет. Каждый раз, когда наступал экадаши, он поклонялся Всевышнему Господу с великой преданностью. По милости Шри Кришны он получил чудесную жену и замечательного сына.
В старости он передал царство сыну - точно так же, как получил его от своего отца - а сам отправился в лес, служить Всевышнему Господу, управляя умом и чувствами. Очистившись от всех материальных желаний, он оставил тело и вернулся домой, обратно к Богу,заняв место у лотосных стоп Господа Шри Кришны.
О Юдхиштхира, тот, кто обращается ко Мне, как Лумпака, полностью освободится от тревог и сожалений. Несомненно, каждый, кто правильно соблюдает этот великий Сапхала экадаши, - пусть даже ненамеренно, подобно Лумпаке,- будет прославляем в этом мире. Он полностью освободится от смерти и возвратится на Вайкунтху, в этом нет сомнения. Кроме того, тот, кто просто слушает прославление Сапхала экадаши, получит ту же награду, что и совершающий Раджасуя-ягью, и, по крайней мере, попадает в следующем рождении на райские планеты."
Так заканчивается повествование о славе Пауша - Кришна экадаши или Сапхала экадаши, взятое из Бхавишья- уттара Пураны.